Что делать?
Александру III доставили для прочтения скандальный для своего времени роман Николая Чернышевского "Что делать?" сразу же после выхода в свет. На традиционный русский вопрос, поставленный в заглавие книги, государь ответил краткой резолюцией, которую написал на обложке рядом с названием романа: "Руду копать!"
Гнилая интеллигенция
Авторство этого выражения приписывается Ленину. Действительно, он часто выражался подобным образом и еще грубее – нецензурными словами в адрес интеллигенции. Однако ни он, ни его коллеги не были авторами этой фразы. Она принадлежит императору Александру III, их классовому врагу. В 1881 году после убийства Александра II многие российские либералы в прессе высказывались за то, чтобы простить кровавых террористов, считая, что они раскаются и не будут заниматься убийствами. Прочитав эти наивные статьи, Александр III отшвырнул стопу либеральных газет и воскликнул: “Гнилая интеллигенция!”
Куринарные тонкости
Французский посол на одной из выпивок у Александра III спрашивает:
- Ваше величество, это правда, что у вас в России гречку едят?
- Да, а что?
- А у нас во Франции эту гадость только скотине дают.
Александр III, почесав затылок, спрашивает у посла:
- Мосье, это правда, что у вас во Франции лягушек едят?
- Да, а что?
- А у нас в России эту гадость даже скотина не ест.
Вот так штука
Александр III, любивший на отдыхе пройтись утром по берегу Финского залива, встретил однажды во время прогулки известного финского лоцмана. Разговорились, и русский император поинтересовался, кто его собеседник. Финн удивился: в этих краях его знал каждый от мала до велика, однако с достоинством представился, упомянув о своих достижениях.
- Вот так штука! – сказал Александр III.
Тогда и лоцман в свою очередь спросил его, кто он будет. Александр III удивился не меньше лоцмана, и с запинкой произнес:
- ... Русский государь.
- Вот так штука! – ответил финн.
Философский факультет
Рассказывают, что когда открывали некий университет (кажется киевский),
то Александру III принесли на утверждение список факультетов. Тот их все
заверил, подписал, но вычеркнул философский, приписав следующую
резолюцию:
"Польза от сего предмета не доказана, а вред весьма возможен"...