Киев довоенный дал плеяду выдающихся тяжёлоатлетов. Яков Куценко - штангист тяжёлой весовой категории - высокий, элегантный, стройный красавец. В киевском цирке устраивались соревнования на побитие всесоюзных рекордов между ним и гигантом из Армении Серго Амбарцумяном. Последний предвоенный рекорд в толчке был 170кг. Нынче, когда результаты в этом виде на центнер больше, они не кажутся мне более впечатляющими, потому что их показывают двухцентнерные мастодонты, взращённые на биохимии. Георгий Попов - лёгкий вес. Его всесоюзные рекорды намного превышали тогдашние мировые, впрочем, как и рекорды Якова Куценко, но Советский Союз не входил ни в одну международную "буржуазную" спортивную организацию, а потому эти рекорды не могли быть утверждены как мировые. Григорий Новак - средний вес, его звезда начала всходить еще перед войной. В 1946 году, когда Всесоюзная секция штанги первой среди других видов спорта вступила в международную федерацию тяжёлой атлетики, он стал первым советским чемпионом мира (а в полутяжёлом призёром стал тоже киевлянин Ефим Хотимский). В довоенные годы юный киевлянин Гриша Новак жил напротив Дворца физкультуры в одном из ветхих домиков квартала еврейской бедноты и часто тренировался во Дворце физкультуры. Запомнилось, как он в одну руку брал меня, в другую брата и, смеясь, бежал вокруг помоста. Как и все киевские борцы, акробаты, штангисты, много времени проводил Новак на золотых песчаных пляжах Труханова острова на Днепре. Там в акробатических забавах и начиналась слава первых заслуженных мастеров спорта.
Вот помещённые в газете рядом четыре газетных фотографии лучших спортсменов Украины. Здесь орденоносец Л. Людмирский, штангисты Георгий Попов и Яков Куценко, а также лёгкоатлетка-спринтер, чемпионка СССР Екатерина Адаменко. В 1952 году она родила сына Олега, ставшего впоследствии всемирно известным футболистом Олегом Блохиным.
Моё впечатление о первом дне войны. 22 июня 1941 года в Киеве должен был состояться футбольный матч между Киевским "Динамо и ЦДКА. Мы с братом - тогдашние пионеры - в течение нескольких вечеров перед предстоящим событием допоздна сидели в рабочем кабинете нашего отца, тогда - заместителя директора спортивного комплекса, включавшего в себя только что перестроенный Красный стадион (ныне - Центральный стадион-стотысячник) и Дворец физкультуры с гимнастическим и тяжёлоатлетическим залами, а также с единственным тогда в Киеве, а, может быть, и на всей Украине закрытым 25-метровым плавательным бассейном; сидели и надписывали многочисленные пригласительные билеты для "ответственных работников" на торжественное открытие стадиона и предстоящий футбольный матч. Утром этого воскресного дня отец и мать говорили о шумной ночной учебной воздушной тревоге (во всех воспоминаниях о первом дне войны присутствуют разговоры об этих "манёврах", но ведь именно так все и объясняли ночную канонаду), а потом отец оделся в традиционный летний праздничный наряд - белый костюм и начищенные зубным порошком парусиновые туфли - и отправился на стадион, где только накануне еще завершались строительные работы. В полдень мы слушали по радио выступление Молотова, а затем отец позвонил домой (до сих пор помню номер домашнего телефона - 4 64 35) и сообщил, что матч отменяется. Через много лет, кажется, в 1981 году 22 июня состоялся-таки матч "Динамо" и ЦДСА и "Вечерний Киев" объявил, что все, кто сохранил билеты на "тот самый" матч, могут бесплатно обменять их на новые. Поразительно, но такие люди нашлись!
Спустя 35 лет после завершения велопробега "Правда Украины писала в номере от 06.02.1972.: "6 февраля 1936 года Москва чествовала пятёрку отважных спортсменов как национальных героев. Как теперь мы чествуем космонавтов. На фронтах Великой отечественной войны эти несгибаемые люди умножили свои подвиги. Все они и сейчас с нами: Л. М. Людмирский - известнейший на Украине тренер и спортивный организатор, В. Т. Тимофеев работает на одном из киевских заводов, И. А. Радевич, В. Т. Шубин и В. Х. Морев - офицеры в отставке". В послевоенное время к юбилейным, в основном, датам в газетах и журналах, особенно - спортивных, появлялись статьи о велопробеге длиною в год, о его участниках. Первая большая публикация под названием "Вдоль границ Родины" появилась в спортивном журнале "Старт" в 1957 году в связи с 20-летием окончания пробега. Затем пошли серии газетных и журнальных публикаций 1966-67г.г. и 1971-72г.г. в связи с 30-ти и 35-тилетними юбилеями соответственно со времени начала и окончания велопробега. В 1977году, когда в живых остались лишь двое из пятёрки, появилась одна большая публикация, связанная с 40-летием финиша, о которой стоит рассказать отдельно.
