Сергей Войцеховский родился в Витебске в 1883 году. Он был родом из семьи потомственных военных, из обрусевшей польско-литвинской шляхты. Его отец, Николай Карлович, участвовал в освобождении Балкан от турецкого ига. Окончив гимназию, Сергей поступил в Константиновское артиллерийское училище в Петербурге. В 1905 году попал на Дальний Восток, но поучаствовать в боевых действиях не успел. Затем служил в разных провинциях Российской империи. В 1909 году Войцеховский женился на Маргарите Темниковой, дочери полковника, чьим адъютантом он тогда служил.
Карьера Войцеховского развивалась быстро. Он был талантливым офицером, с отличием закончил Николаевскую академию Генштаба. Интересовался техническими новинками – в 1913 году получил лицензию военного пилота. В Первую мировую воевал на разных фронтах, был дважды ранен, награжден боевыми орденами. С началом мировой войны Войцеховский попадает на фронт, где проявил себя храбрым и. главное, умеющим думать тактически и стратегически офицером, что нашло свое отражение в полученных им многочисленных наградах – орденах Св. Анны, Станислава с мечами и лентой, и даже ордена Св. Владимира с мечами и бантом, которым награждались лишь военнослужащие, выдержавшие бой под угрозой смерти. В конце 1914 г. ему присваивается звание штабс-капитана, а в 1915 г. он занимает должность начальника штаба дивизии. Все годы войны он провел на фронте. После ранения, полученного в районе Молодечно (ранен в ногу и под лопатку) и после поправки Сергей Николаевич возвращается в строй уже в качестве начальника штаба 2-й Кавказской гренадерской дивизии, оперировавшей в районе Вилейки (Белоруссия).
В 1916 году Войцеховский, уже подполковник, становится начальником штаба 2-й Кавказской дивизии. Но в феврале 1917-го в России происходит революция, и армия истощенной войной страны начинает разваливаться. Одними из наиболее дисциплинированных остаются чехословацкие части (легионы), созданные из числа пленных чехов и словаков – солдат австрийской армии, желавших воевать на стороне России и ее союзников за независимость своих земель. Командный состав легионов смешанный – к ним прикомандировывают и русских офицеров. В августе 1917 года Сергей Войцеховский становится начальником штаба 1-й чехословацкой стрелковой дивизии.
После большевистской революции чехословацкие части, согласно договоренности между большевиками и западными державами, направляются через всю Россию во Владивосток. Оттуда их должны перебросить во Францию – воевать против немцев. Но большевики, заключившие с Германией Брестский мир, чинят чехословакам препятствия, задерживают их эшелоны, а в конце мая 1918 года пытаются разоружить. Чехословаки оказывают сопротивление и под командованием Войцеховского свергают еще некрепкую советскую власть в Челябинске. Части Чехословацкого корпуса соединяются с местными антикоммунистическими силами и громят большевиков на пространстве от Волги до Сибири. Сергей Войцеховский воюет на Урале, его части освобождают Екатеринбург – через пару дней после того, как большевики казнили там царскую семью. Он воюет с легендарным Чапаевым и будущим советским маршалом Тухачевским. В октябре 1918 года решением Чехословацкого национального совета 35-летний Войцеховский произведен в генералы.
Позднее он, однако, возвращается на русскую службу, под командование адмирала Колчака. Отношения между белыми и чехословаками портятся: после победы Антанты на Западном фронте и провозглашения независимости Чехословакии многие легионеры не видят смысла в дальнейшем участии в русской смуте. Но Войцеховского, одного из самых талантливых белогвардейских командиров, чехи высоко ценят. Вот что писал о нем Матей Немец – командир 3-го чехословацкого полка имени Яна Жижки: «Он успешно командовал нами в критических ситуациях и добился многих побед. Не только воинские способности, но и честный характер принес ему глубокое уважение наших солдат». Войцеховский был тверд, иногда жестук. В ноябре 1919 года он совершает, наверное, свой самый морально сомнительный и страшный поступок: во время ссоры с подчиненным, генералом Гривиным, чьи войска отступили без приказа, он в ярости убивает Гривина, после чего приказывает его войскам вернуться на оставленные позиции.
После смерти легендарного генерала Каппеля Войцеховский в начале 1920 года становится командующим белогвардейскими силами под Иркутском. С остатками своих войск он с тяжелыми боями пробивается в Забайкалье. Там генерал не находит общего языка с атаманом Семеновым, склонным к грабежам и беспорядкам, и вскоре уезжает на другой фронт – в Крым, к генералу Врангелю. После поражения Врангеля, вспомнив свой опыт боевого сотрудничества с чехами, Войцеховский уезжает в Чехословакию. С 1921 года он находился на службе этой страны, чьи власти рады видеть под своими знаменами опытного боевого генерала.
