КомСер
Модератор
- Регистрация
- 2 Ноя 2007
- Сообщения
- 3,662
- Реакции
- 29
- Возраст
- 54
- Адрес
- Прага
- Веб-сайт
- www.prag-antik.com
Вот именно этот род войск не очень развит в Чехословакии. Наверное, в связи с отсутствием моря. Впрочем, читайте сами:
В ноябре 1918 г. в составе Министерства национальной обороны было создано самостоятельное Командование морских сил, которому подчинили «Морской батальон», сформированный из бывалых военнослужащих бывшего австро-венгерского флота. Это было, по сути, подразделение морской пехоты, состоящее из четырёх рот. Первые две из них уже в 1918 г. приняли участие в боях с венграми за южную Словакию. Последующие роты были созданы в следующем году. Кроме того, были созданы две батареи «морской береговой артиллерии», расположенные на восток от Стурова и защищавшие устья рек Ипель и Грон от венгерских кораблей. Их вооружили 90-мм зенитными орудиями «Шкода» обр. 1912 г., заказанные ещё австро-венгерскими ВМС, но поступившими на службу уже молодой республики.
В 1919 г. часть военнослужащих Морского батальона демобилизовалась, часть перешла во 2-й пеший полк, а остальные были распределены по частям ВМС. Были сформированы Отряд чехословацкого военного флота на Лабе (с дислокацией в Литомержицах) и Отряд чехословацкого военного флота на Дунае (с дислокацией в Братиславе). Прибывшие в ноябре 1920 г. моряки из Владивостока были включены в первый из них.
Судна для чехословацких ВМС строили на верфях Устецкого кораблестроительного завода (Усть над Лабой), «Шкоды» (Комарно), «Прага» (Прага-Либна). Один катер купили у венской фирмы «Эппел». Всего на службе Первой республике находились 55 суден разных типов, в т.ч. один сторожевой корабль и несколько бронированных миноносцев собственной постройки. Кроме того – воз и маленькая тележка катамаранов, вёсельных минных лодок и т.п. мелочи.
Занятный делёж довольно солидной австро-венгерской Дунайской флотилии Прага как-то упустила (судна поделили между собой югославы, венгры, румыны и Австрия), приняв концепцию обеспечения безопасности на Дунае французской флотилией. Можно сказать, что к возможностям ВМС чехословацкое военное командование относилось довольно скептически. Дунай был попросту заминирован по дну в несколько рядов, дабы не допустить вражеские корабли к Комарно и Братиславе. На случай войны планировалось также уничтожать корабли и понтонные переправы противника огнём артиллерии и плавучими минами. Соответственно сосредоточились не на боевых кораблях, а минных.
В начале 1920 г. КМС переформировали на 34-й (корабельный) отдел МНО. На этот момент в наличии на Лабе имелись двенадцать различных катеров, доставшихся ещё от развалившейся империи Габсбургов. В том же году их перевезли железной дорогой в Словакию, поэтому литомержицкое подразделение стало просто кадровым. Береговые батареи лишили морского статуса – они вошли в состав нового полка зенитной артиллерии. 1 февраля 1922 г. Лабская флотилия прекратила своё существование, её личный состав перевели в 1-й инженерный полк в Терезине. Офицеры и мичманы, служившие ещё на Дальнем Востоке, были переведены на Дунай. Там к этой же дате создали отдельный Водный батальон. Он входил в состав инженерных войск, но расценивался как самостоятельное подразделение для действий на воде. Его усилили мостовой ротой из братиславского 4-го инженерного полка. Итак, это подразделение состояло теперь из штаба, корабельной, минной, мостовой и запасной рот. В 1924 г. его переименовали в Мостовой батальон.
В 1934 г. в Братиславе был создан 6-й инженерный полк, в который из МБ передали часть штаба, корабельную и минную роты. Они вошли в состав Речного батальона (в полку был ещё строительно-электротехнический батальон). Мостовую роту МБ (вмести с приданными ей катерами) разделили между остальными инженерными полками, прежде всего - передали братиславскому 4-му. Такой статус-кво оставался вплоть до падения ЧСР в марте 1939 г. Тогда боевые судна унаследовала самопровозглашённая Словацкая республика, но она собственных ВМС не создавала, а уже через месяц передала корабли своему сюзерену – Третьему Рейху
Напоследок отметим, что в конце 1946 г. в Братиславе был основан 14-й отдельный инженерный батальон, в состав которого вошли корабельная и минная роты при шести катерах. Через четыре года его включили в 52-й понтонный полк. Уже в нём создали отдельную корабельную роту с взводом боевых суден и взводом речного минирования. В 1957 г. её переформировали в роту речной охраны. В 1947-51 гг. в строй чехословацких квази-ВМС стали 9 катеров разных типов (5 минных, два дозорных, по одному разведывательному и боевому), несколько деревянных лодок (в т.ч. 10 вёсельных минных) и катамаранов, а также несколько трофейных немецких инженерных катеров. По решению Совета ОВД в Будапеште в 1959 г. функции обороны на Дунае передали советской Дунайской флотилии, поэтому чехословацкая речная рота была расформирована, а её судна передали гражданским организациям. Так закончилась 41-летняя (с 7-летним перерывом) история чехословацких ВМС
В ноябре 1918 г. в составе Министерства национальной обороны было создано самостоятельное Командование морских сил, которому подчинили «Морской батальон», сформированный из бывалых военнослужащих бывшего австро-венгерского флота. Это было, по сути, подразделение морской пехоты, состоящее из четырёх рот. Первые две из них уже в 1918 г. приняли участие в боях с венграми за южную Словакию. Последующие роты были созданы в следующем году. Кроме того, были созданы две батареи «морской береговой артиллерии», расположенные на восток от Стурова и защищавшие устья рек Ипель и Грон от венгерских кораблей. Их вооружили 90-мм зенитными орудиями «Шкода» обр. 1912 г., заказанные ещё австро-венгерскими ВМС, но поступившими на службу уже молодой республики.
