Аншлюс Австрии - взляд из сегодня.

detlev

Местный
Регистрация
15 Янв 2009
Сообщения
4,127
Реакции
246
Адрес
Deutschland
«При Гитлере не все было плохо»: ошеломляющие итоги соцопроса к 75-летию аншлюса Австрии.

12 марта 1938 года германский вермахт вступил на территорию Австрии, а на следующий день Вена приветствовала на своих улицах урожденного австрийца, вождя (фюрера) немецкой нации и канцлера Германской империи Адольфа Гитлера. В марте 2013 года, за неделю до 75-летнего юбилея воссоединения Австрии и Германии, ведущее австрийское либеральное издание Der Standard отметило этот юбилей совместной германской истории специальной публикацией, посвященной опросу австрийцев по поводу воссоединения за неделю до годовщины, проведенному Market-Institut из Линца – родного города Гитлера. Всего были опрошены 502 человека. Попутно обращу внимание на то, что в российской историографии, как и в советской, воссоединение двух немецких государств до сих пор называется немецким (чужим для восприятия русского человека) словом «аншлюс». Совершенно очевидно, что это делается так же, как и в случае со словом «фюрер», которое так же спокойно переводится на русский язык словом «вождь», для пропагандистских целей – чтобы затушевать суть этого события, а именно – воссоединения, которого австрийцы активно желали. (9 ноября 1918 года австрийское Временное национальное собрание обратилось к канцлеру Германии с просьбой включить Австрию в Германскую империю, а в 1921 году это желание было подкреплено и ошеломительными результатами проведенных в разных землях Австрии референдумов по этому вопросу – от 98% до 99% австрийцев высказались за воссоединение Германии. Осуществить это желание тогда не позволили победители Первой мировой войны, диктовавшие условия Версальского договора.)

Авторы из Der Standard задались тогда, в 2013 году, вопросом, что было бы в Австрии, если бы не существовало специального закона, угрожающего наказанием за попытки присоединения Австрии к Германии? Смогли бы в данном гипотетическом случае германские националисты в этой стране мобилизовать население на повторение аншлюса уже в 21 веке, спустя 75 лет? И вот 54% опрошенных сотрудниками Linzer Market-Institut ответили положительно на данный вопрос. При этом, как оказалось, именно молодые и более образованные респонденты в Австрии дали шанс немецким националистам на аншлюс. 37% опрошенных полагали, что закон, запрещающий аншлюс, является слабым препятствием, а 50% считали его всего лишь формальным запретом. Но 13% полагали, что это излишне строгий закон.

Кроме того, опрос Linzer Market-Institut свидетельствует, что 61% австрийских респондентов хотели бы видеть «сильного человека» во главе Австрии. Получается, что трое из пяти австрийцев желали бы видеть сильного лидера во главе своей страны. Аналогичные социологические исследования, но с иной постановкой вопроса, в 2008 году показали, что пятая часть респондентов в Австрии желали бы «иметь сильного лидера, благодаря которому не придется беспокоиться о парламенте и о выборах».
Linzer Market-Institut задал еще один «коварный» вопрос респондентам: «в политике и в общественной дискуссии ставится вопрос о том, что социальные льготы от государства должны распространяться на собственный народ». 57% согласились именно с подобным националистическим принципом социальной политики государства. Среди носителей подобных представлений о социальной справедливости преобладают сторонники Австрийской партии свободы (FPÖ – ранее ассоциировалась с именем ее бывшего лидера Йорга Хайдера).

Ну, и, наконец, на самый «провокационный» вопрос 42% австрийцев в выборке ответили положительно. Они высказали мнение, что «при Гитлере не все было плохо». 57% приняли тезис: «В эпоху Гитлера не было ничего хорошего». При этом, как оказалось, сторонники «сильного человека» во главе Австрии склонны одновременно видеть положительные черты в национал-социалистической эпохе. На вопрос о том, была ли Австрия в 1938 году «первой жертвой гитлеровской Германии», либо же она добровольно присоединилась к Рейху, 53% опрошенных высказались, что аншлюс был добровольным. Менее половины – 46% – согласились видеть в Австрии жертву нацистской Германии.

