"Железный" крест на Спасе на Крови

Tango-1

Местный
Регистрация
30 Окт 2007
Сообщения
2,711
Реакции
10
Адрес
Макдональдс (закрыто навсегда)
- Часто встречающийся элемент в росписях обрамлений. Что он значит (про звезду Давида и "плетеный крест" вроде понятно)?... Форма креста уж очень специфичная. Или у меня просто паранойя? :biggrin:
 

Вложения

  • p1.jpg
    p1.jpg
    308.4 KB · Просмотры: 1,075

Tango-1

Местный
Регистрация
30 Окт 2007
Сообщения
2,711
Реакции
10
Адрес
Макдональдс (закрыто навсегда)
- Окно с на фронтоне. В "наличниках" - четыре креста. Два - "привычной" формы ЖК, два других тоже вроде не православные... Может кто-нибудь объяснить их значение для непосвященного?
:drinks:
 

Вложения

  • f1.jpg
    f1.jpg
    302 KB · Просмотры: 736
  • f2.jpg
    f2.jpg
    128.7 KB · Просмотры: 898
  • f3.jpg
    f3.jpg
    129.1 KB · Просмотры: 763

Михаил Беленький

Модератор
Регистрация
29 Окт 2007
Сообщения
8,869
Реакции
500
Возраст
53
Адрес
Coburg, Bayern
Такая форма креста называется "патте".
Иногда его называют "тевтонским" или "кавалерским".
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,422
Реакции
13,025
Возраст
52
Адрес
Deutschland

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,422
Реакции
13,025
Возраст
52
Адрес
Deutschland
оглянись, какая красота
 

Вложения

  • 254_0056998b.jpg
    254_0056998b.jpg
    101.8 KB · Просмотры: 830
  • 636e7eeafabb.jpg
    636e7eeafabb.jpg
    199.8 KB · Просмотры: 836
  • 19172621.1.jpg
    19172621.1.jpg
    183.1 KB · Просмотры: 767
  • spas.jpg
    spas.jpg
    69.6 KB · Просмотры: 1,041

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,422
Реакции
13,025
Возраст
52
Адрес
Deutschland
только в самом деле не в тему ...
Ну почему не в тему? Просто у меня свои логические цепочки.
Вот интересная статья, возможно она кому то приоткроет некоторые тайны

Изображение креста в декоративно-художественном убранстве интерьера храма Воскресения Христова
Чернышева Елена Кельмановна, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Ученый секретарь музея, кандидат педагогических наук
Крест всегда занимал особое место в России. Он сопровождал верующего человека на протяжении всей его жизни – от рождения до смерти, и все бескрайнее пространство нашей страны было пронизано силой Креста Господня.

Этим объясняется огромный интерес к изучению, описанию и собиранию сведений о крестах. Крест, как основополагающий символ христианства, является объектом изучения одного из направлений исторической науки – ставрографии1, которое изучает все типы и формы крестов.

Первые исследования по ставрографии в России проводились в начале XIX века церковными учеными – священниками, преподавателями и профессорами Духовных Академий [1]. Тогда же начало развиваться и второе направление – историческое, включающее в себя источниковедение, эпиграфику, церковную археологию, этнографию и историю искусства.

Значительный вклад в становление отечественной ставрографии внесли: архимандрит Макарий (Миролюбов), который одним из первых обратился к проблеме постановки монументальных поклонных крестов; профессор Киевской духовной академии Иван Игнатьевич Малышевский, написавший серьезное исследование о придорожных крестах; преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии Иван Саввич Пальмов и профессор Николай Васильевич Покровский, а также многие другие ученые: заведующая сектором прикладного искусства Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, руководитель Ставрографического центра, кандидат искусствоведения С.В. Гнутова, хранитель ризницы Троице-Сергиевой лавры Т.В. Николаева, заведующая отделом драгметаллов Исторического музея М.М. Постникова-Лосева, российские ставрографы А.В. Святославский и А.А. Трошин.

Целью данной статьи не ставится проблема описания креста, как многоценного мистико-догматического символа Святой Церкви. Такой подход объясняется тем, что символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия Но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения [2].

В данной статье, опираясь на исследования отечественной ставрографии [3, 4] и многолетние исследования сотрудников Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» (Н.С. Андрецова, Л.И. Белецкая, И.М. Бышкина, В.М. Лившиц, О.А. Оснос, О.О. Мишура, Г.А. Сафронова И.А. Сиднева, Т.И. Судакова, Н.М. Турцова, О.А. Федосеева) сделана попытка классифицировать и описать изображения крестов в декоративно-художественном убранстве интерьера Храма Воскресения Христова (Спаса на крови).

