переходи на живопись - очки на средневековых картинах

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
52,289
Реакции
20,667
Возраст
53
Адрес
Deutschland
полна всяких знаков и символов..

Посмотреть вложение 355013
Заинтерсовал персонаж в очках. Дело в том, что сюжет из Нового Завета, тогда еще не было очков..

Зеведей (букв. — Дар Божий) — персонаж Библии, муж последовательницы Иисуса Христа Саломии, отец апостолов Иакова Старшего и Иоанна.

Зеведей и Саломия жили на берегу Геннисаретского озера, вероятно, в Вифсаиде, где Зеведей зарабатывал на жизнь рыболовством. Из упоминания в Евангелии о его работниках и из знакомства его сына с первосвященником Анною можно предположить, что семейство Зеведеев было довольно состоятельное, хотя и жило ручным трудом.

Имя Зеведей в евангельском повествовании появляется только однажды, именно у евангелистов Матфея и Марка, где он представляется со своими сыновьями, сидящими в лодке и чинящими рыболовные сети. По первому слову Спасителя Зеведей позволил обоим своим сыновьям следовать за Спасителем, хотя сам он, по-видимому, не был учеником Христа. Впрочем, эта готовность так скоро отпустить своих сыновей Иакова и Иоанна за Иисусом даёт основание думать, что он или вследствие проповеди Иоанна Крестителя, или по другой какой причине принадлежал, подобно Симеону Богоприимцу, к числу лиц, ждавших утехи Израилевой. О дальнейшей жизни Зеведея сведений не имеется, хотя и думают, что он умер до страданий Господа .

Westfalia.jpg
 
Заинтерсовал персонаж в очках. Дело в том, что сюжет из Нового Завета, тогда еще не было очков..
Про очки это вообще круто. Круче, чем про щеглов. Завтра выделю в отдельную тему


Что хотели сказать средневековые художники, водружая очки на носы героев своих картин? В издательстве «Слово» вышла книга историка и автора Arzamas Михаила Майзульса «Мышеловка святого Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем».

Очки для апостолов. Оптические метафоры

На одре лежит умершая Дева Мария. Вокруг собрались ученики ее Божественного Сына. Седовласый Петр с кадилом читает заупокойную службу. А перед кроватью сидят еще два апостола с книгами на коленях. У того, что постарше, на нос водружены очки. Они помогают ему разобрать текст, по которому он водит пальцем. Воображение позднесредневекового испанского мастера перенесло в новозаветные времена изобретение, сделанное менее чем за полтора столетия до того. В искусстве XIV–XVI веков очки, как и многие другие технические новинки (механические часы, пушки, аркебузы и т. д.), регулярно появлялись в сценах, действие которых разворачивалось в далеком прошлом.

Причем в очках представляли как евангелистов, Отцов Церкви и прочих христианских интеллектуалов, так и злокозненных иноверцев, например иудейских первосвященников, которые подкупили Иуду, чтобы он предал Христа. Как инструмент, помогавший исправить изъяны зрения, очки превратились в знак, но знак двойственный. Они могли ассоциироваться с истинным знанием и прозрением, а могли — с заблуждением и слепотой.
Стекла для чтения

История изобретения очков полна пробелов. Мы точно не знаем, кто одарил человечество этим ценным приспособлением. Хотя увеличительные стекла были известны задолго до Средневековья, очки, судя по всему, стали делать в конце XIII века где-то в Центральной или Северной Италии. Первыми появились очки с выпуклыми линзами, предназначенные для коррекции врожденной и, главное, возрастной дальнозоркости. Они помогали тем, у кого ухудшилось зрение вблизи и кому стало трудно читать и писать. Тем самым они продлили интеллектуальный век множества церковных и светских интеллектуалов. Очки, предназначенные для близоруких, появились намного позже, во второй половине XV века.

О том, кто мог изобрести очки, известно совсем немного. В 1676 году Франческо Реди, профессор медицины из Пизы, упомянул в письме другу о том, что у него есть некий манускрипт, датированный 1299 годом. В предисловии неизвестный автор сетовал на то, что его глаза ослабли и теперь он уже не в состоянии работать с текстами без помощи такого недавнего изобретения, как очки. Кроме того, в 1306 году доминиканский теолог Джордано да Ривальто в проповеди, произнесенной в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, тоже упомянул об этой технической новинке: «Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых в мире искусств. <…> Я видел человека, первым создавшего очки, и беседовал с ним». Среди собратьев фра Джордано по монастырю Святой Екатерины в Пизе был Алессандро делла Спина — писец, художник-миниатюрист и знаток механики. В «Древней хронике», составленной в XIV веке в этой обители, упоминалось, что он овладел и искусством изготовления очков. Придуманы они были еще до него. Однако их анонимный изобретатель стремился сохранить свои профессиональные секреты, а делла Спина охотно учил новому ремеслу. В любом случае эта новинка оказалась очень востребована. Уже в конце XIII века в Венеции, которая была известна своими умелыми стеклодувами, активно производили не только увеличительные стекла, но и очки для чтения.
 
