Медицинский осмотр прошел для меня благополучно, я был признан годным и принят в училище: приказом по Училищу от 1 сентября 1913 года был «зачислен без экзамена в 1-й специальный класс...» На другой день в назначенный час на плацу состоялась разбивка вновь принятых по ротам, и я, не будучи также выдающегося роста, опасался попасть в другую роту, а не в первую, где был брат. Брату, однако, удалось перед разбивкой поговорить с командиром 1-й роты гвардии капитаном Григоровичем, и он обещал взять меня в его роту. Разбивка прошла благополучно, и я был назначен в первую роту. В роте, при ранжире, я оказался, конечно, в 4-м взводе и к тому же еще и на самом левом фланге вместе с юнкером Джевелло (осетин). После разбивки по ротам отвели нас, новичков, в ротный цейхгауз к ротному каптенармусу, который, оглядывая нас опытным глазом, вместе с командиром роты определял размер для обмундирования, белья, сапог, и с этого момента для «каптера» и остальных регистраций я стал «личный номер 99».
Сразу же, не откладывая, начались занятия: классные и строевые. Здесь следует отметить, что наступавший 1913–1914 учебный год был последним годом в жизни училища (чего никто тогда не мог и подозревать), когда весь распорядок дня и занятий (классных и строевых) проходил по программе мирного времени; последующие годы были уже годы военного времени. Начальником училища в это время был ген.-майор Я.А. Фок, пробывший в этой должности с 1905 г. по 1914 г. Командиром 4-ротного батальона юнкеров был гвардии полковник Павлов. Командирами рот были: 1-й – гв. капитан Григорович, 2-й – ген. шт. капитан Добровольский, 3-й – гв. капитан Волошинов и 4-й – гв. капитан Богословский. По учебной части: инспектором классов был ген. майор И.А. Зыбин (1891-1917 гг.) и его помощником полковник Кравченко.
По учебной части юнкера разделялись на три класса: общий, первый и второй специальные; каждый специальный класс имел 4 отделения по числу рот, общий класс в этом году имел 5 отделений. Общий класс был общеобразовательным и пополнялся людьми с незаконченным средним образованием: 1) по конкурсному экзамену – лица, имевшие свидетельства на вольноопределяющегося 2-го разряда и 2) без экзамена – лица, окончившие средние учебные заведения, но не дававшие прав вольноопределяющегося 1-го разряда. Первый специальный класс пополнялся: 1) юнкерами, успешно закончившими общий класс училища и 2) молодыми людьми со стороны без экзамена, окончившими полный курс среднего образования (гимназии, реальн. училища). Чугуевское военное училище было одно из тех военных училищ, которое еще принимало в свои ряды лиц с незаконченным средним образованием и имело общий класс. Окончивших кадетские корпуса в училище не было.
Как назначенный в 1-ю роту, я попал в 1-е отделение 1-го специального класса, в котором с самого начала было 32 юнкера, из них 25 прошедших курс общего класса и только 7 новичков со стороны, не проходивших строевого обучения. В смысле возраста я оказался в отделении самым молодым (18 лет), самый же старший, юнкер Федоровский, был 28 лет. Остальные в большинстве были в возрасте старше 20 лет. Странно было вначале быть в одном классе с юнкерами старше, сравнительно, на много лет; позже, однако, разница в годах постепенно сгладилась. То же чувство было и в смысле строевом: большинство юнкеров роты было гораздо старше по возрасту. Известной опорой, особенно в первое время, было присутствие в роте моего брата (портупей-юнкер).
Не приходилось, однако, быть сентиментальным, – на то и не было времени: классные и строевые занятия занимали день с раннего утра до вечера. Нужно признаться, что первое время бывало иногда и трудновато, не только физически, – казалось, что не хватает времени на все. Вспоминаю теперь, как проходили будние дни, не ручаясь, однако, за полную точность называемых часов.
День начинался в 6.30 утра, когда по «подъему» трубой или барабаном юнкера вставали. Быстро (за 30 минут), нужно было умыться, почистить сапоги и пуговицы (иногда, для экономии времени, делалось это с вечера, когда умывалки были пусты), прибрать постель, одеться в объявленную форму одежды и в 7 часов выйти в строй в коридоре. После проверки отделенными (чистота сапог, одежды и т.д.), рота под командой фельдфебеля выходила на прогулку или гимнастику и, в зависимости от погоды, на плац или в коридор (на плацу гимнастика и маршировка с перестроениями, в коридорах – гимнастика). Между прочим, наша рота в непогоду, занималась гимнастикой (вольные движения) в коридоре первого этажа около сборного зала (2).
