исторические исследования

Из дневников Ольги Берггольц

На рабочих окраинах некуда прятаться от бомб, некуда. Это называлось — «Мы готовы к войне». О, сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!

Ничтожность и никчемность личных усилий — вот что еще дополнительно деморализует… Нам сказали — «создайте в домах группы в помощь НКВД, чтоб вылавливать шептунов и паникеров». Еще «мероприятие»! Это вместо того, чтоб честно обратиться к народу вышестоящим людям и объяснить что к чему. Э-эх! Но все-таки сдаваться нельзя!

Собственно, меня не немцы угнетают, а наша собственная растерянность, неорганизованность, наша родная срамота… Вот что убивает!..
 
Из дневников Ольги Берггольц

22/IX – 41.

Три месяца войны.

Сегодня сообщили об оставлении войсками Киева… А население? А я? (Я решила записать все очень безжалостно.)

Итак, немцы заняли Киев. Сейчас они там организуют какое-нибудь вонючее правительство. Боже мой, Боже мой! Я не знаю, чего во мне больше – ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, - к нашему правительству. Этак обосраться! Почти вся Украина у немцев – наша сталь, наш уголь, наши люди, люди, люди!.. А может быть, именно люди-то и подвели? Может быть, люди только и делали, что соблюдали видимость?

Мы все последние годы занимались больше всего тем, что соблюдали видимость. Может быть, мы так позорно воюем не только потому, что у нас не хватает техники (но почему, почему, черт возьми, не хватает, должно было хватать, мы жертвовали во имя ее всем!), не только потому, что душит неорганизованность, везде мертвечина, везде шумиловы, везде махановы, кадры помета 37-38 годов, но и потому, что люди задолго до войны устали, перестали верить, узнали, что им не за что бороться.



О, как я боялась именно этого! Та дикая ложь, которая меня лично душила как писателя, была ведь страшна мне не только потому, что мне душу запечатывали, а еще и потому, что я видела, к чему это ведет, как растет пропасть между народом и государством, как все дальше и дальше расходятся две жизни – настоящая и официальная.



Сегодня Коля закопает эти мои дневники [были зарыты позже]. Все-таки в них много правды, несмотря на их ничтожность и мелкость. Если выживу — пригодятся, чтоб написать всю правду.
Зачем мы лжем даже перед гибелью? О Ленинграде вообще пишут и вещают только системой фраз — «на подступах идут бои» и т. п.
Здесь все чужие и противные люди. О Ленинграде все скрывалось, о нем не знали правды так же, как об ежовской тюрьме. Я рассказываю им о нем, как когда-то говорила о тюрьме, — неудержимо, с тупым, посторонним удивлением.



Совершенно ясно, что книжку стихов в таком виде, как она у меня есть, не примут и не издадут. Здесь не говорят правды о Ленинграде, не говорят о голоде, а без этого нет никакой «героики» Ленинграда. (Я ставлю слово «героика» в кавычки только потому, что считаю, что героизма вообще на свете не существует.)



Ирина рассказывала о Ленинграде, там все то же: трупы на улицах, голод, дикий артобстрел, немцы на горле. Теперь запрещено слово «дистрофия», — смерть происходит от других причин, но не от голода! О, подлецы, подлецы! Из города вывозят в принудительном порядке людей, люди в дороге мрут.
Трупы лежат штабелями, в конце Мойки целые переулки и улицы из штабелей трупов. Между этими штабелями ездят грузовики с трупами же, ездят прямо по свалившимся сверху мертвецам, и кости их хрустят под колесами грузовиков
 
3/IV-42
Получили письмо от отца, с какой-то станции Глазовой [город Глазов Удмуртской АССР] от 28/III. Он пишет: «родные мои, обратитесь к кому угодно (к Берия и т. д.), но освободите меня отсюда». Он едет с 17/III, их кормят один раз в день, да и то не каждый день. В их вагоне уже 6 человек умерло в пути, и еще несколько на очереди. Отец пишет: «силы гаснут, страдаю животом…» Он заканчивает письмо — «простите меня за все худое…».

Боже мой! За что же мы бьемся, за что погиб Коля, за что я хожу с пылающей раной в сердце? За систему, при которой чудесного человека, отличного военного врача, настоящего русского патриота вот так ни за что оскорбили, скомкали, обрекли на гибель, и с этим ничего нельзя было поделать? А ведь «освободить» отца почти невозможно. Кто же будет заниматься спасением какого-то доктора?

