Как в 1963 году экипаж посадил на воду Ту-124, следовавший рейсом из Таллина

ЭДУАРД ФОНБЕРГ

Модератор
Регистрация
31 Окт 2007
Сообщения
4,210
Реакции
61
Адрес
RIGA
Одной из главных новостей прошлой неделе стала посадка российского лайнера на кукурузное поле близ подмосковного Жуковского. Ровно 56 лет назад рейс из Таллина благополучно приводнился на Неву. Но звание героев летчикам никто не дал.
21 августа 1963 года Ту-124 направлялся из Таллинна в Москву. Однако аэропорт Внуково из-за тумана отказал в посадке и пришлось направляться в Ленинград (для молодого поколения - так в 1963 году назывался Санкт-Петербург :-))

Сначала у лайнера возникли проблемы со стойкой шасси. Ее заклинило и экипажу пришлось пробивать дыру в корпусе и "выбивать" шасси наружу шестом. Но безуспешно.

Пассажир Виктор Чацкий сидел в первом ряду салона и все видел.

”Они сломали в заднем багажном отделении поручень, на который вешают одежду, и прошли в переднюю кабину. Там был стук, пытались этой штангой довести эту ”ногу”. Но им не удалось. Штанга оказалась слаба, она алюминиевая”, — рассказывает Виктор Чацкий.

Командир воздушного судна Виктор Мостовой понял, что придется садиться на брюхо.

Потом самолету пришлось следовать на минимальной высоте, чтобы быстрее выработать топливо (это уменьшает вероятность пожара при посадке).

Однако главные проблемы ждали впереди. Сначала отказал левый двигатель - и экипаж запросил разрешение двигаться к аэропорту через город. Но когда самолет был над самым центром Северной столицы отказал и правый. Единственный шанс спастись у экипажа был — посадка на водную гладь Невы.
 
На высоте 100 метров лайнер прошел над Большеохтинским мостом. Дальше строящийся мост Александра Невского, который самолет едва не задел — рабочие прыгали в воду. Остановиться удалось лишь в 50 метрах от Финляндского моста.

К месту происшествия не подпускали даже журналистов, а фотографов-любителей милиция отправляла в отделение.

”Вижу, люди бегут по Гранитной улице. Ну, присоединился. А потом пошел за фотоаппаратом и стал снимать”, — вспоминает фотограф Юрий Туйск.

21 августа 1963 года едва ли не весь Ленинград стал свидетелем невероятного: пассажирский лайнер Ту-124 пролетел над Исаакиевским собором, Смольным и сходу приземлился — нет! — приводнился почти в центре города.

”Я увидел самолет и много людей. Подумал, кино снимают, не знаю. Увидел самолет. Вот здесь был самолет, Ту-124, как я сейчас понимаю”, — рассказывает очевидец Владимир Цивинский.

Происшествие пытались скрыть, даже несмотря на тысячи свидетелей, боялись спровоцировать панику. Дальше были домыслы, слухи, а позже — и забвение. Так что же случилось на самом деле? Ведь до сих пор специалисты признают: такое практически невозможно!

Одним из главных препятствий при посадке стал буксир, который тянул по Неве связку бревен — гигантский плот.
 
”Самолет садился не носом, а на хвост. Я говорю: Николай Иванович, что, второй Чкалов что ли?” Плот только прошел, он сразу за плотом и упал”, — вспоминает капитан буксира Юрий Поршин.

Пилоты успели вытянуть штурвал. Самолет буквально подпрыгнул над буксиром и аккуратно лег на воду. Скорость погасило встречное течение реки. Иначе лайнер неизбежно врезался бы в опоры следующего моста. Удивительно, но пассажиры не пострадали. Ни у кого не было даже царапин. Капитан буксира просто подал летчикам трос и оттащил ТУ-124 к берегу.

Это, безусловно, было чудо. Но без мастерства экипажа такие чудеса невозможны. Летчики спасли не только пассажиров, но и людей на земле, избежали разрушения исторического центра города. При этом вместо наград едва не сели в тюрьму.

Поначалу их обвинили в аварии и отстранили от полетов. Когда стало очевидно, что подвела техника, руководство сделало вид, что никакого происшествия вообще не было, а командиру экипажа и штурману дали по двухкомнатной квартире - не звание героев страны, конечно, но по тем временам премия огромная. Капитана буксира Поршина наградили часами и почетной грамотой.

