Туапсинская оборонительная операция началась 25 сентября 1942 года. Она отмечена ожесточенными боями как на суше, так и на море. Для нас особо важно то обстоятельство, что в этих боях в составе береговой артиллерии Туапсинской ВМБ действовала 16-я батарея железнодорожных артустановок TM-I-180.
16-я ОЖДАБ фактически первой от артиллерии Туапсинского оборонительного района начала вести боевые действия против немецко-фашистских войск северо-восточнее Туапсе, когда они вошли в зону ее огня. Залпы ее 180-мм орудий причинили противнику значительный урон. Батарея с огневых позиций в районе станций и разъездов Пшиш, Гойтх, Индюк и других вела огонь по скоплениям танков, батареям крупного калибра и другим важным объектам противника в районе станиц Кабардинская и Ходыженская. Одновременно батарея обороняла морское побережье в полосе от Ново-Михайловки до станции Лазаревская.
«Флагманская», как уважительно называли 16-ю ОЖДАБ, была на самых активных участках обороны.
В результате обстрелов ею расположения фашистских войск было подавлено и уничтожено 5 артиллерийских и 2 минометных батареи врага, уничтожено 8 и подбито 4 танка, свыше 70 машин с войсками, взорвано 6 складов с боеприпасами...
Зенитчики батареи над разъездом Греческий сбили немецкий самолет-разведчик «Фокке-Вульф-189», пикирующий бомбардировщик Ю-87, бомбардировщик Ю-88 и повредили еще 5 самолетов.
В истории тех боев сохранилось описание следующего тактического приема, который использовали батарейцы 180-мм транспортеров. Ночью батарея из четырех железнодорожных установок подходила на минимально допустимое расстояние к переднему краю, производила развертывание на позициях, с рассветом неожиданно для врага открывала огонь по его порядкам, а затем быстро эвакуировалась в тыл...
Немцы вначале думали, что огонь по их позициям ведут с туапсинского рейда корабли Черноморского флота. Когда они разобрались, что к чему, на батарею обрушились удары фашистской авиации.
Об ожесточенности боев на Туапсинском направлении можно судить по тому, что только в течение сентября 1941 года в налетах на военно-морскую базу участвовало 334 самолета противника. Ожесточенные бомбардировки продолжались и в последующие месяцы...
12 апреля 1942 года авиация противника нанесла сильный бомбовой удар по транспортерам № 1 и № 3 в районе станции Лазаревская. Был выведен из строя транспортер № 3 (повреждено орудие и одна из тележек). В течение 7 дней силами личного состава батареи артустановка была возвращена в боевое состояние.
13 августа 1942 года мощный авианалет со стороны моря на 2-й и 4-й транспортеры в районе станции Шепси. На сей раз матчасть не пострадала, но среди личного состава были потери. Убиты командир артиллерийского отделения транспортера № 2, один из лучших комендоров вертикального наведения младший сержант Е. П. Слюсаренко, командир отделения дальномерщиков младший сержант А. Ф. Ельников, киномеханик батареи сержант М. Т. Колодько и краснофлотец помощник паровозного машиниста И. Миненков.
Были потери и среди батарейцев транспортера № 4.
В том, что все попытки немцев прорваться в Туапсе, продолжавшиеся до 20 декабря 1942 года, были отражены, есть огромная заслуга и артиллеристов-железнодорожников.
В последующем, после стабилизации боевой обстановки в районах Новороссийска и Туапсе, боевая деятельность береговой артиллерии и прежде всего подвижных железнодорожных артустановок, была направлена на борьбу с артиллерией и судами противника.