* * *
Итак, нумизматика подобно чтению «Contract social» Руссо: будит мужество, возстанавливает здоровье, делает человека сильнее духом и телом. Все нумизматы долго живут: «древние тени» питают их, как Одиссея, принесшего жертву Тирезию. Нумизматика есть немножко «древнее жертвоприношение» — последнее оставшееся нам.
* * *
Около магии — мифы, сказки, угрозы, предчувствия…
«Удивительно», — передал мне один нумизмат — «все торговцы древними монетами имели трагическую судьбу… Или разорялись, — а некоторые даже кончили самоубийством». Он назвал несколько имен Берлинских, Мюнхенских и Парижских торговцев, сейчас забытые мною. «Вы знаете, — Беккер, ученый нумизмат, унизившийся до подделки (изумительной!) древних монет — повесился. Но вообще — все кончали печально. И торговля нумизматическая сейчас в руках одних евреев. Они выжили и богатеют»…
Он разсказывал это мне как «обыкновенную историю», между тем как это – миф и религия: «SACRA МОNЕТА» — надпись на поздней монете Констанция Хлора.
Могли-ли бы мы рубль или копейку назвать «sacer ruble», «sacra copeica»?… Какое несовместимое значение слов: «священный» — до Бога относящееся, с Богом связанное: а «рубль» и «копейка» — сюжет менял — скопцов на Гороховой, определивших «римские монеты».
Что же это значит?!
Монета у нас — надела фрак и танцует, а в древности она носила тогу и приносила жертву богам. Т.е.? Еще я прочел на антиохийских монетах Августа: «ARXIEREUS“-“АРХИЕРЕЙ»… Август, усыновленный Цезарем, муж Ливии, отец Юлии, тесть Агриппы – был… «архиереем»!!! Я почти вскочил со стула, когда прочел это в «металлическом зеркале» красивой сирийской монеты. Этого нет не только у Иловайского, но и у Моммзена.
Одно слово хлынуло на меня потоком света: да, конечно, «религия» для древних, как и их «боги» — были вовсе не то, что теперь нам объясняют в семинариях: что-то бесконечное, весь мир держащее «в узде» ( «покорности») и с другой стороны — непременное, как «Отче наш» в таком то месте обедни. Все было иное… Какое? Но договорим: от всего мира шла религия, от облаков в небе, от дерева в лесу, их «cives» были соединены «религиею», волчица с Ромулом и Ремом на Капитолии — была ихнею «иконою», сенат был «иконообразен»… На греко-римских монетах так и читается: «IEPOC CVHKLHTOC» ( «Святой Совет»)…
Все «иконообразно» и вместе свешено… точнее – все шумит, делает, трудится, предпринимает, объявляет войны, заключает миры, «посоветывавшись с богами», испросив у них «знамений» и «указаний» (в жертвах, через рассматривание внутренностей заколотого по ритуалу животного). Что же это такое? Жизнь шумит, «свешена» и… «иконообразна». «Религия» не имела того тяжеловесного, страдальческого, трудового, «везущего воз» значения, как у нас: и не носила той «мундирности», «ризности» как у нас же: все было легче, в туниках, в тогах, в легком фимиаме, поднимавшемся от жертвенника, — все было прозрачнее и чище, невиннее и безболезненнее, чем у нас.
И как фимиам от жертвы не замыкался в построенном зданьице, а несся по полям, на торг, на форум, везде, всюду-так этою еще «легкою религиею», без «ордена» Станислава 3-ей степени», был обнят весь древний мир, и торговец, и гражданин, и моряк, и воин…
— Как же бы Беккеру было не удавиться: он подделывал древние «sacrae imagines», «sacras monetas»! Делал — идолы, когда обязан был только вырывать из земли подлинные! Он совершил святотатство — и погиб.
— Да и торгующие… Не сдобровали, потому что торговали собственно «иконками» древности, принимая их как скопцы-менялы за наши «гривенники» и «рубли», без священного в них значения… И были наказаны богами. Боги, древние, гневные и еще живые боги — наказали за «неподобное» обращение с частицами своего культа, своей религии, своих храмов — каковыми были тогдашние «сикли», «драхмы», «статеры», «динарии», «асы», — «священство» коих было настолько велико и, главное, чувствуемо, осязаемо, что царям до позднего времени и в голову не приходило выставлять на монетах свои изображения, изображения, imagines humanae.
Только позже, когда в этой «легкой как дым» религии, цари, совершившие изумившие мир подвиги; подвиги как «чудотворение» — начали ощущать себя «богами», «Иеос» (титул многих царей на монетах) — тогда уже как «Иеос» они начали помещать на монетах и свои изображения, чередуя их с «небожителями-героями», как Геракл, с местными нимфами, с жрицами и вакханками и наконец, с самими богами и богинями. На монетах Филиппа Македонского — Аполлон, его сына Александра — Геракл; но Гераклу с его символами и одеянием (голова, обернутая в шкуру Немейского льва) придавались черты лица царя; и изредка (на монетах, чеканенных в Родосе) — подлинный портрет Александра Великого; и все же с сохранением символов Геракла.
