4 дня в мае: другое кино о войне

DDD777

Участник АК
Регистрация
23 Фев 2009
Сообщения
4,384
Реакции
3
Адрес
Prag
23 февраля в украинский прокат (к сожалению, довольно ограниченный) выходит картина «4 дня в мае», снятая совместными усилиями России, Украины и Германии. Военная драма, главные роли в которой исполнили Алексей Гуськов, Андрей Мерзликин и Григорий Добрыгин, рассказывает о последних четырех днях Великой Отечественной войны накануне 9 мая.

«4 дня в мае» - это оборотная сторона той войны, о которой мы привыкли слышать с экранов. В основу сюжета лег реальный исторический факт, когда небольшая группа советских солдат за пару дней до победы вступила в бой со своими, защищая немецких детей…

Режиссером выступил немец Ахим фон Боррис, известный у себя на родине по фильмам «Англия!» и «К чему помыслы о любви?». Он же написал сценарий в соавторстве с Эдуардом Резником. Представлять картину украинскому зрителю Ахим приехал лично. Компанию ему составили идейный вдохновитель, основатель, продюсер проекта и исполнитель главной роли Алексей Гуськов, а также актер Андрей Мерзликин.

- Как возникла идея фильма?



Гуськов:
- Эту историю я услышал по радио в 2005 году, 9 мая. Военный историк Дмитрий Фост выступал в какой-то передаче, посвященной Дню Победы. И он рассказал случай, как в последние дни войны советская разведрота, занявшая немецкий пансионат, не дала русским солдатам изнасиловать немецких девочек, объединившись с вражеской частью. Это были всего три сухие строчки, но для меня они стали сильнейшим эмоциональным шлепком. Я подумал: что же должно было там произойти с нашими солдатами за эти четыре дня, чтобы они открыли огонь по своим?..

В общем, мы с Эдуардом Резником начали писать сценарий. И пока прописывались русские образы – все было отлично. Но когда дело дошло до немецких персонажей, работа застопорилась. В итоге сценарист, намучившись, таки сдался: «Ну не могу я, я их ненавижу!» (смеется). После такого ответа мне ничего не оставалось, кроме как поехать в Берлин. И там я познакомился с «барончиком» (так Алексей Гуськов ласково называет Ахима фон Борриса. – Авт.). Он долго думал над сценарием, над образами этих немецких девочек и наконец заявил мне: «Я придумал! Там был мальчик!» (по сюжету в детском доме оказывается немецкий мальчик, к которому главный герой, потерявший на войне сына, проникается отцовской любовью. – Авт.).

Мне эта идея сразу понравилась. Но когда я получил второй вариант сценария, то понял, что Ахим качнулся в немецкую сторону. На что я ответил ему, что не имею права делать немецкую картину, на родине не поймут… Так что я повез «барончика» в Москву, и там под соленые огурчики дело пошло…

Этот фильм – и не русский, и не немецкий. Он между…

- Как долго картина снималась? И какие локации были задействованы?

Гуськов:
- Снималась очень быстро, всего 33 дня. А вот готовилась и монтировалась долго… Что же касается локаций, мы снимали на реальной территории, о которой идет речь, в Северной Германии. Но детский дом – это полностью декорации. Мы их построили по документам. И, по-моему, получилось очень достоверно.

- Были какие-то курьезы на съемках?

Гуськов:
- (Смеется). Были. Как-то у нас танк не поехал. Я спрашиваю: «Ну как же так, у вас, немцев, танк не едет?» На что мне ответили: «Ну, это ведь русский танк!»…

- Как выбирали мальчика для роли?



Ахим фон Боррис:
- Это должен был быть особенный мальчик. Он вырос без мужчин, в детском доме, где одни девочки, и встретил русских солдат, которых он ненавидит и одновременно восхищается ими. Кастинг был неимоверно долгим и тяжелым, просто ужасным, я бы сказал. К тому же нам нужен был мальчик, который говорит на двух языках: немецком и русском. Ну, в итоге нашли. Наш парень на пробах был очень убедителен. Плюс у него оказались мама – белоруска, а папа – немец, то есть два языка. Но все равно на съемках было сложно, мальчик очень закрытый. Алексей на площадке иногда просто кипел… (смеется).

