Павловский Андрей Тихонович- боцман ледокольного парохода «Сибиряков»
24 августа 1942 года корабль вышел с Диксона, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (включая 47 членов экипажа и 11 полярников и 349 тонн грузов. Целью рейса была замена персонала и пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова.
25 августа 1942 года, курсируя к мысу Оловянный, между островами Белуха, Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря, встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вёл поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». Крейсером командовал капитан Вильгельм Меендсен-Болькен. Предупреждения о возможном нахождении крейсера в Карском море поступили 24 августа от британского военного представителя в Архангельске и от персонала советской метеостанции на островах Гейберга.
Сигнальщик в 13.17 заметил дым неизвестного корабля. Корабль приблизился. На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля, которое было трактовано как японское «Сисияма». После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого, капитаном Качарава было принято решение следовать на полном ходу к острову Белуха, чтобы укрыть людей и груз. Была объявлена тревога: все бойцы заняли места у орудий, подготовлены средства пожаротушения и медицинской помощи, отправлена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Радиостанция штаба ГУСМП передала информацию о том, что ни американских, ни японских военных кораблей в акватории моря находиться не может. На «Адмирале Шеере» была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел. В 13 часов 45 минут была даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Сибиряков» начал обстрел крейсера с дистанции 64 кабельтовых. Ответный огонь крейсера: из 27 снарядов главного калибра в 6 залпах 4 попали в цель. Первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик), систему телефонной связи, вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок,- около тридцати человек погибло... Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос...
Кочегару Вавилову удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня, эвакуирован с острова самолетом.
29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода «А. Сибиряков» в бою с фашистским крейсером «Адмирал Шеер» в период Великой Отечественной войны»: Николай Бочурко, Семен Никифоренко, Зелик Элимелах, Иван Алексеев, Серафим Герега, Иван Копылов, Андрей Павловский, Федор Седунов.
Капитан «Александра Сибирякова» - Анатолий Качарава был награждён орденом Красного Знамени после реабилитации. В 1965 году координаты места боя и гибели ледокольного парохода «Александра Сибирякова» объявлены местом боевой славы.
В честь команды ледокола пролив в Карском море к Северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев, имя судна носит банка в Баренцевом море у архипелага Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби. На острове Белуха в память о подвиге корабля установлен маяк.
24 августа 1942 года корабль вышел с Диксона, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (включая 47 членов экипажа и 11 полярников и 349 тонн грузов. Целью рейса была замена персонала и пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова.
25 августа 1942 года, курсируя к мысу Оловянный, между островами Белуха, Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря, встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вёл поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». Крейсером командовал капитан Вильгельм Меендсен-Болькен. Предупреждения о возможном нахождении крейсера в Карском море поступили 24 августа от британского военного представителя в Архангельске и от персонала советской метеостанции на островах Гейберга.
Сигнальщик в 13.17 заметил дым неизвестного корабля. Корабль приблизился. На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля, которое было трактовано как японское «Сисияма». После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого, капитаном Качарава было принято решение следовать на полном ходу к острову Белуха, чтобы укрыть людей и груз. Была объявлена тревога: все бойцы заняли места у орудий, подготовлены средства пожаротушения и медицинской помощи, отправлена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Радиостанция штаба ГУСМП передала информацию о том, что ни американских, ни японских военных кораблей в акватории моря находиться не может. На «Адмирале Шеере» была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел. В 13 часов 45 минут была даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Сибиряков» начал обстрел крейсера с дистанции 64 кабельтовых. Ответный огонь крейсера: из 27 снарядов главного калибра в 6 залпах 4 попали в цель. Первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик), систему телефонной связи, вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок,- около тридцати человек погибло... Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос...
Кочегару Вавилову удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня, эвакуирован с острова самолетом.
29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода «А. Сибиряков» в бою с фашистским крейсером «Адмирал Шеер» в период Великой Отечественной войны»: Николай Бочурко, Семен Никифоренко, Зелик Элимелах, Иван Алексеев, Серафим Герега, Иван Копылов, Андрей Павловский, Федор Седунов.
Капитан «Александра Сибирякова» - Анатолий Качарава был награждён орденом Красного Знамени после реабилитации. В 1965 году координаты места боя и гибели ледокольного парохода «Александра Сибирякова» объявлены местом боевой славы.
В честь команды ледокола пролив в Карском море к Северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев, имя судна носит банка в Баренцевом море у архипелага Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби. На острове Белуха в память о подвиге корабля установлен маяк.