Нормандия-Неман

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР

Вложения

  • 024.jpg
    024.jpg
    115.6 KB · Просмотры: 517
  • 023.jpg
    023.jpg
    106.4 KB · Просмотры: 411

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Морис Гидо

Родился 1 февраля 1915 г. в семье пастуха в городе Тенде, в то время территория Италии. После окончания начальной школы ушел пешком в ближайший крупный город, которым был французский город Ницца, там он закончил среднюю школу. Для проживания подрабатывал мальчиком на побегушках, официантом или лакеем в отелях Ниццы.

11 февраля 1935 года он поступил на службу в Военно-Воздушные силы Франции. Прошел курс подготовки военного пилота. 1 января 1937*г. был произведен в старшие капралы и включен в состав 55 разведывательной эскадрильи, расположенной на авиабазе Брон под Лионом.

В ноябре 1938 г. был переведен в высшую летную школу в Амберие, которую закончил с отличием 27 февраля 1939 г. получив квалификацию летчика истребителя. Затем служил пилотом инструктором в авиаучилище в Аворде и Истре.

В марте 1940 г. получил звание старшего сержанта и был переведен на курсы высшего пилотажа в авиаучилище в Салон-де-Прованс, где и встретил начало Второй мировой войны. После поражения Франции в войне в мае 1940 г. был переведен в качестве пилота-инструктора в военное училище в Марракеше, Марокко.
В это время Италия потребовала его выдачи как итальянского гражданина. Отказался возвращаться в Италию, за что был заочно судим и приговорен к смертной казни как дезертир.

После высадки союзников в Африке в ноябре 1942 г. вступил в армию Освобождения Франции. Был произведен в звание аспиранта (кандидат в офицеры) и переведен инструктором на авиабазу Тадла в Марокко. В середине 1943 г. по приглашению Луи Дельфино, будущего командира «Нормандии — Неман», с которым он вместе служил, подал рапорт на перевод в СССР в авиаполк «Нормандия».

Из-за задержки с получением визы в связи с итальянским происхождением в СССР прибыл только 17 октября 1944 г. Зачислен в состав эскадрильи «Гавр» под командованием Героя Советского Союза Ролана де ля Пуапа. Участвует в боях в Восточной Пруссии и штурме Кенигсберга. Сбил четыре самолета в группе. Награжден орденом Отечественной войны. После визита генерала де Голля в СССР ряд пилотов первого состава Нормандии убыли в отпуск во Францию. Морис Гидо летал на знаменитой «шестерке», самолете Героя Советского Союза Марселя Альбера. На этом самолете он был подбит 20 декабря 1944 г., но, несмотря на повреждение мотора, долетел до советской территории, где сел «на брюхо», его самолет врезался в дерево, а сам Морис Гидо получил ранения и повреждение позвоночника. Несмотря на это, продолжил летать. Вторично ранен в январе 1945 г.

После окончания войны с полком участвовал в триумфальном возвращении на подаренных Як-3 в Ле Бурже.
Затем около 5 лет служил в пилотажной группе, ныне известной как «Патруль де Франс».

С 1952 по 1954 г. продолжил службу в Марокко.
С 1954 по 1955-й участвовал в боевых действиях в Индокитае, в создании первого военного летного училища в Лаосе, за что был награжден лаосским орденом «Миллиона Слонов».
С 1955 по 1962 г. — начальник курсов на авиабазе Вилакубле по подготовке пилотов, принимавших участие в боевых действиях в Алжире.
В 1962 г. в звании полковника авиации вышел в отставку. Работал инструктором по подготовке летчиков частных самолетов.

За время службы был награжден:
- Военным крестом с двумя пальмами и одной звездой,
- Офицерским крестом Почетного легиона,
- крестом Воина-добровольца,
- медалью Аэронавтики,
- Почетной медалью участника Второй мировой войны с планками Германии и СССР.

Советские награды:
- орден Отечественной войны,
- медали «За Победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», «20 лет Победы», «30 лет Победы».

Кроме лаосского ордена «Миллиона Слонов», получил тунисский орден «Нишам Ифтикар» с розеткой и золотой браслет летчику полка «Нормандия — Неман» от коммунистической молодежи Камеруна.

Скончался 31 июля 1983 г. Похоронен в своем родном городе Тенде.
Город Тенде стал французским по результатам референдума 1947 г. Во время церемонии по переходу в состав Франции Морис Гидо в парадной форме летчика ВВС с советскими наградами на груди поднимал французский флаг над городской ратушей. В ознаменование этого события и в честь своего уроженца, пилота знаменитого авиаполка «Нормандия — Неман», городские власти приняли решение назвать одну из площадей города в его честь площадью лейтенанта Мориса Гидо. Крайне редкий и уникальный случай названия топонима в честь еще здравствующего человека. Кроме того, по мере роста Мориса Гидо в военных званиях площадь меняла название. Ныне она носит название «Площадь полковника Гидо».