«Спасати народ»! К кому кинуться? Писать челобитные — я же знаю по опыту, что это просто волокита. Попробую поговорить завтра с Фадеевым [Фадеев А. А. (1901–1956) — писатель, первый секретарь СП СССР с 1946 г., активный деятель РАППа, позднее член ЦК ВКП(б). После XX съезда партии покончил жизнь самоубийством], но разве этот вельможа сделает хоть что-либо реальное?



Уже последние запасы сил выходят. Прендель рассказывал недавно, что трупоедство растет — в мае в их больнице 15 случаев вместо 11 — в апреле. Ему же пришлось и все еще приходится держать экспертизу по определению вменяемости людоедов.

Людоедство — факт, он рассказывал о двух людоедах, которые сначала съели трупик своего ребенка, а потом заманили троих — убили их и съели. Это было в апреле. Когда Прендель об этом говорил — мне почему-то было смешно, совершенно искренне смешно, тем более что он еще пытался как-то оправдывать их. Я сказала: «Но ведь ты же не скушал свою бабушку», — после этого уже не могла всерьез относиться к его рассказу о людоедах.
 
3/IV-42
Получили письмо от отца, с какой-то станции Глазовой [город Глазов Удмуртской АССР] от 28/III. Он пишет: «родные мои, обратитесь к кому угодно (к Берия и т. д.), но освободите меня отсюда». Он едет с 17/III, их кормят один раз в день, да и то не каждый день. В их вагоне уже 6 человек умерло в пути, и еще несколько на очереди. Отец пишет: «силы гаснут, страдаю животом…» Он заканчивает письмо — «простите меня за все худое…».

Боже мой! За что же мы бьемся, за что погиб Коля, за что я хожу с пылающей раной в сердце? За систему, при которой чудесного человека, отличного военного врача, настоящего русского патриота вот так ни за что оскорбили, скомкали, обрекли на гибель, и с этим ничего нельзя было поделать? А ведь «освободить» отца почти невозможно. Кто же будет заниматься спасением какого-то доктора?

«Спасати народ»! К кому кинуться? Писать челобитные — я же знаю по опыту, что это просто волокита. Попробую поговорить завтра с Фадеевым [Фадеев А. А. (1901–1956) — писатель, первый секретарь СП СССР с 1946 г., активный деятель РАППа, позднее член ЦК ВКП(б). После XX съезда партии покончил жизнь самоубийством], но разве этот вельможа сделает хоть что-либо реальное?



Уже последние запасы сил выходят. Прендель рассказывал недавно, что трупоедство растет — в мае в их больнице 15 случаев вместо 11 — в апреле. Ему же пришлось и все еще приходится держать экспертизу по определению вменяемости людоедов.

Людоедство — факт, он рассказывал о двух людоедах, которые сначала съели трупик своего ребенка, а потом заманили троих — убили их и съели. Это было в апреле. Когда Прендель об этом говорил — мне почему-то было смешно, совершенно искренне смешно, тем более что он еще пытался как-то оправдывать их. Я сказала: «Но ведь ты же не скушал свою бабушку», — после этого уже не могла всерьез относиться к его рассказу о людоедах.
Смотря что брать за основу. В дневниках Ольги Берггольц есть и такое:

«[13/V-42

Сегодня я могла бы написать — „о вчерашнем моем выступлении говорит весь город“… Это, конечно, не так, но только в одном] Радиокомитете я выслушала сегодня столько признаний, благодарностей и трогательнейших слов — от знакомых и незнакомых людей. Какая-то страшная пожилая женщина говорила мне: „Знаете, когда заедает обывательщина, когда чувствуешь, что теряешь человеческое достоинство, на помощь приходят ваши стихи. Они были для меня как-то всегда вовремя. В декабре, когда у меня умирал муж, и, знаете, спичек, спичек не было, а коптилка все время гасла, и надо было подталкивать фитиль, а он падал в баночку и гас, и я кормила мужа, а ложку-то куда-то в нос ему сую — это ужас, — и вдруг мы слышим ваши стихи. И знаете — легче нам стало. Спокойней как-то. Величественнее… И вот вчера — я лежу, ослабшая, дряблая, кровать моя от артстрельбы трясется, —я лежу под тряпками, а снаряды где-то рядом, и кровать трясется, так ужасно, темно, и вдруг опять — слышу ваше выступление и стихи… И чувствую, что есть жизнь“. И еще — такие же отзывы, письма.

