С помощью нашего коллеги, попался мне в руки Wehrpas на Obrgefr. Walter Siebel, проходившего службу с 11.10.41 по 8.5.45 в Batterie 686 (E).
Batterie 686 (E) - это 686 Батарея Железнодорожной Артиллерии (Eisenbahn-Artillerie-Batterie 686) 18-й армии Вермахта, Группы армий "Север".
Теперь всё по порядку.
1. Исторические факты.
- "Первые снаряды вражеской артиллерии разорвались на улицах Ленинграда 4 сентября 1941 года. После стабилизации фронта гитлеровцы выделили для обстрела три полка дивизионной артиллерии, два дивизиона дальней артиллерии и несколько железнодорожных транспортеров. Их позиции располагались в 8-12 км от линии фронта."
- из документов фонда Национального архива США, где сохранились документы Группы армий "Север", в том числе сводки о движении личного состава и материальной части тяжелой армейской артиллерии, известны материалы характеризующие немецкую артиллерийскую группировку в момент, так сказать, наивысшего развития, - накануне полного снятия блокады Ленинграда.
Что же представляла артиллерия, приданная 18-й армии Вермахта на рубеже 1943-44 гг! Всего на 1 января 1944 года армии было подчинено 24 тяжелых артиллерийских дивизиона, семь отдельных батарей полевой и пять железнодорожной артиллерии:
* 693-я батарея, была вооружена восемью 400-мм гаубицами французского производства 40-H(E)-752(f)
* 459-я батарея, - двумя 370-мм 37-H(E)-711(f)также французскими. Эти орудия имели очень мощный снаряд (вес осколочно-фугасной гранаты 500-600 кг), но достаточно скромную дальность стрельбы, около 16 км.
* 686-я батарея - два транспортера с пушкой К5(Е)
* 691-я имела смешанный состав: два транспортера "короткий Бруно" калибра 280-мм и две французские 340-мм пушки 34 -К(Е)-674(f).9 К концу декабря "короткий Бруно" расстрелял боезапас и был отправлен в Германию. "Французов" ожидала в ближайшем будущем та же участь.
* 688-я батарея с двумя установками К5(Е). В ноябре она была выведена из подчинения 18-й армии.
- Благодаря своей подвижности и дальности стрельбы, железнодорожные пушечные транспортеры были очень эффективны. 280-мм пушка К5(Е) могла поражать цели на умопомрачительном расстоянии - 62 километра. Остальные орудия железнодорожной артиллерии также могли вести огонь на большую дальность: 340-мм на 44500, "короткий Бруно" на 29500 метров. Густая железнодорожная сеть Ленинградского района создавала исключительно благоприятные условия для применения "пушек на колесах". Немецкое командование придавало соответствующее значение этому виду артиллерии. По данным хроники 215-й пехотной дивизии, исключительно кровопролитные бои в июле-августе 1942 года за Урицк и Старо-Паново в известной степени служат иллюстрацией к сказанному. Треугольник железных дорог в этом месте соединял ветку Петергоф-Урицк с остальной железнодорожной сетью. А именно на этом участке маневрировали транспортеры, обстреливавшие Ленинград и Кронштадт.
Batterie 686 (E) - это 686 Батарея Железнодорожной Артиллерии (Eisenbahn-Artillerie-Batterie 686) 18-й армии Вермахта, Группы армий "Север".
Теперь всё по порядку.
1. Исторические факты.
- "Первые снаряды вражеской артиллерии разорвались на улицах Ленинграда 4 сентября 1941 года. После стабилизации фронта гитлеровцы выделили для обстрела три полка дивизионной артиллерии, два дивизиона дальней артиллерии и несколько железнодорожных транспортеров. Их позиции располагались в 8-12 км от линии фронта."
- из документов фонда Национального архива США, где сохранились документы Группы армий "Север", в том числе сводки о движении личного состава и материальной части тяжелой армейской артиллерии, известны материалы характеризующие немецкую артиллерийскую группировку в момент, так сказать, наивысшего развития, - накануне полного снятия блокады Ленинграда.
Что же представляла артиллерия, приданная 18-й армии Вермахта на рубеже 1943-44 гг! Всего на 1 января 1944 года армии было подчинено 24 тяжелых артиллерийских дивизиона, семь отдельных батарей полевой и пять железнодорожной артиллерии:
* 693-я батарея, была вооружена восемью 400-мм гаубицами французского производства 40-H(E)-752(f)
* 459-я батарея, - двумя 370-мм 37-H(E)-711(f)также французскими. Эти орудия имели очень мощный снаряд (вес осколочно-фугасной гранаты 500-600 кг), но достаточно скромную дальность стрельбы, около 16 км.
* 686-я батарея - два транспортера с пушкой К5(Е)
* 691-я имела смешанный состав: два транспортера "короткий Бруно" калибра 280-мм и две французские 340-мм пушки 34 -К(Е)-674(f).9 К концу декабря "короткий Бруно" расстрелял боезапас и был отправлен в Германию. "Французов" ожидала в ближайшем будущем та же участь.
* 688-я батарея с двумя установками К5(Е). В ноябре она была выведена из подчинения 18-й армии.
- Благодаря своей подвижности и дальности стрельбы, железнодорожные пушечные транспортеры были очень эффективны. 280-мм пушка К5(Е) могла поражать цели на умопомрачительном расстоянии - 62 километра. Остальные орудия железнодорожной артиллерии также могли вести огонь на большую дальность: 340-мм на 44500, "короткий Бруно" на 29500 метров. Густая железнодорожная сеть Ленинградского района создавала исключительно благоприятные условия для применения "пушек на колесах". Немецкое командование придавало соответствующее значение этому виду артиллерии. По данным хроники 215-й пехотной дивизии, исключительно кровопролитные бои в июле-августе 1942 года за Урицк и Старо-Паново в известной степени служат иллюстрацией к сказанному. Треугольник железных дорог в этом месте соединял ветку Петергоф-Урицк с остальной железнодорожной сетью. А именно на этом участке маневрировали транспортеры, обстреливавшие Ленинград и Кронштадт.