Небольшой отрывок......а сколько сотен таких же в других воспоминаниях...
1929 год советско-китайский конфликт на К.В.Ж.Д.
Владимир М. Толстой
автор - лётчик-наблюдатель, начальник штаба 19-го АО "Дальневосточный Ультиматум"
по результатам боёв на К.В.Ж.Д. награждён орденом "Красное знамя"
В БОРЬБЕ С БЕЛОКИТАЙЦАМИ
...Вечером после второго бомбардировочного налёта лётчики обсуждали итоги боевого дня. Тут же возле них сидели с полураскрытыми ртами слушатели, пропитанные бензином и маслом. Они молчаливы, но они переживают успех в равной степени, ибо они имеют на это право, хотя и не были в воздухе, ибо без них этот успех не был бы обеспечен.
Эти молчаливые слушатели - техники и мотористы. О них говорят мало, они внешне незаметные герои. Мы привыкли успешную работу нашей авиации оценивать, начиная со слов: "наши лётчики... В этих словах мы объединяем всю авиационную семью, но о техниках и мотористах следует говорить и отдельно.
Они подготавливают самолёт и мотор к полёту, им вверяется судьба лётчика и лётчика-наблюдателя, они являются фундаментом на котором строится успех боевой и мирной работы авиации. С большой любовью, с редкой заботливостью они обслуживают самолёты и моторы, особенно в эти месяцы боевой работы. Выпуская самолёты в воздух, они остаются на аэродроме. Лётчики кортко говорят им, на сколько времени улетают. Улетели. Но техник и моторист не спокойны. Они не находят себе места, да и как его найдёшь, когда они остаются в положении мастеров, у которых отняли и станок и инструмент?
Взлетая, видишь на аэродроме эти отдельные точки, вслушивающиеся с земли в работу моторов в воздухе и провожающие глазами самолёты до тех пор, пока они не растают в дали горизонта. Проходит намеченное время полёта. Часто из-за ветра или детальной разведки полёт задерживается. Но об этом не знают техник и моторист. Состояние их, и без того напряжённое, обостряется, они молча всматриваюся в горизонт и, напрягая слух стараются уловить звук работающего мотора. И трудно сказать, у кого больше расходуется энергии и нервов: у лётчиков ли, занятых работой в воздухе, или у этих незаметных героев, несущих на себе тяжёлую ответственность.
Каждый из них обладает редкой способностью распознавать свою машину. Ведь казалось бы нетникакой разницы между самолётами одной конструкции, но всё же по оттенкам цвета крыльев, по технике полёта своего лётчика и ещё по другим, только им известным данным, они узнают свою машину и, коротко крикнув друг другу "наша", бегут встречать её. Подбегая к севшему самолёту, они автоматически вслушиваются в работу мотора, замечают, все ли сброшены бомбы, и не забудут, сопровождая рулящую машину, приветствовать улыбкой лётчика и наблюдателя. Машина дорулила. Они выслушивают сообщение о работе мотора в воздухе, о регулировке самолёта, затем подготавливают его на ночь и только после этого успокаиваются.
Вот почему вечерами, когда возбуждённые успехом работы лётчики делятся друг с другом своими впечатлениями, эти молчаливые слушатели переживают успех в равной степени, ибо они имеют на это право.....
Фоты Офигительные\из инета\ как и сам легендарный 19-й авиотряд "Ультиматум"