А это ведь и в самом деле грандиозно: ленинградцы, масса ленинградцев лежит в темных, промозглых углах, их кровати трясутся, они лежат в темноте ослабшие, вялые, (господи, как я по себе знаю это, когда лежала без воли, без желания, в прострации) и единственная связь с миром — радио, и вот доходит в этот черный, отрезанный от мира угол — стих, мой стих, и людям на мгновение в этих углах становится легче, голодным, отчаявшимся людям. Если мгновение отрады доставила я им — пусть мимолетной, пусть иллюзорной, — ведь это неважно, — значит, существование мое оправдано»
 
"В дневнике очень тяжелые записи — что она продолжает внутри себя говорить со следователем, что не может понять, как жить. Во время войны это понимание, зачем она живет и кому служит, пришло моментально. Она работала на радио, своими стихами помогала людям выжить..."
Эта фраза, наверное, ключевая в её творчестве...
 
"В дневнике очень тяжелые записи — что она продолжает внутри себя говорить со следователем, что не может понять, как жить. Во время войны это понимание, зачем она живет и кому служит, пришло моментально. Она работала на радио, своими стихами помогала людям выжить..."
Эта фраза, наверное, ключевая в её творчестве...
В твоем предложении слово наверное ключевое. Каждый из нас может сам по прочтении решить, что в нем самое важное. Что в творчестве Ольги Берггольц самое важное.. В конце концов что в этом для тебя самое важное. Для меня самое важное то, что ранее замалчивалось и что замалчивается сейчас. То, что работая на радио она помогала людям выжить это как бы поятно, это давно и часто повторяемые фразы. А вот как человек через все это прошел, несмотря на невероятные трудности и подлости не врага, от врага плнятно чего ждать, а от своих, от власти, от замалчивания трагедии... Да, наверное Бог не обязан дарить нам радлсть и счастье. Наверное он просто посылает нам испытания, которые надо пройти. Но получается, что сложнее всего их пройти честному и порядочному человеку. Неравнодушному человеку.

На радио не успела я раскрыть рта, как мне сказали: "Можно обо всем, но никаких упоминаний о голоде. Ни-ни. О мужестве, о героизме ленинградском - это то, что нам просто необходимо, как и все о Ленинграде. Но о голоде ни слова."

Как бы и не было голода. Скрывали это в советские времена. Но времена поменялись и сейчас слышу в речах слуг народных (если хотите могу найти точные фразы), что какие фашисты сволочи, морили Ленинград голодом. Советские руководители хоть понимали, что голод Ленинграда это не только вина фвшистов, а в первую очередь руководства страны. Но они вроде как герои, победители. Поэтому будем только о хорошем.
 
Смотря что брать за основу.

Я бы сказал, что не надо ничего брать за основу. Не надо делить на черное и белое, за красных ты или за белых, на то, что можно говорить, а что нельзя. Чего говорить не надо, чего людей расстраивать они и так знают, что все плохо. Надо вот говорить, что все хорошо и хорошо будет. Чтобы хорошо было, надо делать хорошее..
 
Скрывали это в советские времена. Но времена поменялись и сейчас слышу в речах слуг народных (если хотите могу найти точные фразы), что какие фашисты сволочи, морили Ленинград голодом. Советские руководители хоть понимали, что голод Ленинграда это не только вина фвшистов, а в первую очередь руководства страны. Но они вроде как герои, победители. Поэтому будем только о хорошем.
Я не знаю, кому не говорили и когда не говорили в советские времена о голоде в Ленинграде, но я рос в небольшом уральском городке и класса с первого (1973-74 гг.), а может со второго уж точно, знал какой паёк выдавали Ленинградцам во время блокады. Его сравнивали с куском хлеба, который нам в школьной столовой нарезали на четвертинки. И даже учителя начальных классов об этом детям рассказывали.
 