Собор, созданный в стиле московско-ярославского зодчества XVI – XVII вв., представляет собой собирательный образ русского православного храма. Создание единого образа декоративно-художественного убранства принадлежит архитектору собора А.А. Парланду и художнику А.П. Рябушкину.

В основу декоративно-художественного убранства интерьера собора положено богатство и возможности уникального художественного приема – орнаментики – «разновидности декора или совокупности элементов украшения, стилизованно (условно, схематично) воспроизводящего различные природные формы, большей частью растительные: листья, цветы, стебли, плоды» [5, 6].

Многообразная христианская символика в убранстве Спаса на Крови, позволила расширить границы традиционного убранства храма. В оформлении мозаичного убранства участвовали частная мастерская Фроловых, получившая самый большой заказ на мозаичные работы, мозаичное отделение Академии художеств, ряд зарубежных фирм. Целый ряд талантливых мастеров трудился над мозаиками собора (И.М. Баранов, Г.Ф. Батюшков, В.С. Кузнецов, М.А. Петров), эскизы для которых создавались большой группой художников: В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, Н.Н. Харламовым и др.

Как отмечалось выше, среди многообразия христианской символики особое место в декоративно-художественном убранстве Храма Воскресения Христова (Спасе на крови) занимает изображение креста.

Крест можно увидеть в богатом мозаичном и каменном орнаменте, на облачении святых, и крест, как главный христианский символ, изображен под сводами и арками храма и в алтаре.

В орнаменте собора использованы изображения якореобразного (стилизованного) креста, катакомбного, или креста «Знамение Победы», мальтийского креста и осмиконечного православного креста, а также креста накупольного с полумесяцем.

В цветочные орнаменты стен и пилонов собора вплетены кресты «виноградная лоза», криновидный и лепестковый.

На облачении святых изображены мальтийский, катакомбный и древлерусский крест «корсунчик» (греческий).

На отдельных изображениях мы видим мальтийский (георгиевский), каплевидный, осмиконечный (православный накупольный) кресты, крест «терновый венец» и крест «монограмма Константина».

Ниже, основываясь на материалах исследований Ставрографического центра, мы приводим описания вышеназванных крестов.
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,422
Реакции
13,025
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Якореобразный (стилизованный) крест.

Первоначально этот символ был обнаружен археологами на Солунской надписи III века, в Риме – в 230 году, а в Галлии – в 474 году. Как отмечает граф А.С. Уваров, «еще в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением «якоря» [7]. В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Посл. к Евреям. 16:1-9). Этот, по слову Апостола, «якорь», символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда. Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому «якорь», будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова – Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение «прочности» только дел земных [2, С. 4].

Катакомбный, или крест «Знамение Победы».

Архимандрит Гавриил в «Руководстве по Литургике» пишет: «В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какой-либо другой формы. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного» [8, С. 345].

О том, как все это произошло, сообщается в главе 28 «Книги первой о жизни блаженного Царя Константина» знаменитого античного историка Евсевия Памфала: «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, – говорил Царь, – я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью «Сим побеждай!» Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Было это в 28-й день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме. Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями со слов очевидцев».

Далее, в главе 29 Евсевий Памфал приводит свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели Его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их». А в главе 39 мы читаем: «Силою Божией святой Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки».

Таким образом, Крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при императоре Константине Великом знамением победы – торжества христианства над язычеством, и предметом самого глубокого почитания. Вообще такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари.

Мальтийский (георгиевский) крест.

Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, – как говорит Апостол Павел, – на верх жезла своего» [8, стих 11, 21].

«Жезла, – разъясняет святой Иоанн Дамаскин – служивший изображением креста» [9, 10].

Св. Симеон Солунский пишет: «... Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, ибо крестом мы, путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу» [11, гл. 80].

Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, и, соответственно появилось наименование «мальтийский крест».

Согласно российской геральдике, золотые «мальтийские» кресты имели на своих гербах некоторые города, к примеру: Золотоноша, Миргород и Зеньков Полтавской губернии; Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии; Ковель Волынской, Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие. Павловск С.-Петербургской, Виндава Курляндской, Белозерск Новгородской губерний, Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие.

Крест накупольный с полумесяцем.

Накупольные кресты всегда расположены на самом видном месте храма. Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем. Эта форма накупольного креста часто встречается на Псковщине, например, на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году, и типична для домонгольского периода. Такими же крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.

В «Откровении Иоанна Богослова» мы читаем «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, – говорится в Откровении Иоанна Богослова, – под ногами ее луна» (Откр. 12:1). А святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц – это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц – это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц – это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц – это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц – это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа [2].