После гимнастики или прогулки шли в столовую на утренний чай. Вспоминаю, как приятно было, особенно в холодное время после прогулки на плацу, прийти в столовую и вдоволь напиться сладкого чаю со свежей французской булкой («франзоль»). Засиживаться за столом не приходилось, так как нужно было спешить в классное отделение на лекции, которые начинались в 8 часов. Каждый день было 4 часа лекций. После лекций мы отправлялись в ротное помещение (спальные – «камеры»), приводили в порядок постели (во время уборки помещений служителями постели проветривались) и строем отправлялись в столовую на «полдник», когда подавалось, кроме чая, также мясное блюдо. Поев, одиночным порядком шли опять в ротное помещение и готовились к выходу на строевые занятия, которые, в зависимости от погоды и расписания, происходили на плацу или в ротных помещениях; форма одежды для занятий была (в зависимости от погоды и расписания) – гимнастерки или вицмундиры (мундиры без галунов). Занятия кончались в 3.30, и рота шла и свои помещения. Юнкера переодевались в гимнастерки (большую часть дня юнкера ходили в училище в гимнастерках, вицмундиры надевались на строевые занятия, а мундиры только при исполнении служебных обязанностей, – дневальным или дежурным), и строем шли на обед в столовую. Обед был всегда обильный и сытный (3).
После обеда полагалось время для отдыха: можно было идти в камеру и разрешалось прилечь отдохнуть. Не всегда, однако, можно было этим воспользоваться, так как нужно было готовиться к репетициям, или идти на репетицию. Репетиции, своего рода экзамены по пройденному курсу, бывали два раза в неделю, и по каждому предмету – несколько репетиций в течение года. К репетициям приходилось готовиться серьезно, так как размер курсов и требовательность преподавателей не позволяли запускать. Кроме того, нужно было исполнять домашние работы по тактике, топографии, фортификации. В дни, свободные от репетиций, после отдыха, предоставлялось каждому делать то, что он хотел. Большинство, однако, шло заниматься в классные комнаты, некоторые шли в чайную комнату или в читальню. В чайной комнате был небольшой буфет, где за сравнительно небольшую цену можно было приобрести кондитерские продукты и предметы юнкерского обихода. Большой бак с кипятком был всегда к услугам юнкеров, и чай с пирожными был иногда приятным времяпрепровождением (конечно, для тех, кто имел деньги). В читальне были газеты «Русский Инвалид», «Новое Время», «Русское Слово» и др.) и журналы («Разведчик», «Нива» и др.), но посещаемость, нужно сказать, была сравнительно слабая (полагаю, за неимением свободного времени). Репетиции кончались к 8 часам вечера. Роты строились и шли на ужин в столовую, откуда в 8.30 отправлялись строем в ротное помещение на вечернюю поверку с молитвой. Поверкой, чтением приказа по училищу, распоряжениями на следующий день (наряды и пр.) и молитвой кончался рабочий день, и каждый юнкер теперь был предоставлен самому себе до «отбоя» в 11 часов. Большинство шло опять в классные комнаты заниматься. После «отбоя» все юнкера должны были быть в постелях и огни в камерах потушены. Оставалось только ночное освещение, и горела одинокая лампа в коридоре на столе дежурного по роте. Дежурными по роте были обыкновенно юнкера старшего класса (2-го специального), дневальными – юнкера 1-го специального и общего классов. Дежурным по батальону (помощником дежурного по училищу офицера) бывали только старшие портупей-юнкера.
Таков, был распорядок дня юнкера, – все шесть дней недели были заняты полностью, седьмой же день – воскресенье – был днем отдыха (относительного): утро посвящалось большей частью церкви, куда юнкера отправлялись строем; после обеда разрешался отпуск в город (новым юнкерам разрешен был отпуск только после прохождения основного курса строевого обучения). Желающим разрешался отпуск в Харьков от субботы после обеда до 11 часов вечера воскресенья. Каждый день, в часы отдыха после обеда юнкерам разрешалось выходить на плац на прогулку (плац бывал местом прогулок не только юнкеров, но и городских жителей – девиц-гимназисток, вольноопределяющихся-ингерманландцев и др.)