Купил несколько лет тому назад во Франции "décoration russe". Конечно russe, раз кириллица-то. Но это для дремучих французов. Для нас же, это знак ордена Гражданских заслуг IV степени княжеской эмиссии. Серебро, позолота, эмали. Крест 3,9 х 3,9 см. При изучении покупки обнаружилось:
1. На кольце русские клейма. Пробирное инспектора Санкт-Петербургского пробирного управления Якова Ляпунова (работал в 1896 - 1905 гг) и именник мастера (фирмы) "АБ". У Постниковой-Лосевой такой именник не проходит.Фантазируя из головы и теша своё самолюбие, можно приписать его петербуржцам, поставщикам Двора: Александру Боку, Александру Блюму, Александру Брейтоусу, Андрею Брагину. Все они занимались в том числе и изготовлением орденов. Но, сразу хочу отметить, это только смелое предположение, не претендующее на окончательный диагноз.
2. Вензель Фердинанда в центральном медальоне представляет из себя просто литеру "Ф", а не "ФI", как обычно.
3. Лилии по торцам короны увеличенного размера.
4. Медальоны с прижимными кольцами перепутаны: лев на аверсе, а вензель на реверсе. Вот тут, чёрт его знает. То ли имели место какие-то работы по перемонтажу выпавших медальонов, то ли отечественные мастера, столкнувшись с малоизвестной им наградой, отнеслись к работе без должного внимания, напутали. Обычное русское разгильдяйство и небрежность. Сидят медальоны насмерть, следов "хирургического вмешательства" не наблюдается.
5. По пропорциям и архитектонике знак несколько отличается от канонических образцов: толстоват, тяжеловат, корона мелковата.
Обращение за разъяснениями к болгарским товарищам успехом не увенчалось. Они затруднились с ответом относительно того, была ли русская эмиссия этого ордена. Мол, никогда не встречали, не слышали и в руках не держали. Осторожно намекнули, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. С этим, при всём уважении к их знаниям в области их отечественной фалеристики, согласиться не могу. Знак подлинный по всем параметрам и характеристикам, подделка исключена. Можно было бы предположить, что частник, изготовленный по заказу русского кавалера в силу каких-то весомых для него причин. Но уровень исполнения таков, что изготовление всего одного лишь знака обошлось бы клиенту в совершенно неразумную, неоправданно высокую сумму. Было бы проще и дешевле выписать дубликат из Европы. Если бы материалом было золото, можно было бы с некоторой натяжкой найти объяснение и причины изготовления штучного экземпляра. В этом случае появление его можно было отнести к блажи спесивого кавалера, тешащего свою самолюбие и гонор, мол: "У меня все награды из чистого золота, даже на пионерском значке Ленин с бриллиантовыми глазками!". Были такие любители дешёвых (вернее, дорогих) понтов даже среди представителей благородного сословия Российской Империи. Но орден всего лишь из позолоченного серебра...
Не найдя ответов нигде - ни у болгарских коллег, ни у Т. Петрова, ни у В.Денкова, размещал где-то на отечественных форумах по фалеристике. Молчание было мне ответом. Может, хоть здесь кто-нибудь знает хоть что-нибудь о русской эмиссии Гражданских заслуг, так и остающейся до сих пор неизвестной современной науке.
Заранее признателен!
P.S. Повторюсь, вопрос об оригинальности не ставится. Знак подлинный, рубежа XIX-ХХ веков, цельный, законченный, не компиляция или сборка.
1. На кольце русские клейма. Пробирное инспектора Санкт-Петербургского пробирного управления Якова Ляпунова (работал в 1896 - 1905 гг) и именник мастера (фирмы) "АБ". У Постниковой-Лосевой такой именник не проходит.Фантазируя из головы и теша своё самолюбие, можно приписать его петербуржцам, поставщикам Двора: Александру Боку, Александру Блюму, Александру Брейтоусу, Андрею Брагину. Все они занимались в том числе и изготовлением орденов. Но, сразу хочу отметить, это только смелое предположение, не претендующее на окончательный диагноз.
2. Вензель Фердинанда в центральном медальоне представляет из себя просто литеру "Ф", а не "ФI", как обычно.
3. Лилии по торцам короны увеличенного размера.
4. Медальоны с прижимными кольцами перепутаны: лев на аверсе, а вензель на реверсе. Вот тут, чёрт его знает. То ли имели место какие-то работы по перемонтажу выпавших медальонов, то ли отечественные мастера, столкнувшись с малоизвестной им наградой, отнеслись к работе без должного внимания, напутали. Обычное русское разгильдяйство и небрежность. Сидят медальоны насмерть, следов "хирургического вмешательства" не наблюдается.
5. По пропорциям и архитектонике знак несколько отличается от канонических образцов: толстоват, тяжеловат, корона мелковата.
Обращение за разъяснениями к болгарским товарищам успехом не увенчалось. Они затруднились с ответом относительно того, была ли русская эмиссия этого ордена. Мол, никогда не встречали, не слышали и в руках не держали. Осторожно намекнули, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. С этим, при всём уважении к их знаниям в области их отечественной фалеристики, согласиться не могу. Знак подлинный по всем параметрам и характеристикам, подделка исключена. Можно было бы предположить, что частник, изготовленный по заказу русского кавалера в силу каких-то весомых для него причин. Но уровень исполнения таков, что изготовление всего одного лишь знака обошлось бы клиенту в совершенно неразумную, неоправданно высокую сумму. Было бы проще и дешевле выписать дубликат из Европы. Если бы материалом было золото, можно было бы с некоторой натяжкой найти объяснение и причины изготовления штучного экземпляра. В этом случае появление его можно было отнести к блажи спесивого кавалера, тешащего свою самолюбие и гонор, мол: "У меня все награды из чистого золота, даже на пионерском значке Ленин с бриллиантовыми глазками!". Были такие любители дешёвых (вернее, дорогих) понтов даже среди представителей благородного сословия Российской Империи. Но орден всего лишь из позолоченного серебра...
Не найдя ответов нигде - ни у болгарских коллег, ни у Т. Петрова, ни у В.Денкова, размещал где-то на отечественных форумах по фалеристике. Молчание было мне ответом. Может, хоть здесь кто-нибудь знает хоть что-нибудь о русской эмиссии Гражданских заслуг, так и остающейся до сих пор неизвестной современной науке.
Заранее признателен!
P.S. Повторюсь, вопрос об оригинальности не ставится. Знак подлинный, рубежа XIX-ХХ веков, цельный, законченный, не компиляция или сборка.