Крест «виноградная лоза».

В «Новом Завете» мы читаем «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Им же Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его [2]
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5).

В книге «Христианская символика» граф А. С. Уваров писал: «Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы» [7].

Криновидный крест.

Белые полевые лилии назывались «кринами сельными». В альбоме-каталоге «Русское медное литье XII – XX вв. в собрании НХМ РБ» представлен нательный «крестик с криновидными концами из Серенска ХI – ХII веков. Такие крестики известны в византийских древностях XI – ХII веков, а в XIV – XV веках были широко распространены на Руси» [12].

Вообще символическое изображение креста, состоящего из цветков лилии, напоминает нам «Ветхий Завет»: «Я, – говорит Господь, – лилия долин, преобразующих небесного Жениха» (Песн. 2:1).

«Ради меня, находящегося долу. Он сходит в долину, – пишет Ориген о Христе, – и, пришедши в долину, делается лилией. Вместо древа жизни, которое насаждено было в раю Божием, Он сделался цветком целого поля, то есть целого мира и всея земли» [13].
 

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
47,422
Реакции
13,025
Возраст
52
Адрес
Deutschland
Лепестковый крест.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. Очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве «лепестковый» крест, который, к примеру, можно увидеть на омофоре святителя Григория Чудотворца мозаики XI века собора Святой Софии Киевской [2, 7].

Крест «корсунчик» (греческий).

Традиционна для Византии и наиболее часто и широко употребляема форма так называемого «греческого креста». Этот же крест считается, как известно, и древнейшим «Русским крестом», так как, согласно церковному Преданию святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного. Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную [2, 7].

Каплевидный крест.

Греческое Евангелие II века, находящееся в Российской национальной библиотеке, открывается листом с изображением красивого «каплевидного» четвероконечного креста. «Каплевидные» энколпионы2 часто встречаются среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия.

В «Радостной Вести» мы читаем: «Вначале Христовы капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44), далее в «Послании к Евреям Святого Апостола Павла»: «стали уроком борьбы с грехом даже «до крови» (Посл. к Евреям. 12:4); и «когда же на кресте из Него истекла кровь и вода примером научены были сражаться со злом даже до смерти (Ин. 19:34).

Осмиконечный (православный) крест.

Восьмиконечие наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие [13].

Святитель Дмитрий Ростовский в главе 24 «Летописи, сказующей деяния от начала мира до Рождества Христова» писал: «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте, и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» [15, 16].

Крест «терновый венец».

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней греко-римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой [2, 7].

Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства [17, С. 100]; на иконе «Прославление Креста» XII века из Третьяковки [20, С. 11]; на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV века; на покровце «Голгофа» –монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века [19, ил. 37].

В книгах Апостолов Матфея, Марка и Иоанна повествуются о том, что «воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» (Мф. 27:29; Мр. 15:17; Ин. 19:2).

Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: «венец правды», «венец славы», «венец жизни».

Крест «монограмма Константина».

«Комбинация совмещенных букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос – «Хи» и «Ро», – пишет литургист архимандрит Гавриил, – эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина» [8, С. 344].

Церковный историк Евсевий Памфил в «Книге первой о жизни блаженного Царя Константина» (гл. 29, 30, 31) повествует: «Святому Равноапостольному Царю Константину… во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов… Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, [...] а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа [...], из середины которых выходила буква «Р». Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме».

Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 – 251 гг.) в Лидийском городе Меонии; изображена на сосуде 397 года; вырезана на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста [7, С. 85].

Таким образом, мы постарались приоткрыть страницы истории изображения крестов, которые можно увидеть в декоративно-художественном убранстве Храма Воскресения Христова (Спаса на крови).

Несколько лет назад в России был создан Ставрографический центр. Это общественная организация, содействующая возрождению и развитию ставрографии. Основной задачей центра является прославление Креста Господня путем собирания образов креста и сведений о крестах, находящихся на территории России. Центр стремится к возрождению и развитию ставрографии, а также содействует созданию уважительного отношения к культурному достоянию и истории православной России. Он призван осуществлять несколько функций: накопительную, которая связана со сбором и хранением образцов крестов и информации о них, а также ознакомительную, направленную на восстановление связи духовной и светской культур.