- А мальчик принципиально должен был быть рыжим? Просто это ведь штамп: раз немец – значит обязательно рыжий.

Ахим фон Боррис:
- Ну, специально в рыжий мы его не красили. Так получилось. Но мне лично очень понравилось, что парень рыжий (смеется).

- Андрей, расскажите, как у Вас сложились отношения с немецким режиссером? То, что у Алексея они сложились прекрасно, мы уже поняли…



Мерзликин:
- (Смеется). У нас отношения поначалу были довольно острые. Ахим хотел снять меня с роли. Шучу! Дело в том, что я, как и многие, знал от своего деда совершенно о другой войне… Но все-таки в итоге наши взгляды совпали. Ахим рассказал мне о своем деде, и оказалось, что его история не менее драматична, чем моя… И вообще у нас на площадке была замечательная дружеская атмосфера. Вот помню на съемках «Утомленных солнцем» мы работали и в конце съемочного дня уходили домой. Здесь же заканчивался день – и мы все продолжали общаться…

- Насколько можно верить вашему фильму в плане исторической достоверности? Вы консультировались с историками?

Гуськов:
- Поверьте, можно верить! У нас было несколько консультантов, и русских, и немецких. Были историки, специализирующиеся на самих событиях Великой отечественной, были отдельно консультанты по костюмам. Так что за это я отвечаю.

- Какова прокатная судьба ленты в Украине?

Олег Степаненко, продюсер с украинской стороны:
- К сожалению, кинотеатры не очень хотят показывать фильм. Он выходит всего на 20 копиях. Для сравнения голливудские картины выходят на 120-140 копиях. Многие большие города отказались от проката вовсе. Опять же для сравнения в Германии лента стартует в количестве 100 копий.

Гуськов:
- Да, к сожалению, «Август. Восьмого» нас прибил в прокате. Это государственный проект, с массивной рекламой, так что… («Август. Восьмого», в котором также сыграл Алексей Гуськов, в России выходит на экраны 21 февраля, в Украине – 1 марта. – Авт.).

Ахим фон Боррис:
- А вы можете написать в своих статьях: «Идите и смотрите фильм «4 дня в мае»!»? (Смеется).

На пресс-конференции чувствовалось, как Алексей Гуськов искренне болеет за фильм, за его идею, как близко к сердцу все принимает: «Я не за немцев и не за русских. Я за отсутствие идеологии. Была идеологическая машина, как с той стороны, так и с нашей. А этот фильм о людях. О том, что между нами гораздо больше общего, чем можно было представить...»



Мировая премьера картины «4 дня в мае» состоялась в августе прошлого года на кинофестивале в Локарно. При бюджете всего в 4 500 000 евро создатели сделали все возможное, чтобы лента смотрелась на высоком европейском уровне (все-таки видно, что руку к ней приложили не одни российские кинематографисты). Фильм цепляет не только содержанием: самой историей, искренней актерской игрой и сильными характерами, но и формой: качественной картинкой, эмоционально точной операторской работой и прекрасной музыкой (композитор швед, оператор немец).

Алексей Гуськов играет капитана по прозвищу Горыныч (так его прозвали солдаты, потому что «сколько голову ему не рубили, она все равно вырастает») – человека, прошедшего всю войну, потерявшего в ней жену и сына, но оставшегося при этом… человеком. У него приказ: не дать сдавшейся немецкой части просто уйти, а взять их в плен. При этом у капитана восемь солдат, из которых один тяжело ранен, и пушка с одним снарядом.

Выше приказа для него – только человечность…

Григорий Добрыгин (звезда бекмамбетовской «Черной молнии» и титулованной драмы Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», обладатель «Серебряного медведя») играет радиста, влюбившегося в юную немецкую нянечку. На войну он попал прямиком из консерватории, так что играть Моцарта у него получается гораздо лучше, чем стрелять в людей…



Персонаж Андрея Мерзликина – один из восьми солдат, единственный, который не остался с капитаном до конца. Это не то чтобы отрицательный герой, просто он и не за немцев, и не за своих, и не за честь, он хочет домой: «Мужики, я домой…».

