Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
1-я Анна из 1829 года генерал-майора Александра Яковлевича Фабра
Александр Яковлевич Фабр (16 ноября 1782 — 4 августа 1844) француз по происхождению, родился в Варском департаменте в Провансе 5 (16) ноября 1782 года и был старшим из шести человек детей у отца своего Якова Фабра, доктора медицины и хирургии. Отец Александра Яковлевича с раннего возраста занялся воспитанием своего сына, мечтая видеть его инженером, так как родной брат его, Карл Фабр, занимал в то время, как инженер, важный пост. После обучения на родине в разных школах, Фабр во время революции лишился отца и вышеупомянутый дядя его продолжал руководить занятиями своего племянника до 1801 года, то есть до поступления его в Политехническую школу в Париже. Пройдя в этой школе два курса, по математике и по черчению, Фабр был переведён в Школу инженеров путей сообщения.
Окончив курс её в 1805 году с отличием и званием кандидата, был назначен в распоряжение генерал-инспектора путей сообщения. После целого ряда удачно исполненных поручений и проектов, он в 1810 году состоял уже в должности ординарного инженера. После встречи императоров Александра I и Наполеона в Эрфурте в 1809 году, Фабр Высочайшим указом от 18 июля 1810 года был принят в русскую службу, в Корпус инженеров путей сообщения, с чином подполковника и с производством ему двойного жалованья против того, которое он получал во Франции.
По прибытии в Россию, Фабр был назначен в только что основанный Институт Корпуса инженеров путей сообщения профессором прикладной математики, с причислением в резерв Корпуса инженеров путей сообщения. В сентябре 1811 года он был назначен состоять при Санкт-Петербургском генерал-губернаторе для устройства каналов, с сохранением должности в Институте[1].
В 1812 году, во время военных действий с французами, он был удалён на жительство сперва в Ярославль, затем в Пошехонье и наконец в Иркутск, с производством ему одного лишь штатного жалованья. Вследствие особого ходатайства высшего иркутского начальства, ввиду крайне бедственного материального положения Фабра, последовал Высочайший указ о назначении ему вновь двойного оклада.
В 1815 году, Фабр был возвращён в Санкт-Петербург и вступил в русское подданство; в этом же году он был командирован в IV округ путей сообщения и затем поступил туда на службу для составления проектов по устройству Таганрогского и Мариампольского портов, а также для съёмки и нивелировки реки Маныча.
В середине 1810-х был членом петербургской масонской ложи Соединенных друзей.
В 1818 году командирован в Москву для поднятия 4-х колоколов на колокольню Ивана Великого, и в этом же году назначен на штатную должность помощника директора работ военных поселений, с назначением в I округ путей сообщения, в Новгородскую губернию.
Произведён в генерал-майоры 1 марта 1820 года. В 1827 году назначен присутствовать в Совете Главного Штаба Его Императорского Величества по военным поселениям. 21 апреля 1831 года переведён в корпус инженеров военных поселений, но, вследствие болезни, приказом от 26 февраля 1833 года уволен от службы.
Un polytechnicien au service des Tsars en Russie : Jacques-Alexandre Fabre (X1801).
Le don à la Bibliothèque de plans réalisés par Fabre en Russie entre 1810 et 1833, est l’occasion de revenir sur le parcours de cet ingénieur polytechnicien, envoyé en 1810 par Napoléon auprès du Tsar avec Bazaine (X1803), Destrem (X1804) et Potier (X1805), suite à la paix conclue à Tilsit entre les deux puissances.
Détail d'une carte pour l'établissement de la jonction du Don et de la Volga
Le premier traité de Tilsit entre Alexandre 1er et Napoléon, signé en secret le 7 juillet 1807 après les batailles d’Eylau et de Friedland, établit une alliance entre la France et la Russie. En conséquence le Tsar demande à la France l’envoi d’ingénieurs pour organiser un service des voies de communication, dirigé par Betancourt, qui est à l'origine de ce recrutement de spécialistes étrangers. Quatre jeunes polytechniciens ingénieurs des Ponts-et-Chaussées partent en Russie : Fabre (X1801), Bazaine (X1803), Destrem ( X1803) et Potier (X1805).
Fabre commença sa carrière russe à Saint-Pétersbourg avec le grade de lieutenant-colonel et fut nommé professeur et sous-directeur de l’école des voies de communication, sous la direction du général de Betancourt. Une de ses premières réalisations consiste à construire un pont sur le Néva, vis-à-vis de la statue équestre de Pierre-le-Grand.
La campagne menée par Napoléon en Russie en 1812 entraîne la déportation politique de Fabre à Irkoutsk, en Sibérie près du lac Baïkal. Au retour des Bourbons en France, Fabre est rappelé en tant que colonel du génie et peut poursuivre ses travaux : projet pour le port de Taganrog, construction de ponts sur la chaussée de Saint-Pétersbourg à Moscou.
Fabre fut ensuite nommé membre de la direction des travaux des colonies militaires. Les colonies militaires furent instituées par un ukase du 18 avril 1818. Elles consistent à installer des soldats tirés de l’armée régulière dans des communautés agricoles. Les paysans de la couronne, exemptés de l’impôt qu’ils devaient à l’État, reçoivent en revanche dans leurs foyers un certain nombre de régiments. La première colonie à être construite est celle où fut installée le régiment du comte Araktcheïeff, composé de 3000 hommes, dans la région de Novgorod.
En 1833 Fabre demande son congé au Tsar Nicolas et retourne en France. Il décède le 4 août 1844. 170 ans plus tard sa famille décide de donner à l’Ecole polytechnique des plans qu’il a dessinés en Russie et ramenés en France. Pour voir tous les plans numérisés, cliquez pour accéder au catalogue des archives, puis saisisssez les mots clés plan fabre.
Тут бумага едва ли не реже самого ордена. Выходит, аж до 1832 года вручали такие знаки... если не позже. Вроде золотой крест, хотя трудно разобрать. Но кольцо и кольца у медальона золотые, да и решетки похожи.
На данном сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать контент и сохранить Ваш вход в систему, если Вы зарегистрируетесь.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie.