Польский Хе-Халуц создал в своих рамках молодежную организацию Хе-Халуц ха-ца‘ир (впоследствии слившуюся с организацией Дрор), которая поддерживала тесные связи с различными сионистскими молодежными организациями (Гордонией, Ха-Шомер ха-ца‘ир, Ха-Киббуц ха-меухад /см. Киббуцное движение/ и другими). Своего пика польский Хе-Халуц достиг в период четвертой и пятой алии (см. Израиль). В 1924 г. движение насчитывало 1,7 тыс. членов, в 1925 г. — 4,6 тыс., в 1930 г. — 11,6 тыс., в 1933 г. — 41 тыс. В 1925 г. число обучавшихся по программе Хе-Халуца составило 712 человек, в 1926 г. — 2,5 тыс., в 1932 г. — 2,2 тыс., в 1933 г. — 4,5 тыс., а в 1935 г. — 7,9 тыс. Польский Хе-Халуц имел ряд периодических изданий — «Хе-Халуц», «Хе-‘Атид», «Хе-Халуц ха-ца‘ир» и другие.
В 1934 г. польский Хе-Халуц начал иммиграцию «нелегальную», направив в Эрец-Исраэль корабль «Велос» с халуцим из Польши и прибалтийских стран. В конце 1930-х гг. движение начало сотрудничать с Хаганой в организации иммиграции «нелегальной». Во время Второй мировой войны члены Хе-Халуца были среди наиболее активных участников еврейского боевого подполья (см. Сопротивление антинацистское). Во время Второй мировой войны движению Хе-Халуц принадлежала ведущая роль в организации восстаний в еврейском гетто Варшавы (И. Цукерман, Цивья Любеткин), Белостока (Хайка Гроссман) и Вильнюса (А. Ковнер, Рейзл Корчак).
В Литве движение Хе-Халуц было создано после Второй мировой войны и первоначально основывалось на трудовых кооперативах (плотницких, швейных, пищевых и т. п.). Из-за недостатка средств и отсутствия опыта эти кооперативы были недолговечны, и вскоре им на смену пришли сельскохозяйственные учебные центры, главным из которых был «Киббуш» (`овладение`). Другим центром деятельности Хе-Халуца был аннексированный Литвой немецкий порт Мемель (см. Клайпеда), где действовал городской кооператив, члены которого, среди прочего, обучались портовым работам и мореходству. Городские кооперативы были также в Каунасе, Паневежисе, Вилкавишкисе и других городах. Число членов движения в Литве достигало 1,5 тыс. человек. В Латвии главным учебным центром Хе-Халуца была ферма в Алтасмуже близ Риги. Кооперативы Хе-Халуца действовали в Двинске (Даугавпилс), Тукумсе и Либаве (ныне Лиепая). В 1920–21 гг. 150 латвийских халуцим прибыли в Палестину; в последующие годы приток халуцим из Латвии значительно увеличился.
В Румынии движение Хе-Халуц возникло в 1918 г., когда к ней были присоединены Буковина, Бессарабия и Трансильвания. Движение было организовано халуцим, покинувшими Украину и Россию и ожидавшими в Румынии возможности продолжить свой путь в Эрец-Исраэль. Во время пребывания в Румынии эти халуцим организовались в кооперативы, а также работали на полевых работах и лесоповале. Первым шагом румынского Хе-Халуца было приобретение учебных ферм (возле Ясс, Бельц, Галати и Бухареста). Средства для покупки и содержания этих ферм были предоставлены Обществом друзей движения Хе-Халуц. Большинство действовавших в стране сионистских движений приняли участие в работе Хе-Халуца. С разгулом в стране антисемитизма в 1930-е гг. численность движения быстро увеличивалась. Большое влияние на развитие Хе-Халуца оказал тот факт, что румынские порты, в первую очередь Констанца, служили перевалочными пунктами на пути многих тысяч халуцим в Эрец-Исраэль. В годы Второй мировой войны румынский Хе-Халуц действовал в подполье, организуя «нелегальную» иммиграцию в Палестину; не менее 40 тыс. «нелегальных» иммигрантов отплыли в эти годы из румынских портов.
