19-й гвардейский истребительный авиационный полк.
Сформирован 04.04.1942 путём преобразования 145-го истребительного авиационного полка.
В составе действующей армии с 04.04.1942 по 13.01.1945.
На момент формирования полка на вооружении состояли P-40 "Томахаук", а в апреле-мае 1942 были получены и Р-40 "Киттихаук" и P-39 "Аэрокобра".
Непосредственно по формировании полк был переброшен в полосу действий 19-й армии, к 19.04.1942 выведен из боёв и переброшен на аэродром Африканда, где получил новые P-39 "Аэрокобра", при этом сборка самолётов производилась непосредственно техниками полка. Полк стал первым воинским подразделением советских ВВС, получившим Аэрокобры
15.05.1942 полк вернулся на фронт, насчитывая 22 лётчика, на вооружении находилось 16 истребителей P-39 "Аэрокобра I" и десять Р-40Е. Вечером того же дня лётчики полка совершили боевой вылет, в котором четвёрка "Аэрокобр" перехватила над озером Тулп-Ярв группу из 12 истребителей Bf.109 и восьми двухмоторных Bf.110. В воздушном бою лётчики полка сбили два самолёта противника, одержав первые победы на "Аэрокобрах" в советских ВВС. 09.09.1942 года лётчик полка Ефим Кривошеев впервые таранил на "Аэрокобре" немецкий самолёт.
Базируясь на аэродроме Шонгуй в районе посёлк Килп - Яврв 1942-1943 годах прикрывал Мурманск и Кировскую железную дорогу, летом 1943 года перебазировался на участок Лоухи-Кандалакша.
Во время Петсамо-Киркенесской операции прикрывал наступающие советские войска, штурмовики и бомбардировщики.
По окончании операции базировался в Заполярье, по некоторым сведениям вёл воздушные бои и в январе 1945 года.