Сколько уже лет прошло после 9 мая 1945 года, а кинематограф не перестает обращаться к теме войны. И кажется, что вроде бы все уже сказано. Но, судя по всему, нет. И если несколько десятилетий мы видели на экране только немца-сволочь и советского героя, то в последние годы фильмы наконец-то стали другими. «Кукушка» Александра Рогожкина (2002) о финне-снайпере, советском солдате и женщине-саамке, говорящих на разных языках, но в итоге понявших друг друга, «Одна война» Веры Глаголевой (2009) о пяти женщинах, родивших детей от немцев-оккупантов, «4 дня в мае» - это картины о войне без войны, взглянувшие на известные всем события с обратной стороны.

Лента Ахима фон Борриса – невероятно эмоциональная, лирическая, трогательная и опять же человечная история о людях, оказавшихся перед тяжелым выбором и поступивших единственно правильно. Потому что когда приходится выбирать между добром и злом, уже нет своих и чужих.



В этом фильме звучит фраза «Русские идут!», тогда как в других мы слышали только «Немцы идут!». А ведь немецкие дети точно так же боялись русских солдат, как наши дети боялись фашистов.

Но «4 дня в мае» - опять же кино не о войне. Скорее, оно о любви. Об отцовской любви сурового русского офицера к рыжему немецкому мальчику, о юношеской любви радиста-музыканта к очаровательной девушке. И здесь никто не хочет воевать:

- Скоро они будут дома.
- Кто? Немцы?
- Птицы…


Идите и смотрите фильм «4 дня в мае»!

Фото: Эльвина Меметова

http://kino.oboz.ua/article/49608-4-dnya-v-mae.htm
 

Вложения

  • 240240.jpg
    240240.jpg
    353.6 KB · Просмотры: 426
  • 148510.jpg
    148510.jpg
    65.8 KB · Просмотры: 606
  • 622775.jpg
    622775.jpg
    59.3 KB · Просмотры: 551
  • 911729.jpg
    911729.jpg
    60.8 KB · Просмотры: 548
  • 303481.jpg
    303481.jpg
    40.4 KB · Просмотры: 534
В основу сюжета лег реальный исторический факт, когда небольшая группа советских солдат за пару дней до победы вступила в бой со своими, защищая немецких детей…

А где еще можно узнать про этот "реальный факт", кроме как в немецко-украинском кино?
Если бы в 1945 победили немцы, то сейчас снимали бы фильм, как отряд СС отважно защищал советский детдом от пьяных танкистов Гудериана...
:039:
 
Когда Бог хочет кого-либо наказать, он лишает разума...

Не надо бы всуе

Гуськов:
- Эту историю я услышал по радио... Это были всего три сухие строчки

открывать ящик Пандоры. :11:
 
А где еще можно узнать про этот "реальный факт", кроме как в немецко-украинском кино?
Если бы в 1945 победили немцы, то сейчас снимали бы фильм, как отряд СС отважно защищал советский детдом от пьяных танкистов Гудериана...
:039:

Я так понимаю вы считаете этот памятник фальшивкой и предлагаете его снести?

http://ria.ru/society/20090508/170336219.html

Фильм не немецко-украинский, а русский, немецкое и украинское участие на мой взгляд больше символическое.

Раздражает другое. Повесил новостную ссылку на новый фильм, которого я ещё не смотрел и мне очень интересно услышать мнение уважаемых форумчан, которые это уже сделали.
Но нет, обязательно найдётся какой-то Плохиш или Ветеран или Чёрненький или Красненький или Беленький, который превратить тему в помойку, а в конце я стану провокатором и фашистом. Надоели уже ей богу...:11:
 

Вложения

  • 169608324.jpg
    169608324.jpg
    33.3 KB · Просмотры: 1,017
Не знал, что памятник в Трептов-парке поставлен тому самому капитану, со спасенной от изнасилования немецкой девушкой на руках...

ПыСы. Мне современное "кино про войну" не нравится по целому ряду причин, но излагать их я не стану.
И почему я не могу спростить топикстартера: где можно узнать о таком историческом факте, когда советские солдаты три дня вели бои против советских же солдат, защищая немок от изнасилования?
Извините, но попахивает явной брехней с голливудским душком. Поэтому и пишу, что это настолько же правдоподобно, как отчаянный бой эсэсовцев против солдат вермахта, пытавшихся трахнуть советских пионерок :wink3: .
 