Под командование Войцеховского была передана 9-я пехотная двизия в словацкой Трнаве. Генерал осваивает чешский язык, безупречно выполняет свои служебные обязанности. Об этом говорит его карьера: в 1927 году Войцеховский назначен командующим военным округом с центром в Брно. В декабре 1929-го ему присвоено звание генерала армии. Современный чешский публицист Владимир Быстров, потомок русских эмигрантов, приводит в своей недавно вышедшей книге о Войцеховском служебную характеристику генерала, данную ему начальником чехословацкого генштаба Людвиком Крейчи: «Обладает честным, энергичным, ответственным характером. Надежен. Высокообразованный командир с богатым военным опытом... Отличается высокой наблюдательностью. Работает инициативно, целеустремленно и планомерно. Отличный командующий округом». Это свидетельство тем более ценно, что у генерала Крейчи были довольно напряженные отношения с Войцеховским.
В 1935 году Сергей Войцеховский получает назначение на одну из ключевых должностей – командующего Пражским военным округом. Среди его забот – строительство укреплений вдоль чешско-немецкой границы, в наиболее вероятных местах будущих боев. Войцеховский сознавал, какую угрозу представляет собой агрессивная политика нацистов, стремившихся к отторжению от Чехословакии Судетской области, населенной немецким меньшинством. Историк Иржи Фидлер пишет, что генерал «работал для своей новой родины на границе физических возможностей» – ведь как раз в это время он заболевает тяжелой формой язвенной болезни желудка. Непросто приходилось Войцеховскому и в политическом плане. После 1935 года Чехословакия начала сближаться с СССР, что было для бывшего белогвардейца неприемлемо. Переговоры с советскими военными представителями он вел лишь при крайней необходимости.
Наступает 1938-й – роковой для Чехословакии год. Президент Бенеш под давлением западных держав решает принять условия Мюнхенского договора, согласно которым Чехословакия уступает Германии пограничные земли. 29 сентября Войцеховский присутствует на совещании у президента, где пять чехословацких генералов пытаются убедить Бенеша не подчиняться диктату.
Генералам не удалось убедить Бенеша, а планы военного переворота и смещения президента, которые, по некоторым сведениям, поддержал и Войцеховский, так и остались планами. По воспоминаниям чехословацкого дипломата Яромира Смутного, 30 сентября 1938 года на совещании у президента с участием ведущих политиков и армейского командования было решено принять условия Мюнхена. Из присутствовавших на совещании, помимо самого Смутного, за сопротивление высказались лишь начальник канцелярии президента Прокоп Дртина, генерал Войцеховский и еще один офицер.
Мюнхен был первым шагом к утрате независимости. 15 марта 1939 года нацисты оккупируют чешские земли. Чехословацкая армия распущена. Уже через несколько дней после этих событий Сергей Войцеховский участвует в создании подпольной организации Obrana nбroda («Защита нации»). В сентябре того же года он был арестован немцами, но спустя две недели выпущен под постоянный надзор гестапо. В дальнейшем генерал не принимал активного участия в сопротивлении – как из-за проблем со здоровьем, так, возможно, и из-за разочарования в чехословацких политиках, ведь координацией деятельности подполья занималось эмигрантское правительство во главе с тем самым Бенешем, к которому после 1938 года Войцеховский не мог питать теплых чувств. Потомок генерала Сергей Тилли в статье, опубликованной в русскоязычной пражской прессе, утверждает, что в 1944 году немецкие представители обращались к Войцеховскому с предложением возглавить вместо генерала Власова антибольшевистскую Русскую освободительную армию, но тот решительно отказался. Документальных подтверждений этого эпизода нет.
За Войцеховским, очевидно, следили не только немцы, но и советские агенты. Иначе трудно объяснить тот факт, что уже 12 мая, в первые, весьма хаотичные дни после освобождения Праги от нацистов, генерала нашли и арестовали сотрудники советской контрразведки «Смерш». Ему инкриминировали членство в эмигрантской организации «Русский общевоинский союз», обвинив в «подготовке командных кадров для борьбы с СССР». Никаких подтверждений подобной деятельности Войцеховского не было и нет. Тем не менее генерал был переправлен в Москву и приговорен к 10 годам лагерей. (В 1996 году его полностью реабилитировали). Он стал одним из сотен деятелей русской, украинской и белорусской эмиграции – граждан Чехословакии, вопреки международному праву арестованных советскими спецслужбами на чехословацкой территории. Несмотря на попытки близких Войцеховского и нескольких его бывших соратников добиться от чехословацких властей защиты генерала, официальная Прага ничего не предприняла: президент Бенеш считал, что его стране нужны хорошие отношения с СССР – практически любой ценой.
Заслуги Сергея Войцеховского его вторая родина оценила много позже – увы, посмертно. 28 октября 1997 года президент Чехии Вацлав Гавел подписал указ о награждении генерала Войцеховского высшей наградой республики – орденом Белого Льва «за выдающиеся заслуги в области обороны и безопасности государства».