Я бы сказал, что не надо ничего брать за основу. Не надо делить на черное и белое, за красных ты или за белых, на то, что можно говорить, а что нельзя. Чего говорить не надо, чего людей расстраивать они и так знают, что все плохо. Надо вот говорить, что все хорошо и хорошо будет. Чтобы хорошо было, надо делать хорошее..
Так ты же текст не всех дневников выставил, а именно ту часть, где она мягко говоря, ругает власть. А где она как гражданин, заряжает людей своим позитивом и поддерживает в тяжёлый момент в это же время, выставил я. Вот и получается-кто что хочет увидеть, тот то и видит. Опять однобоко как-то... Вот и пришлось добавить "другой аспект" её дневников.
 
В 1944 году в Ленинграде создали музей блокады и объявили сбор экспонатов и документов. Очень многие ленинградцы, как оказалось, вели дневники и тысячи этих дневников были сданы в музей. А потом все дневники сожгли по указанию сверху, а сам музей закрыли. Была уничтожена и масса уникальных экспонатов, трофеев.
Когда спустя много лет музей открыли, он напоминал ЖЭКовский уголок - несколько комнат с бутафорией.
Берггольц - поэтесса, романтическая натура. Естественно, она пыталась хоть как-то, чем-то, оправдать тот тупой свинцовый кошмар, который окружал ее. Приходилось романтизировать обстановку, людей, выдумывать стимулы для творчества. В тюрьме НКВД ее избивали, она была беременна и потеряла ребенка и возможность рожать. Закончилась ее "позитивная гражданственность" тяжелым алкоголизмом. Такой вот "аспект".
 
Последнее редактирование:
Александр, у меня к вам вопрос. За две недели до полного снятия блокады Невскому проспекту и другим переименованым улицам вернули дореволюционные названия. Чем это было вызвано? Без решения или разрешения Сталина это сделать не могли. Окончательно закрывался в голове вождя проект революции и переход к проекту империи?

13 января 1944 года Ленгорисполком принял постановление о переименовании проспекта 25 Октября снова в Невский - «революционное» название просуществовало с 1918 года чуть более четверти века. Вернули старые имена также 20 улицам и площадям Ленинграда.
27 января 1944 г. в результате проведения Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции были разгромлены немецко-фашистские войска под Ленинградом и окончательно снята 872-дневная блокада города. Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 г.

Возвращение исторических наименований улиц было воспринято как символ возрождения города после нескольких лет фашистской блокады.

Проспект 25 Октября Невский проспект
Улица 3 июля Садовая улица
Проспект Красных командиров Измайловский проспект
Площадь Красных Командиров Измайловская площадь
Площадь Жертв Революции Марсово Поле
Площадь имени Воровского Исаакиевская площадь
Площадь имени Плеханова Казанская площадь
Проспект имени Володарского Литейный проспект
Проспект имени Нахимсона Владимирский проспект
 
Историки полагают, что таким образом Сталин подал отчётливый сигнал о возрождении империи. Все эти "площади Красных Командиров" и "Жертв Революции", Нахимсоны и Урицкие, к этому времени превратились в ненужное напоминание о неудавшемся проекте мировой революции. Многое решили вернуть, включая враждебное слово "офицер" и золотые погоны (многие в 1943 году, в армии и в обществе, враждебно к ним отнеслись).
Понятно, что это были элементы новой игры, как и приобщение к официальной государственности практически уничтоженной православной церкви.
 
23 мая 2025, 12:53

В Петербурге блокадницу Васильеву оштрафовали на 10 тысяч за дискредитацию армии

В Санкт-Петербурге блокадницу Людмилу Васильеву оштрафовали на 10 тысяч рублей по статье о дискредитации Вооруженных сил (ВС) РФ. Об этом сообщили в Telegram-канале объединенной пресс-службы судов Северной столицы.
«Куйбышевский районный суд г. Санкт-Петербурга привлек к административной ответственности Людмилу Васильеву за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ», — говорится в сообщении.

По данным журналистов, ее обвиняют из-за антивоенного пикета: 24 февраля 2025 года она вышла к Гостиному двору с плакатом, на котором было написано: "Люди, остановим войну! Мы ответственны за мир на планете Земля". Тогда к ней подходили сотрудники полиции, но не задержали.

Объединенная пресс-служба судов Петербурга в своем Telegram-канале сообщила, что Васильева "осуществила демонстрирование окружающим листа бумаги с определенной надписью", чем совершила "публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ".