Последнее редактирование модератором:
Не знал, что памятник в Трептов-парке поставлен тому самому капитану, со спасенной от изнасилования немецкой девушкой на руках...

ПыСы. Мне современное "кино про войну" не нравится по целому ряду причин, но излагать их я не стану.
И почему я не могу спростить топикстартера: где можно узнать о таком историческом факте, когда советские солдаты три дня вели бои против советских же солдат, защищая немок от изнасилования?
Извините, но попахивает явной брехней с голливудским душком. Поэтому и пишу, что это настолько же правдоподобно, как отчаянный бой эсэсовцев против солдат вермахта, пытавшихся трахнуть советских пионерок :wink3: .

Значит мы друг друга неправильно поняли. Я об этой историй сам не слышал, фильм не смотрел, представления не имею о чём он. Я спрашиваю смотрел ли кто фильм и стоит ли терять своё время. Аналогичная тема про ,,Белы тигр", двумя строчками ниже, только вы там почему-то не спрашивали где это было, было ли, где доказательства и кто свидетель. :wink3:
 
Сегодня сходил. Мне понравился фильм. Не жалко ни времени, ни денег на билет.
 
Большинство талантливых фильмов не имеют никакого отношения к реальным событиям. Эти вещи не взаимосвязаны. Кино - условный мир, со своими законами и со своей правдой. Но, тем не менее, кинематограф оказывает определенное влияние на общество, поэтому особо изощренная ложь в красивой упаковке довольно опасна, т.к. формирует стереотипы. В России народ довольно своеобразный, у Шукшина на встречах со зрителями часто спрашивали, за что он в тюрьме сидел и встретился ли с матерью? С тех пор люди не сильно умней стали, поэтому я и интересуюсь про бои советских частей друг с другом. Ведь школьники в сочинениях об этом писать будут, как о реальных фактах. А чему такое вранье учит? Что существуют "наднациональные и гуманитарные" ценности, ради которых можно расстреливать своих товарищей-однополчан? Кинопленка всё стерпит, но нужно ли внушать людям такую "правду"?
 
А Шукшин ваш кумир?
Чувствую, что Ветеран сейчас повторит фразу, что с тех пор люди не сильно умней стали. :drinks:
Какая разница, кумир или не кумир? Что это меняет?
Да и вообще, говорят не создавай себе кумира :wink3:

Прожив 15 лет в Германии вообще не люблю смотреть художественные фильмы о войне. Война это убийства, смерть, горе. Делать из этого шоу? Делать из этого патриотическую пропаганду? Не знаю. У каждого своя дорога. Тем более у каждого своя правда.
 
Большинство талантливых фильмов не имеют никакого отношения к реальным событиям. Эти вещи не взаимосвязаны. Кино - условный мир, со своими законами и со своей правдой. Но, тем не менее, кинематограф оказывает определенное влияние на общество, поэтому особо изощренная ложь в красивой упаковке довольно опасна, т.к. формирует стереотипы. В России народ довольно своеобразный, у Шукшина на встречах со зрителями часто спрашивали, за что он в тюрьме сидел и встретился ли с матерью? С тех пор люди не сильно умней стали, поэтому я и интересуюсь про бои советских частей друг с другом. Ведь школьники в сочинениях об этом писать будут, как о реальных фактах. А чему такое вранье учит? Что существуют "наднациональные и гуманитарные" ценности, ради которых можно расстреливать своих товарищей-однополчан? Кинопленка всё стерпит, но нужно ли внушать людям такую "правду"?
---------------------------------------
- Согласен! После "Даун Хауса" преподаватели литературы схватились за голову! Особенно понравилось, как пишут в выпускных сочинениях о съеденной Настасье Филипповне :biggrin: Да и все наши консультанты (весьма молодые) фильмов о войне воспитаны именно на киношных стереоптипах... Не исключая и "Белого Тигра", судя по треллеру :swoon:
:drinks:
 
- http://www.youtube.com/watch?v=l6uRG0m-AcY&feature=related
Фантастика... мистика... сказка... притча... Ну, типа, Курылева в немецкой фалеристике :-)) Типа, если для специалистов :-)) Хотя, чисто художественная ценность не исключается... Если смотреть придирчиво, в "Райане..." Тигры намного хуже, но художник-декоратор там явно сильнее!
- Если фильм будет позиционироваться как мистический триллер - то получим шикарный мистический триллер. Если будет "историческим" или "энциклопедией" - то профанация и деза... Как-то так :-))
 
