Журнал "MARINE ENGINEER", а за ним и наш "Морской Сборник" в 1900 г. сообщили о состоявшемся 8 ноября 1900 г. в Барроу, на верфи фирмы Виккерс ("Vickers, Sons & Mahim"), спуске на воду эскадренного броненосца первого класса "Микаса", заложенного 24 января 1899 г. Современники ожидали, что его спустят к маю 1901 г. Броненосец вошел в строй 1 марта 1902 г., а в конце 1902 г. по окончании испытаний с японским экипажем ушел домой.
Стоимость его постройки составила 930000 фунтов стерлингов. По другим данным, каждый из шести главных описываемых участников войны с Россией стоил около 1000000 фунтов, что соответствовало 4 миллионам американских долларов.
Корпус корабля более продуманно, чем у "Шикишима", делился многочисленными водонепроницаемыми переборками на отсеки, что улучшало конструктивную защиту при возможных повреждениях от торпедных атак или несчастных случаев. Подводная часть броненосца впервые в японском флоте была покрыта усовершенствованным составом Hartman Rahtien (The Red Hand Brand ). Как и "Асахи", он внешне походил на британские додредноуты типов "Канопус" и "Формидейбл", отличаясь от более поздних британских кораблей только отсутствием постов управления огнём на их мачтах.
Главную броневую защиту на корабле составлял полный броневой пояс из крупповской стали (незащищенной была лишь малая часть кормовой оконечности) изготовления фирмы Виккерс, имеющий на протяжении 47,6 м (по другим данным, 32 м) в средней части судна напротив жизненно важных его частей толщину 229 мм (что соответствовало 571,5 мм железа) и затем постепенно утоньшающийся к низу до 127 мм. К оконечностям он уменьшался до 178, потом до 127, и, наконец, до 102 мм.
Боевая рубка, в которой командир имел все приборы для управления кораблём: штурвал, машинный телеграф, переговорные трубы ко всем постам корабля, защищалась крупповской броней толщиной 356 мм, а кормовая (в то время называлась еще и наблюдательной) - 76 мм. Защита башен главного калибра была такой же толщины, как на "Шикишима" - 254 мм в лобовой части и 203 мм в остальных, включая крышу. Но броня была уже крупповская. Общий вес брони составил 4097 т.
Артиллерийское вооружение было практически таким же, как и на броненосце "Шикишима". Четыре 305-мм сорокакалиберных (но с усовершенствованными заводом Виккерса механизмами, которые позволили сократить, по сравнению с "Шикишима," время заряжания до 30-50 с) орудия Армстронга (дальность стрельбы 69 каб., масса снаряда 385,5 кг) размещались в барбетах диаметром 10,7 м (на два фута меньше, чем у "Шикишима").
Десять 152-мм (дальность стрельбы 48,5-55 каб., вес снаряда 45,5 кг) сорокакалиберных в верхней цитадели и четыре на верхней палубе по углам в броневых казематах. Из 20 76-мм сорокакалиберных пушек 4 стояли на главной палубе в оконечностях, 8 (по четыре с каждого борта) на верхней палубе между казематами 152-мм орудий, 4 - на крышах этих казематов, 4 - на крыльях мостиков. 4 47-мм сорокакалиберных пушки находились на надстройке в районе миделя, а 8 47-мм 33-калиберных на марсах, симметрично относительно диаметральной плоскости. По другим данным, "Микаса" имел 20 47-мм орудий. Вес металла, выстреливаемого из всех орудий в минуту, равнялся 11,5 т, а вес бортового залпа за то же время - 7,5 т . На испытаниях артиллерии в Англии при стрельбе тремя снарядами главного калибра на ствол для каждого выстрела потребовалось в среднем 48 секунд. На всех шести вышеописанных броненосцах на 305-мм (угол возвышения до 13,5° ), 152-и 76-мм орудиях установили оптические прицелы, поставлявшиеся компанией "Барра и Струда", дальномеры с 1,2-м базой, электрические синхронные системы передачи команд (дистанция, род снарядов, команда) из боевых рубок в башни и батареи.
Торпедное вооружение состояло из четырех подводных бортовых аппаратов калибром 457 мм, расположенных по два в носу и в корме, как на "Хатсусе". Первоначальные сведения о пятом надводном аппарате в носовой части оказались ошибочными. Торпедные аппараты на броненосцах действительно оказались грозным оружием, но в первую очередь для самого корабля, а отказаться от них конструкторам решительности не хватало. И действительно, японцы опасались приблизиться для добивания к китайским броненосцам в бою при Ялу именно из-за возможной торпедной контратаки почти уже обречённых кораблей. Поэтому на новых проектах их и стремились упрятать ниже ватерлинии для защиты от артиллерийского огня, усложняя конструкцию и создавая еще большую угрозу при взрыве в районе размещения торпед неприятельской мины или торпеды.
"Микаса" имел 14 шлюпок и паровых катера. Его экипаж состоял из 40 офицеров и 790 матросов, но, как у флагмана, численность экипажа броненосца возрастала до 935 человек (по другим данным, она временами составляла 756, 830 чел.). Нагрузка корабля в % от нормального водоизмещения распределялась следующим образом: корпус, устройства, запасы - 44,8; машины, котлы, пресная вода - 9,7; броня - 28,5; вооружение, боезапас - 10,8; нормальный запас угля -- 4,9; команда, багаж, провизия - 1,3.