Будучи в очередной раз в командировке в Москве, я решил посетить широко рекламировавшуюся выставку истории БАМа, экспозиция которой была развёрнута в Историческом музее, что на Красной площади. Бродя по малолюдным залам, познакомился и разговорился с черноглазым невысоким мужчиной, проявившим хорошее знание предмета, и рассказал ему о том, что обладаю некоторыми архивными материалами 1936 года по Дальнему Востоку, а также фотоальбомом с интересными снимками, в том числе - с фотографиями руководителей ГУЛАГа.
Он даже испугался, когда я упомянул Френкеля, посоветовав мне для моей же пользы не произносить на публике эту фамилию. Выяснилось, что мой собеседник - Роберт Минасов - сотрудник редакции газеты "Гудок", печатного органа Министерства железнодорожного транспорта, а БАМ - его тема. Словом, при ближайшей командировке в Москву я привез по его просьбе в редакцию "Гудка" на улице Герцена заинтересовавшие его материалы, связанные с велопробегом, и рассказал всё, что сам знал об этом событии. Когда я в следующий раз приехал в редакцию, Минасов вручил мне "Гудок" от 17 июля 1977 года (случайное совпадение - это мой день рождения) со статьёй под названием "Великолепная пятёрка" и иллюстрацией к ней. Мне было велено идти в бухгалтерию за получением денег, так как под статьёй стояла моя фамилия в таком варианте: "М. Людмирский - сын командора" (ниже стояла фамилия - Р. Минасов). Я немедленно выполнил это указание и через "гастроном на углу" вернулся в комнату Минасова. Мною владело и желание узнать, где в редакции та комната, в которой ещё в 20-е годы, как нынче говорят, " тусовались" такие люди как Ильф, Петров, Катаев, Платонов, Булгаков, Кольцов, Ефимов, Бабель, Пильняк, Зощенко, а многие из них в этой комнате работали, писали очерки и фельетоны. Выяснилось, что мы с Минасовым находимся в "той самой" комнате.
В 1972 году отмечался очередной юбилей, и вся пятёрка собралась в Киеве. Сохранились относительно качественные цветные диапозитивы их встречи, на которых представлены все участники легендарного пробега - Василий Тихонович Шубин, Виктор Харитонович Морев, Владимир Тимофеевич Тимофеев, Иван Алексеевич Радевич и командор Липа Моисеевич Людмирский - все обременённые грузом прожитых лет, но, могу поручиться, молодые душою. Увы, уже через два года их осталось только двое - Шубин и Морев. К 50-летию окончания велопробега связь с ними была потеряна.
Всё же 11 февраля 1987 года "Вечерний Киев" отметил 50-летие окончания знаменитого велопробега юбилейной статьёй под названием "Беспримерный подвиг". Автор - многолетний спортивный обозреватель газеты К. Михайленко (настоящее имя Михаил Аронович Каганович - родной племянник Лазаря Моисеевича Кагановича).
Хочу особо отметить, что этот рассказ-воспоминание, отмечающий 70-ю годовщину (9 февраля 2006 года) со времени старта легендарного велопробега, посвящается памяти руководителя пробега. Поэтому приведу последний абзац из упомянутой юбилейной статьи в "Вечернем Киеве".
"Коренной киевлянин, инициатор и командор велопробега Липа Моисеевич Людмирский, один из основателей велоспорта на Украине, на протяжении четверти столетия возглавлял республиканскую федерацию. Почётный судья всесоюзной категории, он много раз был главным арбитром всесоюзных многодневных велогонок. Заслуженный тренер Украины, Л. М. Людмирский воспитал немало выдающихся спортсменов - чемпионов и рекордсменов СССР".
Л. Людмирский был беспредельно увлечён делом своей жизни - развитием велосипедного спорта. Ещё в 1951-м году он инициировал ежегодное, ставшее традиционным, проведение 8-го ноября заключительного соревнования сезона - велогонки по улицам Киева "КИЕВСКОЕ КОЛЬЦО" на призы газеты "Вечерний Киев", в которой регулярно принимал участие как главный судья. В 1974-м году был тяжело болен и впервые не мог участвовать в ней. Настоял, чтобы его тепло одели и вывели на балкон - хотел увидеть, как разноцветная кавалькада гонщиков промчится по бульвару мимо его дома. Увидел сквозь слёзы. На другой день бригада "скорой" в последний раз увезла его в ненавистную больницу. Фатальное совпадение - все члены бригады хорошо его знали, так как нередко сотрудничали с ним, обслуживая велосоревнования, Утром 12-го ноября после бессонной из-за сильных болей ночи попросил: "Сбегай на угол к киоску - купи газету со статьёй-отчётом о прошедшей гонке". Сбегал, принёс, показал фотографии о гонке, прочитал вслух статью. Через 20 минут отца не стало...
Марк Людмирский. 2001 год.