В странах Центральной Европы — в Германии и Австро-Венгрии — идеология Хе-Халуца стала распространяться в годы Первой мировой войны. В отличие от послевоенной Чехословакии, где движение приняло форму, аналогичную польской и литовской, в Германии, где не было значительного еврейского рабочего класса и где молодежь не получала сионистского воспитания, развитие движения столкнулось с трудностями. Сразу же после основания Хе-Халуца в конце 1918 г. сотни халуцим, называвших себя «практикантен» и объединенные в «Практикантенбунд», отправились работать на фермы, чтобы подготовить себя к сельскохозяйственному труду в Эрец-Исраэль. Этот эксперимент не принес успеха, и Хе-Халуц создал несколько собственных учебных ферм, которые, однако, вскоре закрылись — лишь одна из них, «Махпеха» (`революция`), просуществовала несколько лет. Вскоре Хе-Халуц слился с движением Блау-вайс, которое к этому времени приняло сионистскую идеологию.
Северная Америка. В США первая халуцианская организация была основана в 1905 г. в Нью-Йорке группой сионистски настроенной молодежи во главе с Э. Иоффе; большинство членов этой группы составляли эмигранты из сельских еврейских общин России. Организация была названа Хе-Халуц и ставила своей целью стать ядром мирового движения возрождения еврейской жизни в Эрец-Исраэль. Базой новой организации было движение По‘алей Цион. Э. Иоффе выступил в печати с рядом статей, в которых он призывал еврейскую молодежь присоединиться к новому движению, поскольку возрождение еврейской нации прямо зависит от преданности ее молодежи халуцианскому идеалу. В том же году в рамках По‘алей Цион было создано движение Халуцей По‘алей Цион с отделениями в Нью-Йорке, Филадельфии, Монреале, Балтиморе и других городах Северной Америки. В 1908 г. нью-йоркский Хе-Халуц слился с новосозданным движением Ха-Иккар ха-ца‘ир (`молодой земледелец`), чья программа не отличалась от идеологии Хе-Халуца. В годы Первой мировой войны развитию движения способствовала деятельность находившихся тогда в США Д. Бен-Гуриона и И. Бен-Цви, выступавших с призывом создать халуцианскую рабочую организацию, члены которой будут готовы к поселению в Эрец-Исраэль. Несколько сотен юношей и девушек присоединились к созданному движению. В конце 1917 г. члены этой группы вступили в Еврейский легион и вместе с другими добровольцами отправились в Эрец-Исраэль. Стимулом для дальнейшего развития движения послужили арабские беспорядки в Палестине и последовавшее за ними обнародование Белой книги в 1929 г. В 1932 г. была создана Всеамериканская организация Хе-Халуц с штаб-квартирой в Нью-Йорке и многочисленными местными отделениями в США и Канаде. В 1933 г. Хе-Халуц арендовал первую учебную ферму. Вслед за этим движение приобрело фермы в Кримридже (штат Нью-Джерси, 1936 г.), Хайтстоуне (штат Нью-Джерси, 1940 г.), Паукипсе (штат Нью-Йорк, 1948 г.), Смитвиле (штат Онтарио, 1948 г.) и Колтоне (штат Калифорния, 1948 г.).
В 1935 г. молодежное крыло По‘алей Цион, а в 1939 г. Ха-Шомер ха-ца‘ир стали участвовать в учебных программах в рамках Хе-Халуца. К 1940 г. практически вся еврейская молодежь социалистического и общесионистского толка (см. Общие сионисты) в США действовала под эгидой Хе-Халуца. С начала Второй мировой войны Хе-Халуц стал проводить профессиональные учебные программы (промышленные специальности, подготовка летчиков и т. п.). К 1948 г. число членов Хе-Халуца составило 1,6 тыс. человек; со времени его основания несколько сотен воспитанников движения поселились в Эрец-Исраэль. Когда в середине 1950-х гг. Хе-Халуц ликвидировал свои учебные фермы, подготовку молодежи к поселению в Израиле взял на себя Ха-Шомер ха-ца‘ир.
Деятельность Хе-Халуца внесла огромный вклад в дело заселения Эрец-Исраэль. К началу Второй мировой войны общее число членов организации достигло 100 тыс. Согласно опубликованным данным, в 1927 г. в Эрец-Исраэль 43% всех рабочих и 80% членов киббуцов перед прибытием в страну прошли подготовку в учебных центрах Хе-Халуца. После войны Всемирное движение Хе-Халуц прекратило свое существование, хотя в США и некоторых европейских странах халуцианские движения частично возобновили свою деятельность. В настоящее время халуцианские движения, как и все другие молодежные сионистские движения, действуют под эгидой всемирной Сионистской организации.
http://www.eleven.co.il/article/11153