В 2024 году Людмила Васильева выдвинула свою кандидатуру на выборах губернатора Санкт-Петербурга, но не смогла собрать нужное количество подписей в свою поддержку для регистрации. С начала войны в Украине она регулярно участвует в протестных акциях, на которых ее несколько раз задерживали.

— Я за свою жизнь видела много горя. Мне жалко страну. Как же я могу не переживать? В СССР мы были империей зла, а теперь мы террористы. Я хочу гордиться Россией. Я хочу, чтобы люди были счастливые и чтобы наша молодежь взяла власть в свои руки. А ее не пускают никуда, бьют, задерживают, убивают лучших, выгоняют за границу самых достойных.
 
Историки полагают, что таким образом Сталин подал отчётливый сигнал о возрождении империи. Все эти "площади Красных Командиров" и "Жертв Революции", Нахимсоны и Урицкие, к этому времени превратились в ненужное напоминание о неудавшемся проекте мировой революции. Многое решили вернуть, включая враждебное слово "офицер" и золотые погоны (многие в 1943 году, в армии и в обществе, враждебно к ним отнеслись).
Понятно, что это были элементы новой игры, как и приобщение к официальной государственности практически уничтоженной православной церкви.

Александр, спасибо, значит я тоже историк :grin:

Фраза

Возвращение исторических наименований улиц было воспринято как символ возрождения города после нескольких лет фашистской блокады.
настолько нелогична, что даже не стоит ее обсуждать.

Александр, если позволите, у меня к вам еще несколько вопросов.

Вот к примеру такая новость

02 апреля 2025, 16:53

В РПЦ заявили, что россияне должны мучиться и терпеть

Протоиерей РПЦ Ткачев заявил, что россияне должны мучиться и терпеть

Человек должен испытывать страдания и терпеть лишения. С таким утверждением выступил протоиерей Андрей Ткачев в своем Telegram-канале.
По словам священнослужителя Русской православной церкви (РПЦ), наличие всех благ в жизни может свидетельствовать о том, что человек оставлен Богом.
«Нужно нести на себе что-то. Нужно от чего-то мучиться. Нужно болеть чем-то. Нужно бояться чего-то, опасаться чего-то, тревожиться о ком-то. То есть нужно какую-то тяжесть нести. Физическую, нравственную, духовную, внутреннюю, внешнюю», — отметил Ткачев, говоря о значении страданий.


Как вы прокомментируете такие высказывания представителя православной церкви?
 
О.Андрей Ткачев талантливый проповедник. Но, к сожалению, он иногда выворачивает наизнанку евангельские истины, приспосабливая их к текущему политическому моменту. Если с волками жить, то подвывать иногда приходится.
Действительно, человеческая жизнь, полная богатства, довольства и всех земных благ, по учению Церкви, вовсе не свидетельствует об особой милости Божией. Всем известна притча о больном и нищем Лазаре и пресыщенном богаче. Когда оба умерли, горевшему в геенском огне богачу было сказано, что все положенные радости он уже получил в прошлой жизни, а теперь их будет получать страдавший прежде Лазарь.
Таких парадоксов много в Библии, за ними скрыт глубокий смысл. Тонкость темы мук и скорбей заключается в том, что они имеют смысл только тогда, когда человек сознательно принимает их, смиряясь с волей Господа и видя в них воздаяние за свои грехи. Если человек не осознает себя виновником происходящего с ним, если винит во всем Бога и окружающих, а себя считает чуть ли не святым, то его страдания бесполезны.
"В мире будете иметь скорбь" - сказал Христос (Ин.16:33) и апостол Павел повторяет: "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие." (Деян.14:22) Но, чтобы войти в Царствие Божие, самого факта скорби совершенно недостаточно. Кто-то всю жизнь скорбит, что не может удовлетворить блудную страсть, другой скорбит, завидуя чужому богатству и т.п. Евангелие имеет в виду не эти скорби, а те, что рождают покаяние и ведут к Богу.
Ткачев же не говорит, во имя чего россияне должны мучиться и терпеть. Если во имя Христа, то возникает вопрос:: где Христос и где россияне, которые в массе своей "Отче наш" не знают и забывают, как надо креститься -справа налево или наоборот. Бог не в крестике на шее и не в нашивке на рукаве. А если людям предлагается терпеть бесовщину и попрание евангельских истин во имя "величия" совка №2, то такие мучения только льют воду на мельницу сатаны и приносят духовный и физический вред мучающимся.
 
Сверху