То, что большинство австрийцев в 1938 году желали объединения с Германией, это исторический факт. В течение нескольких десятилетий после II Мировой войны официальная идеология в Австрии, подчиняясь воле победителей, поддерживала тезис о том, что эта страна стала в Европе «первой жертвой Гитлера». Опрос марта 2013 года продемонстрировал, что подобная трактовка еще и в наше время недостаточно укоренилась в современной Австрии. Оказалось невозможным вычеркнуть из истории и забыть ликующие толпы в Вене, приветствовавшие Гитлера 13 марта 1938 года.

Что касается «денацификации» Австрии, то 61% респондентов высказали мнение, что ее уже достаточно, 39% сказали, что нет. Подобное же разделение наблюдалось и по вопросу о достаточности компенсаций жертвам нацизма. 57% респондентов сказали, что «жертвы этой несправедливости или их потомки получили адекватную компенсацию». 42% поддержали мысль, что компенсация была недостаточной.

На вопрос о том, могла бы тогда Австрия военным способом сопротивляться присоединению к Германии, 15% заявили, что война с Германией была бы полезна, 42% – что война ухудшила бы ситуацию в Австрии, а 43% сказали, что она не имела бы никакого значения.
В мировых СМИ посчитали тогда результаты опроса австрийцев по поводу годовщины воссоединения Германии и Австрии (аншлюса) ошеломляющими. О более новых опросах на эту же тему, мне пока неизвестно.

Генрих Дауб: Эта часть текста Дмитрия Семушкина подвергнута мною лингвистической корректировке и сопровождена небольшими комментариями.

* * *
Аншлюс (нем. Anschluss) – присоединение, включение Австрии в состав Германии, (по русски было бы правильнее переводить словом «воссоединение», чем оно по сути и было. – прим. ГД) состоявшееся 12-13 марта 1938 года. После Первой мировой войны движение за воссоединение было весьма сильным с обеих сторон, как в Австрии, так и Германии. Сам Гитлер, австриец по происхождению, был германским националистом и люто ненавидел австрийский партикуляризм Габсбургов.
В текстах мирных договоров 1919 года: Версальского с Германией, Сен-Жерменского с Австрией и Женевских протоколов октября 1922 года были статьи, запрещавшие аншлюс.
 