Из очевидцев тех событий в живых остались единицы. Пилот Виктор Мостовой эмигрировал в Израиль, где скончался почти 20 лет назад. Его помощника Василия Чеченева не стало в 2002-м. По данным Санкт-Петербургской митрополии на борту самолёта Ту-124 находился будущий патриарх Алексий II.

Инициативная группа горожан, коллеги, ученики летчиков и бывшие пассажиры добиваются установки хотя бы памятной таблички на берегу Невы напротив места приводнения Ту-124.
 
Я и сейчас знаю нескольких пилотов из Риги которые в советское время на кукурузниках садились на воду и глиссировали по Даугаве ибо пилоты были от бога и умели управлять самолетом а не только кнопки жать .
 
Я и сейчас знаю нескольких пилотов из Риги которые в советское время на кукурузниках садились на воду и глиссировали по Даугаве ибо пилоты были от бога и умели управлять самолетом а не только кнопки жать .

Рижская "авиашкола" известна с царских времён. При "совке" институт ГА в Риге считался одним из лучших(если не лучшим), он и сейчас существует.
Все мои родственники и знакомые при полётах в том направлении предпочитают пользоваться услугами "Air Baitic" и ни в коем случае "Аэрофлот"-м.
 
Рижская "авиашкола" известна с царских времён. При "совке" институт ГА в Риге считался одним из лучших(если не лучшим), он и сейчас существует.
Все мои родственники и знакомые при полётах в том направлении предпочитают пользоваться услугами "Air Baitic" и ни в коем случае "Аэрофлот"-м.

В болте давно за штурвалом сидят ост арбайтеры со всего мира которые не вкурсе что такое ГАФ - РКИИГА -РАУ :wink3:
ЧТОБ НАПОМНИТЬ
Как это было .
http://rkiigarau.lv/байки-об-институте?qt-quicktabs=0
 
Ну, если ост-арбайтеры, тогда тем более не делает чести "Аэрофлоту".:dry:
 
Понятие "ост-арбайтер" в Евросоюзе и в России, всё-таки, имеет разное значение.:biggrin:
 
Понятие одно для всех . Флаг на корабле не говорит что на борту знают что он значит . Вот и на БОЛТЕ летают все кому не лень , за небольшие деньги набрали из того что было . На самолетах которые проходят обкатку и постоянно делают аварийные посадки смотрите статистику . Да и многие аэропорты не принимают эти новые борта так как нет сертификации посадки именно этих типов бортов.
Но мы опять не о том.

ТУ-126 совершил фантастическую посадку в центре Ленинграда. Вот тема . Вот эти люди с руками крыльями.
 
Кстати есть и фото этого события - Ту на Неве. Я его видел, по-моему, ещё в 70-80х.
 
Фотки да, были, тоже видел несколько. Вот пара снимков, самолёт и экипаж.
 

Вложения

  • 513218B7-9E26-437C-AF2E-7F457A9EDFB2.jpeg
    513218B7-9E26-437C-AF2E-7F457A9EDFB2.jpeg
    148.9 KB · Просмотры: 252
  • 7183B03F-C66A-43E9-9139-CBF1B95E713E.jpeg
    7183B03F-C66A-43E9-9139-CBF1B95E713E.jpeg
    381.4 KB · Просмотры: 256
Понятие одно для всех . Флаг на корабле не говорит что на борту знают что он значит . Вот и на БОЛТЕ летают все кому не лень , за небольшие деньги набрали из того что было . На самолетах которые проходят обкатку и постоянно делают аварийные посадки смотрите статистику . Да и многие аэропорты не принимают эти новые борта так как нет сертификации посадки именно этих типов бортов.
Но мы опять не о том.

ТУ-126 совершил фантастическую посадку в центре Ленинграда. Вот тема . Вот эти люди с руками крыльями.

Не принимают борта потому, что не успели сертифицировать новенькие(!) "Бомбардье" или потому, что устаревший хлам набитый китайскими запчастями (за взятки)?

Воистину - кому-то щи жидкие, а кому-то бриллианты мелкие.:biggrin:
 
Сверху