Возможно изделие Русской ковровой мануфактуры в Завидово
На мысль о мануфактуре в Завидово меня навела эта история
Патриотический гобелен из Завидово.
Необычное письмо получил «Конаковский уезд». Нам написала Алена Чепой, заведующей отделом истории и культуры Измаильского историко-краеведческого музея Придунавья. Алена обратилась с просьбой помочь идентифицировать ковер, который в 2009 году местный житель передал в музей. Ковер был в плохом состоянии, его отправили на реставрацию в Одессу. Предположительно, на нем изображены воины армий государств – союзниц России в первой мировой войне. На обратной стороне ковра можно различить клеймо – 1 Русская мануфактура ковровых изделий, ст. Завидово. Известно ли что-нибудь об этом предприятии и какие ковры там еще выпускались, спросила наша читательница?
Конечно, известно. Военно-патриотические гобелены, на которых изображались сюжеты из военной истории, были очень популярны в России, и особенную народную любовь обрели в начале первой мировой войны (в то время ее называли Великой Европейской войной). До 1900 года гобелены (это были именно гобелены, предназначенные для того, чтобы их вешать на стену, а не ковры, которые стелились на пол) «брендировались» просто как изделия Русской ковровой мануфактуры – в то время ковровая фабрика в Завидово была единственной в России. Но после того, как аналогичное предприятие появилось в Орле, «завидовская» фабрика стала называться 1-й Русской мануфактурой ковровых изделий. Гобелены Завидовской мануфактуры очень ценились в России и за рубежом. Они отличались высоким качеством, изготавливались только из натуральной шерсти с применением натуральных красителей. Каждому гобелену присваивался свой уникальный номер. Поскольку гобелены из Завидово поставлялись к императорскому двору, продукцию Русской мануфактуры ковровых изделий было дозволено маркировать российским гербом с двуглавым орлом.
На самом деле ковровая фабрика находилась в поселке Козлово. В Завидово (точнее, на станции Завидово) был склад, и, видимо, контора по отправке готовых изделий поставщикам. Сама же фабрика в Козлово появилась в 1858 году, была основана Ипполитом Цезаревичем Фланденом, российским подданным, санкт-петербургским 2-й гильдии и клинским 1-й гильдии купцом, братом известного московского аптекаря и фотографа Альфонса Цезаревича Фландена. В апреле 1858 года ейский купец Эдуард Гольцгауер продал И. Ц. Фландену за три тысячи рублей серебром землю в размере десяти десятин тысячи четыреста двадцати сажен — пустошь Василёво при деревне Козлово, а также находящееся на этой земле строение — деревянный дом, крытый тесом. С этого момента и началась история фабрики, выпускавшей скатерти и ковры».
Вот цитата из очерка исследователя истории Конаковского района Б.М.Петропавловского: «В северной части Клинского уезда, вошедшей впоследствии в состав Конаковского района, крупные промышленные предприятия появились в Козлове и Завидове во второй половине XIX в. В 1856 г. английский предприниматель Фланден приобрёл у русского правительства 1300 десятин земли и лесных угодий в 12 км. от железной дороги, у деревни Козлово, и основал здесь фабрику, выпускавшую ковры и ковровые изделия, а в дальнейшем также шёлковые ленты и ткани. Это была первая ковровая фабрика в России. В 1858 г. началось производство продукции. К концу 80-х гг. на фабрике имелось 90 механических ткацких станков, две паровые машины, четыре паровых котла. За год вырабатывалось до 750 тысяч кв. аршин ковров и до 15000 скатертей (кв. аршин равен 0,5 кв. м.)».
В конце 1917 г. в Завидове состоялось собрание представителей посёлка и соседних деревень, избравшее исполнительный комитет. В Козлове хозяева ковровой фабрики после Октябрьской революции бежали за границу, а управление перешло в руки рабочего комитета. Видимо, после этого там и перестали выпускать ковры, потому что никаких сведений об их производстве после 1917 года найти не удалось. Фабрика была законсервирована, и лишь в 1930 г. на ее базе было создано производство по выработке искусственного меха для нужд Красной Армии. Сегодня в Козлово сохранилось швейное производство, но ковры там не выпускаются. Имя Фландена носит поселковый пруд, место общественных гуляний.