Аншлюс Австрии Германией состоялся в ночь с 11 на 12 марта 1938 года, когда германские войска, заранее сосредоточенные на границе в соответствии с планом «Отто», вошли без какого-либо сопротивления на территорию Австрии. 13 марта 1938 года в 19 часов Гитлер триумфально въехал в Вену. В тот же день был опубликован закон «О воссоединении Австрии с Германской империей», согласно которому Австрия объявлялась «одной из земель Германской империи» и отныне именовалась Остмарк». Историческое название «Австрия» (Österreich), таким образом, упразднялось. 10 апреля 1938 года в Германии и Австрии был проведен плебисцит со следующей формулировкой вопроса: «Согласен ли ты с произошедшим 13 марта 1938 г. воссоединением Австрии с Германией и голосуешь ли за список нашего лидера Адольфа Гитлера?» Над большим кругом надпись «Да», над маленьким – «Нет». По официальным данным, в Германии за аншлюс проголосовали 99,08% жителей, в Австрии - 99,75%.
В ходе Второй мировой войны странами-союзниками по антигитлеровской коалиции был взят курс на аннулирование аншлюса. В Московской декларации 1943 года аншлюс объявлялся недействительным. Правда, вины за нацистские преступления союзники с Австрии не снимали.
После окончания войны Австрия была отделена от Германии, ей были возвращены все ранее входившие в ее состав территории, однако, в ней также осуществлялся оккупационный режим. Оккупационный контроль над Австрией продолжался вплоть до 1955 года, когда в соответствии с подписанным 15 мая 1955 года Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии, страна была восстановлена в качестве независимого и суверенного государства. Договор 1955 года с Австрией заключили СССР, США, Великобритания и Франция.
Государственный договор 1955 года запрещал аншлюс, т. е. объединение Германии и Австрии. Статья 4 «Запрещение аншлюса» гласит: «Союзные и Соединенные Державы заявляют, что политический или экономический союз между Австрией и Германией запрещается. Австрия полностью признает свою ответственность в этом вопросе и не будет вступать в политический или экономический союз с Германией в какой бы то ни было форме».
Правительство Конрада Аденауэра в ФРГ подвергло критике, как решение о нейтралитете Австрии, так и национализацию т. н. «немецкой собственности». Австрийское правительство в пику немцам десятилетиями проводило в Австрии сознательную политику по усилению австрийской идентичности. Однако потребовалось некоторое время, чтобы австрийское национальное сознание стало преобладать у большей части населения страны.
Тем не менее, несмотря на запрет, Австрия и ФРГ со временем установили де-факто особые отношения. В 1976 году австрийский шиллинг был привязан к западногерманской марке. Существовала тесная кооперация между ФРГ и Австрией в политике безопасности по линии спецслужб. В негласном германском содружестве австрийцы специализировались по Балканам – Югославии и передавали собранную секретную информацию западногерманской BND.
Австрия изначально поддерживала политику ФРГ по отношению к ГДР, отказывая последней в государственном признании. Однако после подписания по воле Вилли Брандта германо-германского Генерального соглашения от 21 декабря 1972 года, Австрия пошла на дипломатическое признание ГДР, ставшей третьим немецким государством. Консульские отношения между Австрией и ГДР были установлены в 1975 году. Австрия признала институт гражданства ГДР к большому разочарованию в Федеративной Республике Германии. Резкой критике в Западной Германии за это подвергся канцлер Австрии Бруно Крайски. Несмотря на это, Крайски совершил весной 1978 года официальный государственный визит в ГДР.
Однако Австрия сыграла и выдающуюся роль в падении ГДР, когда в 1989 году обеспечила коридор для бегства граждан ГДР через Венгрию в Западную Германию. Австрия позитивно приняла воссоединение Германии, которое официально было завершено 3 октября 1990 года.
Падение СССР привело к изменению нейтрального статуса Австрии. В 1995 году Австрия вступила в Европейский Союз. О запрете Государственного договора 1955 года на политическое или экономическое объединение Австрии и Германии по формуле «в какой бы то ни было форме» в тот момент постарались забыть, как в Москве, так и в Берлине и Вене.
В двусторонних политических отношениях Австрии и Германии в рамках ЕС наиболее примечательным эпизодом стала активная роль правительства канцлера Германии Герхарда Шредера и вице-канцлера Йошки Фишера в организации давления на Австрию в 2000 году, когда в правительственной коалиции очутилась FPÖ Йорга Хайдера. До конца красно-зеленой коалиции в Германии отношения между двумя немецкими государствами в политическом плане оставались напряженными.
Европейская интеграция в случае с Австрией и Германией означает интеграцию двух германских государств. По состоянию на 2010 год 180 тыс. граждан Австрии живут и работают в Германии, а 213 тыс. граждан Германии – в Австрии. Для Австрии Германия является крупнейшим торговым партнером. Около 40% импорта Австрии приходится на Германию, а треть ее экспорта идет в эту страну. Более 43% всех прямых иностранных инвестиций в Австрии принадлежит Германии. В свою очередь, Германия является объектом номер один для австрийских зарубежных прямых инвестиций. Немецкие фирмы участвуют в ряде крупных компаний в Австрии, в таких, как банки, медиа компании и сети супермаркетов. Особое значение для австрийской экономики играет высокая доля немецких туристов в Австрии. Почти половина ночей в австрийских предприятиях туризма приходится на немецких гостей. Особые отношение между Австрией и Германией установились в культурной и научной областях. Многие деятели культуры и ученые из Австрии работают на постоянной или временной основе в Германии и наоборот.
Многие австрийские авторы публикуются в германских изданиях, а австрийские журналисты находят себе применение на немецком рынке средств массовой информации и наоборот. Не в последнюю очередь речь идет, на самом деле, о тесной интеграции на австрийском рынке средств массовой информации с немецкими издателями. Для многих немецких телеканалов открыты австрийские кабельные сети телевидения (напр. каналы Sat. 1 и Sat. 3. – Ред.) Это означает, что публичное обсуждение политических и социальных вопросов часто идет параллельно в обоих немецких государствах. Тем временем, австрийское кинопроизводство и телевидение, а также австрийский культурный экспорт в целом играют все более заметную роль в Германии.

Дмитрий Семушин – европейский обозреватель ИА REGNUM
Оригинал статьи можно прочитать здесь:
http://www.regnum.ru/news/polit/1634555.html#ixzz2NHdciWbE
 
"На вопрос о том, была ли Австрия в 1938 году «первой жертвой гитлеровской Германии», либо же она добровольно присоединилась к Рейху, 53% опрошенных высказались, что аншлюс был добровольным. Менее половины – 46% – согласились видеть в Австрии жертву нацистской Германии."