Заинтерсовал персонаж в очках. Дело в том, что сюжет из Нового Завета, тогда еще не было очков..

Первые очки появились в XIII веке в Италии. В это время итальянские стеклянные мастера считались искуснейшими в мире изготовителями, шлифовальщиками и полировщиками стекла. Особенно славилось венецианское стекло, изделия из которого часто имели очень сложную, замысловатую форму. Постоянно обрабатывая сферические, изогнутые и выпуклые поверхности, то и дело поднося их к глазам, мастера в конце концов заметили оптические возможности стекла. Гениальная мысль соединить две линзы с помощью оправы пришла, согласно легенде, в 1285 году стеклянному мастеру Сальвино Армати из Флоренции. Он же наладил первое производство очков. Ничего более об этом человеке не известно. Однако придуманное им устройство, позволявшее легко и быстро сглаживать дефекты зрения, сейчас же получило распространение. В самые первые очки вставляли длиннофокусные выпуклые, собирающие линзы, и служили они для исправления дальнозоркости. Гораздо позже было открыто, что с помощью тех же очков, вставив в них вогнутые рассеивающие линзы, можно исправлять близорукость. Первые описания таких очков относятся только к XVI веку.
 
На одре лежит умершая Дева Мария. Вокруг собрались ученики ее Божественного Сына. Седовласый Петр с кадилом читает заупокойную службу. А перед кроватью сидят еще два апостола с книгами на коленях. У того, что постарше, на нос водружены очки. Они помогают ему разобрать текст, по которому он водит пальцем. Воображение позднесредневекового испанского мастера перенесло в новозаветные времена изобретение, сделанное менее чем за полтора столетия до того.

Речь идет о этой картине

Гонсало Перес. Успение Богоматери (фрагмент заалтарного образа из Бурго-де-Осмы). Около 1410–1430 годов Museu Frederic Marès

1410-1430_Altarbild_Maria-Himmelfahrt.jpg
 
Речь идет о этой картине

Гонсало Перес. Успение Богоматери (фрагмент заалтарного образа из Бурго-де-Осмы). Около 1410–1430 годов Museu Frederic Marès

Посмотреть вложение 355472
Ничего не нашел об этом художнике на русском языке и очень мало на испанском..

Гонсало Перес (Gonzalo Pérez) или Гонсаль Перис Сарриа (Gonçal Peris Sarrià) , был валенсийским художником первой половины XV века. Его жизнь почти не задокументирована. В 1380-1451 годах он выполнил алтарные и религиозные картины в своем родном городе, Валенсии, в стиле поздней готики. Кроме того, он работал над алтарными картинами в Куэнке, Мурсии, Роденасе, Бурго-де-Осма и Пуэртомингальво.

Гонсало Перис Сарриа принадлежал к семье живописцев, живших в Валенсии начиная с XIII века. Кроме него, известен только Антони Перис, его отец,.

Гонсало получил образование в мастерской Пере Николау, а после его смерти в 1408 году двор поручил ему управление его имуществом. Это позволило ему управлять важной мастерской с многочисленной клиентурой. Например, уже в 1412 году он получил заказ на алтарь от Франсеска Климента, епископа Барселоны. Он продолжал работать с Марсалом де Сасом, с которым также сотрудничал Пере Николау.

gonsal.jpg
 
На одре лежит умершая Дева Мария. Вокруг собрались ученики ее Божественного Сына. Седовласый Петр с кадилом читает заупокойную службу. А перед кроватью сидят еще два апостола с книгами на коленях. У того, что постарше, на нос водружены очки. Они помогают ему разобрать текст, по которому он водит пальцем. Воображение позднесредневекового испанского мастера перенесло в новозаветные времена изобретение, сделанное менее чем за полтора столетия до того. В искусстве XIV–XVI веков очки, как и многие другие технические новинки (механические часы, пушки, аркебузы и т. д.), регулярно появлялись в сценах, действие которых разворачивалось в далеком прошлом.
То есть по нашему - Успение Пресвятой Богородицы

Вот еще картина Гольбейна младшего с таким же названием

holbein1.jpg
 
Ну и тут начинаешь понимать, что и здесь имеется какая то традиция изображать смерть Марии

Еще одна картина успения Божьей матери

049.jpg
 
Картина эта

Tod Mariens
um 1520–1525
Hans Baldung Grien (Umkreis) (1484 oder 1485 Schwäbisch Gmünd - 1545 Straßburg)
Straßburg, Musée de l’Œuvre Notre-Dame (Frauenhausmuseum) (Inventar-Nr. MBA 1644)

Смерть Марии (около 1520-1525), приписывается кругу художника Ганса Балдунга Грина (1484-1545)ю Хрантится картина в страсбургском музее Нотр-Дам, музее Богоматери.

И снова у апостола очки...

holv-1.jpg
 
Кстати, есть такой термин у немцев - Brillenapostel

Апостол в очках..

Кстати, музей в Страсбурге стоит посетить. Он прямо в центре..


049-2.jpg
 
Сверху