календарь искусствоведа любителя

Отметим день основания Третьяковской галереи


Датой основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая (10 мая по старому стилю) 1856 года. В этот день начинающий коллекционер Павел Третьяков приобрел свою первую картину — работу русского художника Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Покупка этого произведения считается началом коллекции, ставшей основой будущей галереи. Сегодня в экспозициях и запасниках Третьяковки насчитывается более 180 тыс. предметов искусства.
 
Не могу не прикрепить... Первая известная картина с пограничниками всё-таки.
Василий Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами»
 

Вложения

  • стычка.jpg
    стычка.jpg
    214.5 KB · Просмотры: 3
  • ФК.jpg
    ФК.jpg
    113.2 KB · Просмотры: 3
  • Боткина А.П. Третьяков П.М. (1).jpg
    Боткина А.П. Третьяков П.М. (1).jpg
    155.5 KB · Просмотры: 2
  • Боткина А.П. Третьяков П.М. (2).jpg
    Боткина А.П. Третьяков П.М. (2).jpg
    119.1 KB · Просмотры: 2
  • Боткина А.П. Третьяков П.М. (3).jpg
    Боткина А.П. Третьяков П.М. (3).jpg
    184.2 KB · Просмотры: 2
Не могу не прикрепить... Первая известная картина с пограничниками всё-таки.
Василий Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами»
Даже в этом деле не все однозначно. Полночи читал лежа в кровати детективнын истории, как Третьяков приобретал картины..

Датой создания галереи считается 1856 год, когда Павел Третьяков приобрёл две работы современных русских художников: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Это не первые купленные меценатом работы, однако достоверных данных о более ранних приобретениях не сохранилось. Коллекционер хотел создать национальный музей, в котором будут представлены работы русских художников.

Николай Густавович Шильдер (12 [24] марта 1828, Харьков, Слободско-Украинская губерния — 13 [25] марта 1898, Царское Село, Санкт-Петербургская губерния) — русский художник-жанрист, академик Императорской Академии художеств.

То есть мой земляк, поэтому я увлекся поиском. Ну и как всегда не обошлось без немцев.

Происходил из дворянского рода прибалтийских немцев — третий сын отставного корнета, смотрителя Московской коммерческой школы Отто Густава (Евстафия Андреевича) Шильдера.

Shilder_Temptation.jpg



Николай Шильдер и его картина «Искушение»​


Наталья Мамонтова, Наталья Приймак
Рубрика:
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала:
#4 2007 (17)
К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.М.ТРЕТЬЯКОВА
Среди «звездных» имен художников посетитель Третьяковской галереи нечасто встретит в ее экспозиции работы мастеров «второго ряда», как принято называть живописцев, не вышедших на магистральную орбиту русского искусства. Счастливым исключением стали картины двух художников - «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова и «Искушение» Н.Г. Шильдера. На протяжении многих десятилетий именно с них начинается для экскурсантов история галереи П.М. Третьякова. Но если В.Г. Худяков все же известен любителям русской живописи, то Николай Густавович Шильдер, чья творческая судьба сложилась не слишком удачно, вероятно, так и остался бы забытым мастером, если бы не этот случай - приобретение его ранней картины начинающим московским собирателем Третьяковым. Кто же он, этот художник, чье имя оказалось настолько тесно связано с историей Третьяковской галереи?

Николай Густавович (Николай Вольдемар) Шильдер происходил из прибалтийских немцев. Небольшой дворянский род Шильдеров на протяжении XIX - начала XX века дал России целый ряд известных личностей, среди которых два художника-академика - Николай Густавович и его сын Андрей Николаевич[1].
Николай Густавович Шильдер родился 12 (24) марта 1828 года в Харькове. Он был третьим сыном отставного корнета, смотрителя Московской коммерческой школы Отто Густава (Евстафия Андреевича) Шильдера. Известно, что в 1845 и 1846 годах Николай пытался поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, но принят не был. В 1850 году Шильдер поступил в петербургскую Академию художеств, где учился более десяти лет. Он занимался в классе батальной живописи у профессора Б.П. Виллевальде, который осенью 1850 года обратился с прошением в Совет Академии о назначении содержания своему ученику. Это содержание Н. Шильдер получал в Академии вплоть до 1858 года[2].
В 1853 году Шильдер удостоился первой академической награды - малой серебряной медали за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка. Из аванпостной службы». Среди его немногочисленных батальных произведений 1854-1855 годов были работы, посвященные событиям Крымской войны 1853-1856 годов. На академической выставке 1854 года художник представил картину «Эпизод из Башкадыклярского дела в 1853 году», буквально иллюстрирующую свежие вести с фронта, а в 1855-м - «Прощание ополченцев» (1855, ГРМ).
Но батальный жанр, видимо, не был его призванием, поскольку уже во второй половине 1850-х годов Шильдер обратился к бытовому, который тогда называли «живопись народных сцен», или ”de genre”. В этом несомненно сказалось влияние творчества выдающегося русского художника П.А. Федотова, одним из последователей которого стал молодой художник. «Искушение» было первой жанровой картиной Шильдера. Ее сюжет трактует глубоко традиционную для мирового искусства ситуацию столкновения невинности и соблазна. А.Н. Савинов, автор биографического очерка о Шильдере, указал на явственное сходство картины с акварелью Федотова «Мышеловка, или Бедной девушке краса - смертная коса». Он отметил композиционную параллель, близость произведений в деталях, в том числе в самой теме «мышеловки», которая и у Федотова, и у Шильдера имеет аллегорическое воплощение[3]. В работе Шильдера соблазнение бедной девушки хитрой сводней иносказательно передано в изображении кошки, охотящейся на мышь.

Shilder_Temptation1.jpg

Далее по ссылке
 
Сверху