Не всякая жертва принудительная, бывают и добровольные.
Нужно оценивать австрийцев не по мечтам 1938 года, а по итогам 1945.
 
Интересно, а современные австрийцы знают, что если-б не советская армия, союзная авиация превратила-бы Вену в Дрезден, ну или в Гамбург(планы такие были). И,тогда итоги 1945 года для австрийцев могли быть совершенно другими.
 
все эти опросы, выборы, это полная муйня. Голосуют обычно против чего то, а не за что то. Вот не нравится оно как сегодня живется, значит раньше лучше было. Тем более никто из опрашиваемых в те годы не жил, в бомбежках не погибал, в окопах вшей не кормил, в Сталинграде не мерз, а туда же, грандиозные мысли и планы молоть языком не устают.
 
все эти опросы, выборы, это полная муйня. Голосуют обычно против чего то, а не за что то. Вот не нравится оно как сегодня живется, значит раньше лучше было. Тем более никто из опрашиваемых в те годы не жил, в бомбежках не погибал, в окопах вшей не кормил, в Сталинграде не мерз, а туда же, грандиозные мысли и планы молоть языком не устают.

Моя очень старенькая соседка (сначала опасалась говорить, но после длинного разговора и моего акцента) сказала: " Я про то время ничего плохого сказать не могу".
Я приехал в Германию в 1993 году и ещё было с кем поговорить.

:drinks:
 
и ты на мнении старенькой соседки возвел себе здание сказки и в нем теперь живешь?
 
Моя очень старенькая соседка (сначала опасалась говорить, но после длинного разговора и моего акцента) сказала: " Я про то время ничего плохого сказать не могу".

У нас очень многие старушки говорили то же самое про сталинское время.
 
Странно, а попав в русский плен, австрийцы почему-то заявляли, что они никакие не немцы, а вот немцы плохие и они их заставили воевать. :biggrin:
Так и жили в лагерях, австрийцы отдельно, немцы отдельно.
 
Странно, что вы тоже делите людей на русских, украинцев, белоруссов. Для меня это один народ.
 
Странно, что вы тоже делите людей на русских, украинцев, белоруссов. Для меня это один народ.

Это откуда такое глубокое наблюдение?
Из моего поста?
Так это австрийцы сами в плену категорически отделяли себя от немцев. не я, и не НКВД.
 
Странно, а попав в русский плен, австрийцы почему-то заявляли, что они никакие не немцы, а вот немцы плохие и они их заставили воевать. :biggrin:
Так и жили в лагерях, австрийцы отдельно, немцы отдельно.

Так немцы могли-таки сказать, что национал-социализм австрияки придумали.:biggrin:
 
Чего только в плену не наговоришь.
Как можно один народ разделить? Границей?
По такой логике и баварцы не немцы. Уж, они- то точно от сегодняшней Германии отмежевались бы.

:wub:
 
Чего только в плену не наговоришь.
Как можно один народ разделить? Границей?
По такой логике и баварцы не немцы. Уж, они- то точно от сегодняшней Германии отмежевались бы.

:wub:

Баварцы и не любят,когда их немцами называют.
Пытались отмежеваться в 1923г.
 
Чего только в плену не наговоришь.
Как можно один народ разделить? Границей?
По такой логике и баварцы не немцы. Уж, они- то точно от сегодняшней Германии отмежевались бы.

:wub:

О чём вообще речь?
То, что было в 1938-1945 годах, мы знаем.
Сегодня в Европе нет границ.
 
...и вообще, Гитлер - лицемер.
В 1914 году, его (гражданина Австрии) призвали в армию, но он уклонился от призыва, сбежал в Германию и там вступил в армию.
Что-то не захотел он воевать в армии братского австрийского народа, а то может стал бы удобрением на полях Галиции и темы бы этой не было... :biggrin:
А вот в 1938 году, когда ему понадобились ресурсы, промышленность, население и территория, он снова воспылал братской любовью к австрийцам.
 
Если бы австрияки сказали в 1945 что они с германцами по любви соединились то им бы наравне с ними и репарации пришлось бы платить.
Так что где колбаса там и австрияки.
 
Сверху