Последнее редактирование модератором:
Большинство талантливых фильмов не имеют никакого отношения к реальным событиям. Эти вещи не взаимосвязаны. Кино - условный мир, со своими законами и со своей правдой. Но, тем не менее, кинематограф оказывает определенное влияние на общество, поэтому особо изощренная ложь в красивой упаковке довольно опасна, т.к. формирует стереотипы. В России народ довольно своеобразный, у Шукшина на встречах со зрителями часто спрашивали, за что он в тюрьме сидел и встретился ли с матерью? С тех пор люди не сильно умней стали, поэтому я и интересуюсь про бои советских частей друг с другом. Ведь школьники в сочинениях об этом писать будут, как о реальных фактах. А чему такое вранье учит? Что существуют "наднациональные и гуманитарные" ценности, ради которых можно расстреливать своих товарищей-однополчан? Кинопленка всё стерпит, но нужно ли внушать людям такую "правду"?


После того чего учили детей 70 лет в СССР и около 45 лет в странах восточной Европы, никакое кино уже не страшно, даже Пила 7 с реинкарнациями Ленина и Сталина в главных ролях. :wink3:
 
После того чего учили детей 70 лет в СССР и около 45 лет в странах восточной Европы, никакое кино уже не страшно

Знаете, на фоне того, что насаждается сегодня, это были лютики-цветочки. Учили-то, в основном, хорошему, но существовал разрыв теории с повседневной реальностью, что и породило советскую шизофрению. А теперь шизофрению в кино показывают, так чего ждать надо?
 
Последнее редактирование модератором:
Ваше обсуждение хочется назвать "горе от ума". Еще есть термин "профессиональный кретинизм". Почему бы это кино не посмотреть просто "как кино"? Не в даваясь в подробности формы и рассуждений: было не было? Заградительные отряды были, стрелявшие в своих - это факт. Почему не могло быть то, что показано в фильме?
"4 дня в мае" - не учит стрелять в своих, а показывает нормальных людей, которые не стали скотами на войне, для которых слова "честь" и "дружба" - не просто слова, а смысл жизни, за который можно и погибнуть.
 
Ваше обсуждение хочется назвать "горе от ума". Еще есть термин "профессиональный кретинизм". Почему бы это кино не посмотреть просто "как кино"? Не в даваясь в подробности формы и рассуждений: было не было? Заградительные отряды были, стрелявшие в своих - это факт. Почему не могло быть то, что показано в фильме?
"4 дня в мае" - не учит стрелять в своих, а показывает нормальных людей, которые не стали скотами на войне, для которых слова "честь" и "дружба" - не просто слова, а смысл жизни, за который можно и погибнуть.

В этом-то я и вижу неправду, хотя она высокохудожественна. Человек на мировой бойне становится скотиной, а война - скотство, вот в чем правда, которую всячески скрывают под блестящими обертками. Расскажите сюжет фильма любому ветерану и потом напишите, что он вам ответит. Поимели бы славяне хором этих немок, выпили потом за солдатское братство, и пошли врага добивать...
Такой дешёвки можно много наснимать, например, как в тюрьме бунт зэки подняли, а тюремная администрация их всецело поддержала, дружно примкнула к уголовникам и, до последнего патрона, все по-братски оборонялись от зверей-спецназовцев УФСИНа. Или другой сюжет: сотрудники ФСО из личной охраны Президента РФ подняли бунт и дружно отказались нести службу по охране первого лица, пока всем ветеранам ВОВ не будет, наконец, предоставлено жилье! Бунтовщиков прессует лично директор ФСБ, обещает всех премии лишить, но они стоят насмереть и не выходят на службу! А, тем временем, срываются международные визиты, мир в панике: русский президент никуда не выезжает, исчез... Во сюжет, так сюжет! Классное кино можно снять, зрители слезами от умиления обольются!
 
Последнее редактирование модератором:
Слава Богу, что не все скоты. А если Вы всех этой мерой меряете, то мне нечего сказать. В любом случае, мнения своего Вы не меняете, тогда для чего ввязываться в спор?
 
Сверху