Лепестковый крест.
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. Очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве «лепестковый» крест, который, к примеру, можно увидеть на омофоре святителя Григория Чудотворца мозаики XI века собора Святой Софии Киевской [2, 7].
Крест «корсунчик» (греческий).
Традиционна для Византии и наиболее часто и широко употребляема форма так называемого «греческого креста». Этот же крест считается, как известно, и древнейшим «Русским крестом», так как, согласно церковному Преданию святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного. Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную [2, 7].
Каплевидный крест.
Греческое Евангелие II века, находящееся в Российской национальной библиотеке, открывается листом с изображением красивого «каплевидного» четвероконечного креста. «Каплевидные» энколпионы2 часто встречаются среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия.
В «Радостной Вести» мы читаем: «Вначале Христовы капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44), далее в «Послании к Евреям Святого Апостола Павла»: «стали уроком борьбы с грехом даже «до крови» (Посл. к Евреям. 12:4); и «когда же на кресте из Него истекла кровь и вода примером научены были сражаться со злом даже до смерти (Ин. 19:34).
Осмиконечный (православный) крест.
Восьмиконечие наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие [13].
Святитель Дмитрий Ростовский в главе 24 «Летописи, сказующей деяния от начала мира до Рождества Христова» писал: «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте, и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» [15, 16].
Крест «терновый венец».
Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней греко-римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой [2, 7].
Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства [17, С. 100]; на иконе «Прославление Креста» XII века из Третьяковки [20, С. 11]; на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV века; на покровце «Голгофа» –монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века [19, ил. 37].
В книгах Апостолов Матфея, Марка и Иоанна повествуются о том, что «воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» (Мф. 27:29; Мр. 15:17; Ин. 19:2).
Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: «венец правды», «венец славы», «венец жизни».
Крест «монограмма Константина».
«Комбинация совмещенных букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос – «Хи» и «Ро», – пишет литургист архимандрит Гавриил, – эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина» [8, С. 344].
Церковный историк Евсевий Памфил в «Книге первой о жизни блаженного Царя Константина» (гл. 29, 30, 31) повествует: «Святому Равноапостольному Царю Константину… во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов… Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, [...] а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа [...], из середины которых выходила буква «Р». Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме».
Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 – 251 гг.) в Лидийском городе Меонии; изображена на сосуде 397 года; вырезана на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста [7, С. 85].
Таким образом, мы постарались приоткрыть страницы истории изображения крестов, которые можно увидеть в декоративно-художественном убранстве Храма Воскресения Христова (Спаса на крови).
Несколько лет назад в России был создан Ставрографический центр. Это общественная организация, содействующая возрождению и развитию ставрографии. Основной задачей центра является прославление Креста Господня путем собирания образов креста и сведений о крестах, находящихся на территории России. Центр стремится к возрождению и развитию ставрографии, а также содействует созданию уважительного отношения к культурному достоянию и истории православной России. Он призван осуществлять несколько функций: накопительную, которая связана со сбором и хранением образцов крестов и информации о них, а также ознакомительную, направленную на восстановление связи духовной и светской культур.
Ставрография – от греческого «stavros» (крест) и «grafos»(пишу), другими словами, «описываю крест».
Энколпионы – от греч. – «на груди», нанедренник, наперсник – небольшое изображение креста, Богородицы, святых, носимое верующими на груди. В энколпион полагали иногда мощи святых, просфору в честь Богородицы. В последнем случае энколпион называли «панагия» и «панагиара». Энколпионы существовали в средние века у русских и греков.
Литература
Крест в России: Альбом / Авт.-сост. С. В. Гнутова; Макет и художеств. оформ., подбор ил. – Б. В. Трофимов. – М.: Даниловский благовестник, 2004.
История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии. – М.: Альманах «Жизнь вечная», 1997.
– //Ставрографический сборник. – №№ 1-3.
Святославский А.В. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. – М., Древнехранилище, 2000.
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектировании. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
Минервин Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной сферы. Учеб. пособ. – М..: Архитектура, 2004. – 96 с.
Уваров А.С. Христианская символика. – М., 1908. – С. 114.
Архимандрит Гавриил. Руководство по Литургике. – Тверь, 1886.
Три слова в защиту иконопочитания / Пер. с греч. А. Бронзова; ред. В. А. Крохи. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 192 с.
Творения преподобного Иоанна Дамаскина: Источник знания. – Сер.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт: Святоотеческое наследие / Пер. с древнегреч., комм. Афиногенова Д.Е., Бронзова А.А., Сагарды А.И. и др.). – 2002
Солунский Симеон. Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, 1856.
Русское медное литье XII – XX вв. в собрании НХМ РБ. Альбом-каталог. – Вып.2. – М., 1993.
История философии/А.А.Грицанов, Т.Г.Румянцева. М.А.Можейко, А.И.Мерцалова. Энциклопедия. – М.: Книжный дом Университет, Книжный дом, Мет, Интерпресс-сервис, 2002.
Византийская миниатюра,. – М., 1977. – Табл. 30.
Попов М.С. Святитель Дмитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910.
Розыск веры Дмитрия Ростовского Летопись, сказующая деяния от начала мира до Рождества Христова. – В 2 ч. – СПб., 1783.
Матенадаран, – М., 1991.
Лазарев В.Н. Новгородская икона. – М., 1976.
Новодевичий монастырь. – М., 1968. – Илл. 37.
http://www.isaac.spb.ru/cathedra/num3/chernysheva