Читаем Бенуа

Карацуповец

Модератор
Регистрация
29 Окт 2007
Сообщения
4,675
Реакции
1,179
Возраст
58
Адрес
Россия, Урал
У меня есть пара книг А. Бенуа о русском искусстве. Читал одну давно-давно. Со многим был согласен, многое удивляло до негодования - это же Репин, Шишкин и т.п., как о них можно критически отзываться?! Позже начал соглашаться. Надо как-нибудь перечитать.
 
Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois; 21 апреля [3 мая] 1870, Санкт-Петербург, Российская империя — 9 февраля 1960, Париж, Франция) — русский художник и писатель из семьи Бенуа, один из важнейших творческих деятелей Серебряного века; живописец, график, сценограф, книжный иллюстратор, художественный критик, музейный работник, историк искусства и мемуарист. Сооснователь (в паре с Сергеем Дягилевым) и главный идеолог общества «Мир искусства» и одноимённого журнала.

А.Н. Бенуа. История русской живописи в XIX веке

strej1.jpg

Книга известного исследователя искусства, художника Александра Николаевича Бенуа (1870—1960), раскрывающая широкую панораму развития русской живописи в XIX столетии, стала не только классикой отечественного искусствоведения, но и замечательным памятником серебряного века в русской художественной культуре. Яркие характеристики неповторимой творческой индивидуальности мастеров искусства, умение острю чувствовать и передавать другим "тайну красоты" придают особый интерес живой, талантливой работе А. Н. Бенуа. Эта книга, впервые переизданная у нас в стране после 1902 года, вызвала большой интерес у читателей, удостоилась высокой оценки прессы.
 
Со многим был согласен, многое удивляло до негодования - это же Репин, Шишкин и т.п., как о них можно критически отзываться?! Позже начал соглашаться. Надо как-нибудь перечитать.

О Шишкине

Для нас, познавших теперь, через творчество Левитана, Серова и Коровина, истинную гармонию русской природы, основной характер и поэзию ее, картины Шишкина и Клодта не имеют больше того смысла и той прелести, какие они имели в свое время, появляясь на выставках рядом со всякой условностью, с напомаженными и приглаженными произведениями доморощенных «дюссельдорфцев». Мало того, нам, пожалуй, даже странно теперь считать Клодта и Шишкина за предвестников Левитана и Серова, настолько в них много подстроенного и прикрашенного. Недаром прожили оба по нескольку лет своей молодости в пресловутом Дюссельдорфе и в Швейцарии, коверкая свое природное дарование под руководством разных последователей Калама, Ширмера и Куккука. Однако все это нисколько не уменьшает их исторической заслуги, и если попристальнее вглядеться в лучшие произведения этих мастеров, то станет ясно, что от них, и именно от них двух, пошло все дальнейшее развитие русского пейзажа, а следовательно, отчасти и всей русской живописи.

Быть выразителем своей страны не так-то легко, не так-то просто. Во всей русской живописи лишь 3 — 4 художника обладали этим даром. Левитан, Серов, Коровин и отчасти Нестеров — вот мастера, сумевшие передать истинную красоту русской природы; до них — одинокая картина Саврасова да некоторые «фоны» в картинах Венецианова. Все остальные художники или только искали и не находили этой красоты, или же относились к родной природе с пренебрежением, одевали русский пейзаж в дюссельдорфский наряд, или, наконец, по-ремесленному тупо списывали виды.


Дюссельдорфщиной. — Так называет Бенуа шаблоны одной из крупнейших школ немецкого искусства, связанной с традициями и влиянием Академии в Дюссельдорфе. Ранний период развития творчества дюссельдорфцев связан с первыми десятилетиями XIX века, расцветом романтизма, особенно в исторической и пейзажной живописи. Художники широко обращаются к темам немецкого средневековья, сюжетам и образам, заимствованным из литературы. На новом этапе, в 1850 — 1870-е годы, для дюссельдорфской школы характерен интерес к жанровой живописи, сочетающей черты натурализма с сентиментальной идеализацией реальности. Это часто картины на темы крестьянской жизни, в которых преобладают бытовизм, анекдотическая окраска. А. Н. Бенуа не раз справедливо упоминает в этой связи работы Л. Кнауса и Б. Вотье. В пейзаже для дюссельдорфской школы характерна эволюция от романтических веяний к суховатому «бытописательству» жизни природы. При долгой истории школы и множестве связанных с ней имен искусство дюссельдорфцев, естественно, не вмещается в однозначные характеристики: оно знало и успехи, и неудачи, и открытие нового, и использование штампов школы.
 
Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois; 21 апреля [3 мая] 1870, Санкт-Петербург, Российская империя — 9 февраля 1960, Париж, Франция) — русский художник и писатель из семьи Бенуа, один из важнейших творческих деятелей Серебряного века; живописец, график, сценограф, книжный иллюстратор, художественный критик, музейный работник, историк искусства и мемуарист. Сооснователь (в паре с Сергеем Дягилевым) и главный идеолог общества «Мир искусства» и одноимённого журнала.

А.Н. Бенуа. История русской живописи в XIX веке

Посмотреть вложение 360908

Книга известного исследователя искусства, художника Александра Николаевича Бенуа (1870—1960), раскрывающая широкую панораму развития русской живописи в XIX столетии, стала не только классикой отечественного искусствоведения, но и замечательным памятником серебряного века в русской художественной культуре. Яркие характеристики неповторимой творческой индивидуальности мастеров искусства, умение острю чувствовать и передавать другим "тайну красоты" придают особый интерес живой, талантливой работе А. Н. Бенуа. Эта книга, впервые переизданная у нас в стране после 1902 года, вызвала большой интерес у читателей, удостоилась высокой оценки прессы.
Ну да, такая. Ещё и такая есть.
 

Вложения

  • 20240905_235226.jpg
    20240905_235226.jpg
    319.9 KB · Просмотры: 2
  • 20240905_235258.jpg
    20240905_235258.jpg
    651.2 KB · Просмотры: 2
Ну да, такая. Ещё и такая есть.
Издана в 1904 году

Барон М. К. Клодт (1832/33-1902), впрочем, едва ли может без оговорок считаться за пионера реализма. Замечательно в его биографии и характерно для его времени лишь то, что, подобно Перову, не мог дожить весь срок пенсионерства за границей и упросил начальство позволить ему вернуться для изучения родной природы. Однако изучение это выразилось лишь в нескольких поэтично задуманных, но очень жестко исполненных картинах. Большинство же произведений Клодта - такие же сухие, приторные, подстроенные пейзажи, какие тысячами в то время изготовляли Дюссельдорф и Мюнхен. В большинстве его картин лишь избы, плетни и костюмы фигурок указывают на русское их происхождение.

Гораздо ярче фигура Шишкина (1832-1898). К сожалению, этот бодрый по натуре и удивительно усердный художник не прошел той школы, которая могла бы сделать из него настоящего мастера живописи и указала бы ему действительно передовые пути искусства его времени. Шишкин за границей учился у робких и слабых представителей немецкого пейзажа и совершенно не оценил ни вполне уже развившейся барбизонской школы, ни народившегося импрессионизма. Из Германии вывез он мучительную и сухую систематичность своих пейзажных съемок, свой безотрадный колорит, а также свою наклонность "компоновать" набранные на натуре мотивы в "картины". Неоспоримо, однако, что его добросовестные этюды и точные, твердые карандашные рисунки много способствовали воспитанию глаза русских художников и научили их смотреть на родную природу.
 
Издана в 1904 году

Гораздо ярче фигура Шишкина (1832-1898). К сожалению, этот бодрый по натуре и удивительно усердный художник не прошел той школы, которая могла бы сделать из него настоящего мастера живописи и указала бы ему действительно передовые пути искусства его времени. Шишкин за границей учился у робких и слабых представителей немецкого пейзажа и совершенно не оценил ни вполне уже развившейся барбизонской школы, ни народившегося импрессионизма. Из Германии вывез он мучительную и сухую систематичность своих пейзажных съемок, свой безотрадный колорит, а также свою наклонность "компоновать" набранные на натуре мотивы в "картины". Неоспоримо, однако, что его добросовестные этюды и точные, твердые карандашные рисунки много способствовали воспитанию глаза русских художников и научили их смотреть на родную природу.
Было у меня несколько офортов Шишкина. Не скажу, что что-то выразительное. Но зато живопись, пусть и не открытие нового стиля и т.п. ноу хау в жанре пейзажа, мы помним с учебника "Родная речь". Недаром периодически в антикварной среде общее название стандартного пейзажа с иронией называют "Шишкин лес". Это и как-бы подчёркивает с одной стороны первостепенность Шишкина, как мастера русского пейзажа, а с другой показывает на его стандартность в стиле исполнения.

