Андрей Пустоваров
Супер-Модератор
В Стокгольмском Национальном Музее подходит к концу выставка "Властители и искусство. Наполеон – Карл-Юхан – Александр"
(29 сентября 2010 г. - 23 января 2011 г.), представляющая к обзору публики около 420 экспонатов, имеющих отношение к императору Наполеону, королю Карлу XIV Юхану и императору Александру I и подготовленную к 200-летию правления династии Бернандоттов.
На этой выставке можно услышать исторические рассказы о том, что объединяло этих разных глав государств и увидеть экспонаты, специально привезенные из Лувра,Фантебло, Версаля, Эрмитажа и Королевского дворца Стокгольма. Национальный музей Стокгольма основан в 1866 г. В коллекциях музея представлены разные отделы – картин и скульптур, гравюр и рисунков, а также прикладного искусства. В музее также широко представлена голландская, фламандская и французская живопись XVII-XVIII веков, а также картины выдающихся шведских художников. В собраниях прикладного искусства представлено около 30 000 экспонатов. Среди них – крупнейшее в Скандинавии собрание фарфора, стекла, столового серебра и мебели.
Костюм кавалера Ордена Святого Духа. Мантия
Первая четверть XIX в.
Франция
Черный бархат, зеленая, оранжевая и белая шелковая ткань, серебряные, золоченые нити, блестки, металлические пластины, фольга, бить, канитель, бахрома; вышивка
Часы каминные с фигурой Александра I
и бюстом Людовика XVIII
1814 г.
Возможно мастерская П. Ф. Томира
Золоченая бронза
Портрет императора Александра I
После 1810 г.
Жерар Франсуа (?)
Холст, масло
(29 сентября 2010 г. - 23 января 2011 г.), представляющая к обзору публики около 420 экспонатов, имеющих отношение к императору Наполеону, королю Карлу XIV Юхану и императору Александру I и подготовленную к 200-летию правления династии Бернандоттов.
На этой выставке можно услышать исторические рассказы о том, что объединяло этих разных глав государств и увидеть экспонаты, специально привезенные из Лувра,Фантебло, Версаля, Эрмитажа и Королевского дворца Стокгольма. Национальный музей Стокгольма основан в 1866 г. В коллекциях музея представлены разные отделы – картин и скульптур, гравюр и рисунков, а также прикладного искусства. В музее также широко представлена голландская, фламандская и французская живопись XVII-XVIII веков, а также картины выдающихся шведских художников. В собраниях прикладного искусства представлено около 30 000 экспонатов. Среди них – крупнейшее в Скандинавии собрание фарфора, стекла, столового серебра и мебели.
29 сентября 2010 года в Национальном музее изобразительных искусств, Стокгольм, Швеция, открылась выставка "Властители и искусство. Наполеон – Карл-Юхан – Александр", организованная совместно с Государственным Эрмитажем.
В экспозицию вошло около 420 предметов: личные вещи, портреты, скульптура, мундиры, оружие, часы, украшения, медали, мебель, - которые рассказывают о славе и власти и имеют отношение к трём главным героям выставки.
Жизни императоров Наполеона, Карла-Юхана и Александра I тесно связаны между собой. Наполеон Бонапарт был солдатом, захватившим власть и объявившим себя императором. Жан-Батист Бернадот, фельдмаршал наполеоновской армии, был выбран наследником шведского престола и правил Швецией под именем Карла XIV Юхана. Александр должен был стать императором по праву рождения, но взошел на престол после убийства его отца императора Павла I.
Отношения Наполеона и Карла-Юхана были прохладными и постепенно ухудшались. Нуждаясь в союзниках, Карл-Юхан сблизился с Александром I, в результате чего Россия и Швеция объединились против Франции Наполеона. Александру удалось разбить Наполеона, что стало концом наполеоновской империи.
Военные действия стали главной темой в начале XIX столетия. Французская революция совершила переворот в социальном устройстве, создав возможности для карьеры. Солдаты стали главными героями произведений искусства.
Наполеон, Александр и Карл-Юхан использовали искусство как средство управления, и для того, чтобы упрочить свои позиции. Для наполеоновской империи потребовалось новое законное право на престол, а также новые традиции. Это привело к появлению новых законных форм в искусстве.
Даже такие простые вещи, как чайная чашка или чехол для зубочисток могли нести в себе политический смысл. Военные символы заполнили собой архитектуру и искусство того периода, включая произведения прикладного искусства и интерьеры.
Куратор выставки - Т. В. Раппе, заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
Костюм кавалера Ордена Святого Духа. Мантия
Первая четверть XIX в.
Франция
Черный бархат, зеленая, оранжевая и белая шелковая ткань, серебряные, золоченые нити, блестки, металлические пластины, фольга, бить, канитель, бахрома; вышивка
Часы каминные с фигурой Александра I
и бюстом Людовика XVIII
1814 г.
Возможно мастерская П. Ф. Томира
Золоченая бронза
Портрет императора Александра I
После 1810 г.
Жерар Франсуа (?)
Холст, масло