Вадим Анатольевич
Местный
Институт сестёр милосердия возник в России в 40-х годах ХIХ века. Его прототипами стали лютеранские диаконисты и Общество дочерей милосердия святого Викентия, возникшие во Франции ещё в XVII веке. Изначально общины сестёр милосердия не носили строго религиозного характера, а скорее, были благотворительными учреждениями. Сёстры милосердия не давали пожизненного обета и не имели молитвенных обязанностей. До 1914-го года общины сестёр милосердия можно было считать в некотором роде элитарными учреждениями, ведь чтобы попасть в общину женщина должна была окончить специальные курсы, сдать экзамены и пройти испытательный срок. К 1912-му году в Российской Империи насчитывалось порядка 3500 сестёр милосердия.
С началом Первой мировой войны институт сестёр милосердия стал претерпевать серьёзные изменения. В связи с огромным количеством больных и раненых появилась необходимость резко увеличить число медицинского персонала. Вне общин были открыты ускоренные, со сроком подготовки 1-2 месяца, курсы подготовки сестёр милосердия. Как и следовало ожидать, профессиональный уровень таких выпускниц был довольно низким. Сестричество стало массовым явлением. Женщины потянулись на фронт не только из за желания помочь раненых, но так же преследуя и материальные цели. В таких сложных условиях ни общины, ни Российское общество Красного Креста не могли контролировать моральный облик сестёр милосердия. Появились случаи отказа сестёр милосердия помогать заразным больных, так же не редки были случаи дезертирства…
После Октябрьской революции большевики национализировали имущество общин сестёр милосердия а сами общины превратили в больницы и поступили в распоряжение комиссариата здравоохранения. Вместо общества Красного Креста был создан «Центрокрест» в который шли женщины, лояльные к новой власти. В 1919-м году появились курсы «красных сестёр», готовившие персонал для помощи бойцам на фронте. В 1920-м году был издан циркуляр комиссариата здравоохранения РСФСР №1026, согласно которому слово «милосердие» из названия профессии удалялось и сёстры милосердия стали именоваться просто – «сёстры» (Но, как мы с вами увидим ниже, это не всегда соблюдалось).
Изменилась и мотивация в работе сестёр. Если раньше основной мотивацией считалось человеколюбие, то отныне сестра – это патриот, выполняющий свои обязанности ради победы идеи!
С началом Первой мировой войны институт сестёр милосердия стал претерпевать серьёзные изменения. В связи с огромным количеством больных и раненых появилась необходимость резко увеличить число медицинского персонала. Вне общин были открыты ускоренные, со сроком подготовки 1-2 месяца, курсы подготовки сестёр милосердия. Как и следовало ожидать, профессиональный уровень таких выпускниц был довольно низким. Сестричество стало массовым явлением. Женщины потянулись на фронт не только из за желания помочь раненых, но так же преследуя и материальные цели. В таких сложных условиях ни общины, ни Российское общество Красного Креста не могли контролировать моральный облик сестёр милосердия. Появились случаи отказа сестёр милосердия помогать заразным больных, так же не редки были случаи дезертирства…
После Октябрьской революции большевики национализировали имущество общин сестёр милосердия а сами общины превратили в больницы и поступили в распоряжение комиссариата здравоохранения. Вместо общества Красного Креста был создан «Центрокрест» в который шли женщины, лояльные к новой власти. В 1919-м году появились курсы «красных сестёр», готовившие персонал для помощи бойцам на фронте. В 1920-м году был издан циркуляр комиссариата здравоохранения РСФСР №1026, согласно которому слово «милосердие» из названия профессии удалялось и сёстры милосердия стали именоваться просто – «сёстры» (Но, как мы с вами увидим ниже, это не всегда соблюдалось).
Изменилась и мотивация в работе сестёр. Если раньше основной мотивацией считалось человеколюбие, то отныне сестра – это патриот, выполняющий свои обязанности ради победы идеи!