Создание ВВС Израиля в 1948 году представляет собой уникальный случай создания национальных воздушных сил с помощью и на основе добровольцев (или на иврите МАХАЛь ("Митнавдей Хуц Ле-Арец" - "Добровольцы из-за границы"). Отсутствие летного персонала из Палестины объясняется прежде всего политикой британских колониальных властей - до 1943 года евреев из Палестины вообще не принимали в Королевские воздушные силы. В итоге к 1948 году пилотов набралось всего 25 человек, а техников и того меньше.
Зарубежные добровольцы стали прибывать с ноября 1947 года, но наибольший поток пошел, конечно, с 15 мая 1948 года.
Таким образом, большинство летного персонала (70%) ВВС Израиля в войне за независимость составляли добровольцы из 15 разных стран. Они служили как пилоты, штурманы, радиооператоры, бомбардиры, стрелки без формы и званий. Так, из 193 пилотов в ВВС Израиля - 171 были МАХАЛь.
Самым первым МАХАЛь был Гарри Фредкенс, бывший пилот РАФ, который отправился в Англию покупать самолеты. К концу 1947 года ему удалось купить несколько учебных и транспортных самолетов. В их числе были и знаменитые "Норсеманы", которые обеспечили большинство перевозок в ходе Войны за Независимость.
Интересна его история появления в Шерут Авир. Он служил в одной из эскадрилий РАФ в Палестине и 20 февраля 1948 года дезертировал. Объявился как Яков "Фредди" Иш-Шалом. Его огромный опыт (а служил он в РАФ с 1937 года) очень пригодился в становлении воздушных сил Хаганы. Именно благодаря ему были восстановлены практически из металлома 20 проданных британцами "Остеров". Именно он возглавлял команду по восстановлению первого израильского "Спитфайра".
Следующим добровольцем был Борис Сеньор, бывший пилот южноафриканских ВВС в ходе Второй Мировой войны. Он прибыл в Палестину в декабре 1947 года. Но вскоре вернулся в Южную Африку чтобы набрать летно - технический персонал для будущих ВВС Израиля. В числе его достижений была организация фиктивной авиакомпании для перевозки почты из Йоханессбурга в Тель Авив. Закупленные ДС-3, понятное дело, никогда не перевозили почту, а сразу же были включены в состав ВВС. После перегонки "Дакот" именно Сеньор облетал первый "спитфайр". Во время войны служил как летчик - истребитель в составе 101-й эскадрильи, а после войны занимал различные штабные должности в штабе ВВС.
На другой стороне океана - в США закупкой самолетов и вербовкой персонала занимался Эл Швиммер (летчик и техник, который оставил работу в компании TWA в ноябре 1947 года). С помощью агента Хаганы Йехуды Арази ему удалось закупить несколько С-46-х, которые сразу же перегнали на секретную базу ВВС Израиля в Чехословакии. После войны он возглавил компанию Бедек, предшественницы знаменитой Israel Aviation Industries.
Вообще стоит отметить, что все командование 69-й, 103-й и 106-й эскадрилий во время войны 1948 года состояло из МАХАЛь. Такое же положение сохранялось и после войны. Не удивительно, что рабочим языком в ВВС Израиля долгое время был английский, а не иврит.
Кроме "западных" союзников в Израиль перебрались также несколько евреев, ранее служивших в ВВС РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия). Мало того, именно советскую школу подготовки прошли польские евреи. Сведения о них разрозненные, но они есть:
на летной работе:
Гриша "Ричард" Браун (Бар-Он) пилот служил в 35-м звене
Миша Кеннер (Керен) пилот 105-я эскадрилья
Моше Мильман (Бар-Зви) штурман 103-я эскадрилья
Наум Вейсс стрелок 35-е звено
Стоит привести также фамилии и нескольких поляков, служивших в польских подразделениях в составе ВВС РККА:
Натан "Нутек" Адлер (Эльдар) штурман 103-я эскадрилья летал на По-2
Стефан Фальк (Ларон) штурман 69 и 103-я эскадрильи летал на По-2
Бунек Фестинг штурман 103-я эскадрилья летал на По-2
Якоб "Кубах" Левитин пилот 1-я(?) эскадрилья до октября 1944 года летал в составе 1-й эскадрильи 1-го истребительного авиаполка "Варшава"
Еще одной важной заслугой МАХАЛь стала подготовка израильских летчиков. Первой секретной школой стала летная школа в Бэйкерсфильде (Калифорния), организованная летом 1948 года Элинором Рудником. Вскоре аналогичные курсы были организованы в Урбе (Италия), причем главным инструктором был южноафриканец, а все инструкторы - из США. Однако основной была подготовка пилотов в Чехословакии. Кроме того, по крайней мере один американец (Гарольд Грин) занимался подготовкой в Израиле. Кстати, аналогичные курсы (но после войны) организовал Рудольф Огартен.
Из 33 пилотов ВВС Израиля, погибших или пропавших в ходе войны за Независимость, 17 были МАХАЛь. 8 из США, 6 из Канады, три из Британии и двое из Южной Африки. Кроме того, два МАХАЛь (летчик Вильям Гершон и инженер Гленн Кинг, оба из США) погибли в катастрофе израильского С-46 в Мехико 21 апреля 1948 года. Шесть из семи израильских летчиков, попавших в плен, были МАХАЛь (три - из США и по одному из Британии, Голландии и Южной Африки). Без помощи добровольцев не могло быть и создания нынешних ВВС Израиля - этот факт был и остается непреложной истиной.
http://iafrus.narod.ru/pipl/maxal/33.html