Ставрография – от греческого «stavros» (крест) и «grafos»(пишу), другими словами, «описываю крест».
Энколпионы – от греч. – «на груди», нанедренник, наперсник – небольшое изображение креста, Богородицы, святых, носимое верующими на груди. В энколпион полагали иногда мощи святых, просфору в честь Богородицы. В последнем случае энколпион называли «панагия» и «панагиара». Энколпионы существовали в средние века у русских и греков.
Литература

Крест в России: Альбом / Авт.-сост. С. В. Гнутова; Макет и художеств. оформ., подбор ил. – Б. В. Трофимов. – М.: Даниловский благовестник, 2004.
История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии. – М.: Альманах «Жизнь вечная», 1997.
– //Ставрографический сборник. – №№ 1-3.
Святославский А.В. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии. – М., Древнехранилище, 2000.
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектировании. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
Минервин Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной сферы. Учеб. пособ. – М..: Архитектура, 2004. – 96 с.
Уваров А.С. Христианская символика. – М., 1908. – С. 114.
Архимандрит Гавриил. Руководство по Литургике. – Тверь, 1886.
Три слова в защиту иконопочитания / Пер. с греч. А. Бронзова; ред. В. А. Крохи. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 192 с.
Творения преподобного Иоанна Дамаскина: Источник знания. – Сер.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт: Святоотеческое наследие / Пер. с древнегреч., комм. Афиногенова Д.Е., Бронзова А.А., Сагарды А.И. и др.). – 2002
Солунский Симеон. Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, 1856.
Русское медное литье XII – XX вв. в собрании НХМ РБ. Альбом-каталог. – Вып.2. – М., 1993.
История философии/А.А.Грицанов, Т.Г.Румянцева. М.А.Можейко, А.И.Мерцалова. Энциклопедия. – М.: Книжный дом Университет, Книжный дом, Мет, Интерпресс-сервис, 2002.
Византийская миниатюра,. – М., 1977. – Табл. 30.
Попов М.С. Святитель Дмитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910.
Розыск веры Дмитрия Ростовского Летопись, сказующая деяния от начала мира до Рождества Христова. – В 2 ч. – СПб., 1783.
Матенадаран, – М., 1991.
Лазарев В.Н. Новгородская икона. – М., 1976.
Новодевичий монастырь. – М., 1968. – Илл. 37.


http://www.isaac.spb.ru/cathedra/num3/chernysheva
 

Tango-1

Местный
Регистрация
30 Окт 2007
Сообщения
2,711
Реакции
10
Адрес
Макдональдс (закрыто навсегда)

Вложения

  • IX.jpg
    IX.jpg
    238.6 KB · Просмотры: 665

Nikolay Rusakov

Участник АК
Регистрация
30 Окт 2007
Сообщения
1,234
Реакции
0
Адрес
РФ
И еще одна особенность (поправьте меня, если я не прав). Почему-то запомнилось мне, что в этом Храме никогда не проходили службы.
 

Tango-1

Местный
Регистрация
30 Окт 2007
Сообщения
2,711
Реакции
10
Адрес
Макдональдс (закрыто навсегда)
оглянись, какая красота

------------------------
- Только после осмотра Питера, Царского села, Петергофа... после распросов на предмет подлинности и что куда подевалось, начинаешь осознавать масштабы того, что натворили большевики и какой колоссальный ущерб нашей культуре нанесли гитлеровцы...
:047: :047: :047:
 

Nikolay Rusakov

Участник АК
Регистрация
30 Окт 2007
Сообщения
1,234
Реакции
0
Адрес
РФ
Володя, Ты как в Питер то попал? Ты из своей деревни в магазин то не выбираешься :biggrin: :drinks:
 

Tango-1

Местный
Регистрация
30 Окт 2007
Сообщения
2,711
Реакции
10
Адрес
Макдональдс (закрыто навсегда)
- По магазинам у меня есть кому ездить :biggrin:
- Я был в Питере несколько раз, но всегда по делам, и было как-то не до экскурсий. Решился наконец-то поехать просто так. Не жалею, но и "дрожи в коленках" новоделы не оставили... Не представляю все это великолепие в подлинниках! Почему-то кажется, что и янтарная комната в "родном" исполнении оставила бы другие впечатления. :unsure:
:drinks:
 

Nikolay Rusakov

Участник АК
Регистрация
30 Окт 2007
Сообщения
1,234
Реакции
0
Адрес
РФ
Ну янтарь сам по себе уникален. Вернее каждый кусок. Потому она в любом случае ДРУГАЯ. Что касается восприятия, то думаю сейчас она выглядит даже более приближенной к оригиналу. Янтарь имеет свойство окисляться, тускнеть и мутнеть со временем. Также меняется и цвет. Белый, например, желтеет и с течением времени становится очень похож на старую кость. Так что сейчас она должна гореть (хотя сам еще не добрался и не видел). Что касается работы - это да. Старая работа это высший класс! Тут тяжело сравнивать.
 
Сверху