— Как же было торговцам не разориться. Гневные боги рассеяли их богатство… Сломали хижины, пустили по миру семью. И пощадили только евреев, которые к «монете» имеют совершенно другое отношение, не циничное и неуважительное, а какое подобает древнему человеку — религиозное.
Еврейская вера – ветвь древнего богопочитания. Из Рима присылались жертвоприношения в Иерусалим, как бы пересылались «свечи и масло» с жертвенников Капитолийского Юпитера на жертвенник Элогиму… Но не «Иегове», специальному богу одних только евреев. Евреи поклонялись Богу под двумя именами: Иегове — это было открыто для них одних; и Элогиму — под каковым именем они Его чтили вместе со всеми народами, как Творца Вселенной.
И еврейские первосвященники, вот о коих мы учим в «Законе Божием», будто они «всех чужих богов отвергали», римский фимиам курили на своем жертвеннике. Вот отчего евреи, торгуя древними образками (sacra moneta Констанция Хлора) — и не разорились естественно: Афина или Посейдон, как и древние вакханки и нимфы – на них не гневаются, как на «своих». Как на себе «двоюродных», как на своих «дедов» и «теток» — племянники, племянницы — и внуки и внучки…
Но этой гипотезы, полной своей уверенности, я ученому нумизмату не сказал. «Осудит за безбожие, ны осмеет как окаяну». Но «сказки» милы богам. |
* * *
Однако я все мало подвигаюсь в изложении предмета.
А. К. Марков «ввел» меня в познание нумизматики, — как я стал собирать монеты именно как «sacra imagines», как часть древнего «вещепочитания».
Кстати, как у нас просфоры пекут при церкви, — непременно при ней и только при ней, так естественно древние монеты чеканились при храмах. И слово «sacer», как и характер отношения к монетам древних, можно изъяснить через сближение с нашими «просфорами»: это и не «святой» и не «священный» даже, но «чего нельзя касаться всуе». Ни — «лгать около этого» или «обманывать». И, думается, торговля долгое время уже оттого должна была быть честною, добросовестною и строгою, что средством ея были эти «просфорки» из металла, около которых лукавить было «грех».
Римские монеты чеканились при храме богини Юноны: её римляне почитали невидимою покровительницею монетного мастерства, и помогающею резчикам и чеканщикам в их трудном и тонком искусстве. Поэтому среди других своих «прозваний» Юнона носила и это – IVNO MONETA. -I
[Примечание М. М. Спасовского: Следом на рукописи сейчас же — наискось рукою В. В. Розанова стоит крупными буквами: «Дальше письма Флоренского»].
Литература:
Розанов В. В. 1) Сочинения / Под ред. В. Г. Сукача. М., Танаис, 1994-1996. [Вышло 2 тома]; Он же. Собр. соч. / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., Республика. 1994-2005 [Вышло 19 томов].
2 Спасовский М. М. В. В. Розанов в последние годы своей жизни. Среди неопубликованных писем и рукописей. Берлин: Русское национальное изд-во, 1939. По сообщению с.н.с. ГМИИ Л. А. Заворотной очерк В. В. Розанова был переиздан в США в 1968 г.
Спасовский Михаил Михайлович (1890-1971), публицист, редактор-издатель литературно-художественного студенческого журнала «Вешние воды», издававшегося в Петрограде с 1913 г. по июль 1918 г.
Флоренский Павел Александрович (1882-1937), православный священник, философ, ученый. Близкий друг и единомышленник В. В. Розанова.
Потин В. М. Забытые имена двух нумизматов (о В. В. Розанове и Н. К. Рерихе) // II ВНК. С Петербург. 6-8 апреля 1994 г. Тез. докл. СПб., 1994. С. 81-83.
Розанов В. В. Среди художников. М.. Республика, 1994. С. 229—238.
Марков Алексей Константинович (1858-1920), хранитель, а в 1900-1920 гг. — заведующий Монетным отделением Эрмитажа, специалист по восточной и западноевропейской нумизматике.
Орешников Алексей Васильевич (1855-1933), хранитель монетного собрания Исторического музея в Москве. Специалист по античной и русской нумизматике.
Гиль Христиан Христианович (1837-1908), известный петербургский коллекционер, формировал нумизматические коллекции Д. И. и И. И. Толстых, великого князя Георгия Михайловича, один из авторов «Корпуса русских монет императорского периода, изданного великим князем Георгием Михайловиче».
Ретовский Отто Фердинандович (1849-1925), хранитель Монетного отделения Эрмитажа, автор ряда трудов по восточной и византийской нумизматике.
Грубе Август Вильгельм (1816-1884), немецкий педагог, автор популярных книг по всеобщей истории.
Голлербах Э. В. В. Розанов. Жизнь и творчество. Пб., Полярная звезда, 1922. С. 8; Эрих Голлербах «Встречи и впечатления/Сост., подготовка текстов и комментарии Евгения Голлербаха. СПб., 1998
Голлербах Эрих Федорович (1895-1942), историк искусства. Друг и ученик Розанова, его исследователь и биограф.
Страхов Николай Николаевич (1828-1896), философ, литературный критик, публицист. Старший товарищ В.В.Розанова.