В 1919 г. часть военнослужащих Морского батальона демобилизовалась, часть перешла во 2-й пеший полк, а остальные были распределены по частям ВМС. Были сформированы Отряд чехословацкого военного флота на Лабе (с дислокацией в Литомержицах) и Отряд чехословацкого военного флота на Дунае (с дислокацией в Братиславе). Прибывшие в ноябре 1920 г. моряки из Владивостока были включены в первый из них.
Судна для чехословацких ВМС строили на верфях Устецкого кораблестроительного завода (Усть над Лабой), «Шкоды» (Комарно), «Прага» (Прага-Либна). Один катер купили у венской фирмы «Эппел». Всего на службе Первой республике находились 55 суден разных типов, в т.ч. один сторожевой корабль и несколько бронированных миноносцев собственной постройки. Кроме того – воз и маленькая тележка катамаранов, вёсельных минных лодок и т.п. мелочи.
Занятный делёж довольно солидной австро-венгерской Дунайской флотилии Прага как-то упустила (судна поделили между собой югославы, венгры, румыны и Австрия), приняв концепцию обеспечения безопасности на Дунае французской флотилией. Можно сказать, что к возможностям ВМС чехословацкое военное командование относилось довольно скептически. Дунай был попросту заминирован по дну в несколько рядов, дабы не допустить вражеские корабли к Комарно и Братиславе. На случай войны планировалось также уничтожать корабли и понтонные переправы противника огнём артиллерии и плавучими минами. Соответственно сосредоточились не на боевых кораблях, а минных.
В начале 1920 г. КМС переформировали на 34-й (корабельный) отдел МНО. На этот момент в наличии на Лабе имелись двенадцать различных катеров, доставшихся ещё от развалившейся империи Габсбургов. В том же году их перевезли железной дорогой в Словакию, поэтому литомержицкое подразделение стало просто кадровым. Береговые батареи лишили морского статуса – они вошли в состав нового полка зенитной артиллерии. 1 февраля 1922 г. Лабская флотилия прекратила своё существование, её личный состав перевели в 1-й инженерный полк в Терезине. Офицеры и мичманы, служившие ещё на Дальнем Востоке, были переведены на Дунай. Там к этой же дате создали отдельный Водный батальон. Он входил в состав инженерных войск, но расценивался как самостоятельное подразделение для действий на воде. Его усилили мостовой ротой из братиславского 4-го инженерного полка. Итак, это подразделение состояло теперь из штаба, корабельной, минной, мостовой и запасной рот. В 1924 г. его переименовали в Мостовой батальон.
В 1934 г. в Братиславе был создан 6-й инженерный полк, в который из МБ передали часть штаба, корабельную и минную роты. Они вошли в состав Речного батальона (в полку был ещё строительно-электротехнический батальон). Мостовую роту МБ (вмести с приданными ей катерами) разделили между остальными инженерными полками, прежде всего - передали братиславскому 4-му. Такой статус-кво оставался вплоть до падения ЧСР в марте 1939 г. Тогда боевые судна унаследовала самопровозглашённая Словацкая республика, но она собственных ВМС не создавала, а уже через месяц передала корабли своему сюзерену – Третьему Рейху
Напоследок отметим, что в конце 1946 г. в Братиславе был основан 14-й отдельный инженерный батальон, в состав которого вошли корабельная и минная роты при шести катерах. Через четыре года его включили в 52-й понтонный полк. Уже в нём создали отдельную корабельную роту с взводом боевых суден и взводом речного минирования. В 1957 г. её переформировали в роту речной охраны. В 1947-51 гг. в строй чехословацких квази-ВМС стали 9 катеров разных типов (5 минных, два дозорных, по одному разведывательному и боевому), несколько деревянных лодок (в т.ч. 10 вёсельных минных) и катамаранов, а также несколько трофейных немецких инженерных катеров. По решению Совета ОВД в Будапеште в 1959 г. функции обороны на Дунае передали советской Дунайской флотилии, поэтому чехословацкая речная рота была расформирована, а её судна передали гражданским организациям. Так закончилась 41-летняя (с 7-летним перерывом) история чехословацких ВМС