Вот, фото одного нашёл. Данный офорт был опубликован в альбоме «Офорты И.И.Шишкина 1885–1886 гг.» (СПб., изд. А.Е.Пальчикова, 1886) под № 22.как "Царев Урган и устье реки Сок на Волге.
 

Вложения

  • 20190425_190425.jpg
    20190425_190425.jpg
    829.6 KB · Просмотры: 2
  • 20190425_190346.jpg
    20190425_190346.jpg
    210.7 KB · Просмотры: 2
  • 20190425_214453(1).jpg
    20190425_214453(1).jpg
    155.9 KB · Просмотры: 2
У меня дед любил Шишкина. Периодически писал копии с его картин.
Хреноватая съёмка телефоном.
 

Вложения

  • Ж19.jpg
    Ж19.jpg
    124.7 KB · Просмотры: 5
  • Ж22 М - копия.jpg
    Ж22 М - копия.jpg
    489.8 KB · Просмотры: 4
мы помним с учебника "Родная речь".

На этой фразе, мне как всегда вспомнилась совсем другая история. Помню, что в учебнике или какой другой юношеской своей книге видел эту литографию с подписью, что так представлял себе мир человек в средневековье..

Flammarion.jpg

«Гравюра Фламмариона» была создана Фламмарионом в 19-м веке, а долгое время считалась работой неизвестного мастера 16-го века
 
Было у меня несколько офортов Шишкина. Не скажу, что что-то выразительное. Но зато живопись, пусть и не открытие нового стиля и т.п. ноу хау в жанре пейзажа, мы помним с учебника "Родная речь". Недаром периодически в антикварной среде общее название стандартного пейзажа с иронией называют "Шишкин лес". Это и как-бы подчёркивает с одной стороны первостепенность Шишкина, как мастера русского пейзажа, а с другой показывает на его стандартность в стиле исполнения.

Вот, фото одного нашёл. Данный офорт был опубликован в альбоме «Офорты И.И.Шишкина 1885–1886 гг.» (СПб., изд. А.Е.Пальчикова, 1886) под № 22.как "Царев Урган и устье реки Сок на Волге.
А тут как услышали или узнали, что мы по поводу Шишкина говорить будем https://sammlung.ru/?p=79058
 
А тут как услышали или узнали, что мы по поводу Шишкина говорить будем https://sammlung.ru/?p=79058

Я заметил, что если много читать, то таких совпадений, открытий по нескольку раз на день происходит...

В Кобленце, помню в музее очень понравились мне пейзажи.. Эх, мне бы Бенуа в экскурсоводы...

Посмотреть вложение 360927

Вот к примеру показал пейзаж, нашел художника и понял что за гора на картине. Типа спасибо Бенуа? Или сразу другу Дмитрию благодарность?

Короче, надо меньше читать и всё у вас наладится.

 
Я заметил, что если много читать, то таких совпадений, открытий по нескольку раз на день происходит...



Вот к примеру показал пейзаж, нашел художника и понял что за гора на картине. Типа спасибо Бенуа? Или сразу другу Дмитрию благодарность?

Короче, надо меньше читать и всё у вас наладится.
Так у меня, вроде, ничего и не разладилось. И как раз, от многочтения и получилась такая параллель в одно и то же время. По крайней мере, у меня.
Про горы и Бенуа тебе видней-твои параллели. А кто мало читает, тот и знает мало.
 
Так у меня, вроде, ничего и не разладилось.
Ну это что то вроде сарказма, самоиронии..

В общем как всегда..

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь...


И как раз, от многочтения и получилась такая параллель в одно и то же время. По крайней мере, у меня.

месседж мой был такой - чем больше читаешь, тем больше у тебя открытий и всяческих параллелей, перерастающих в логические цепочки..

Про горы и Бенуа тебе видней-твои параллели. А кто мало читает, тот и знает мало.

Читать мало, надо еще и размышлять...

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно

Как там про прапорщика?

Чего там думать, прыгать надо.


Это опять сарказм..
 
А тут как услышали или узнали, что мы по поводу Шишкина говорить будем https://sammlung.ru/?p=79058

Как говорится, никогда такого не было и тут опять. Опять у меня пересечение. Вот оно, друг Дмитрий, что происходит, когда много читаешь :grin:

 
Сверху