В октябре 2015 г. мэром города, при участии посла Российской Федерации Александра Орлова, мемориала «Нормандия — Неман» и родственников, на этой площади была открыта мемориальная доска на двух языках, русском и французском, в честь Мориса Гидо.
 

Вложения

  • 025.jpg
    025.jpg
    8.4 KB · Просмотры: 517
  • 026.jpg
    026.jpg
    19.3 KB · Просмотры: 295
  • 027.jpg
    027.jpg
    26.1 KB · Просмотры: 497
Последнее редактирование модератором:

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Будни.
 

Вложения

  • 028.jpg
    028.jpg
    116.8 KB · Просмотры: 531

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Командиры «Нормандии-Неман»

11.1942-22.02.1943 - майор Жозеф Пуликэн;
22.02.1943-17.07.1943 - майор Жан-Луи Тюлян;
07.1943-10.1944 - майор (позже подполковник) Пьер Пуйяд;
10.1944-06.1945 - майор (позже подполковник) Луи Дельфино;
 

Вложения

  • 029.jpg
    029.jpg
    174 KB · Просмотры: 513
Последнее редактирование модератором:

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
майор Жозеф Пуликен, первый командир Нормандии-Неман

Родился 20 ноября 1897 года в Сан Мало.

В 1915 году поступил добровольцем в экспедиционный корпус в Дарданелах. Оттуда в 1916 г. в звании капрала был направлен на стажировку в военную школу Сен-Сир, а затем переведен в части, стоявшие на Марне. Был тяжело ранен в боях в Шампани и по здоровью комиссован из пехоты. В ноябре 1917 г. окончил курсы авиации и летал на бомбардировщике Брегет-14.

В 1919 г. участвовал в интервенции в России. Осуществил около 20 боевых вылетов против Красной Армии.

После войны проходил службу в Тулузе и Орли. В 1939 г. перевелся на Ближний Восток, где служил командиром военно-воздушной базы Пальмир в Сирии. После поражения Франции в 1940 г. демобилизовался в звании капитана запаса.

Вернулся в Сан-Мало, занятое фашистами, затем переехал в Лион, где работал в газете "Пари-суар", где он создал и руководил рубрикой объявлений до 1941 г. От имени газеты он уехал в командировку в Африку, где перешел на сторону "Свободной Франции" генерала Де Голля. Был направлен в первую эскадрилью "Свободной Франции" "Эльзас", стоявшую в Бейруте, где был заместителем майора Тюляна первого командира эскадрильи "Эльзас", второго командира "Нормандии-Неман", погибшего в СССР. Принимал участие в обороне Хайфы. В январе 1942 г. назначен командиром эскадрильи "Эльзас", а затем переведен командиром эскадрильи "Лорен", которая в это время после боев была отправлена на отдых и он вернулся в "Эльзас".

В марте 1942 г. произведен в майоры, Эскадрилья "Эльзас" передана в подчинение RAF и под его командованием принимала участие в боях за Бир-Хакейм, в боях в Ливии и в обороне Александрии против германо-итальянского корпуса Роммеля.

В сентябре 1942 г. получает приказ на формированием эскадрильи для отправки в СССР. Это он, дал ей название "Нормандия". Под его командованием французские пилоты прибыли в СССР и приступили к обучению на советских истребителях. Оставался в СССР до февраля 1943 г., когда был отозван в Лондон и передал командование Тюляну.

С июня 1943 года командир эскадрильи бомбардировщиков "Лорен (Лотарингия)". В 1944 г. адъютант командующего французскими ВВС в Великобритании, ответственный за координацию действий между французами и англо-американцами во время высадки в Нормандии, затем во время боевых действий на севере Франции и в Бельгии.

В марте 1945 г. произведен в подполковники и вновь командует эскадрильей "Лорен" с которой до окончания боевых действий в апреле 1945 г. осуществляет пять боевых вылетов на Бремен и Гамбург.

В 1946 г. ушел из армии и работал антикваром на юге Франции. В 1974 г. вернулся в Сан-Мало. В 1980 г. получил титул почетного гражданина Сан-Мало. Последние годы жизни тяжело болел и находился на лечении в Инвалидах в Париже, где и скончался в 1988 г. Похоронен в пригороде Сан-Мало, а в самом городе на крепостной стене была установлена мемориальная доска в его память.

награды:

- орден Отечественной войны 2-й степени
- медаль "За победу над Германией"

- Гран Офицер Почетного Легиона
- Компаньон де ля Либерасьон
- военная медаль
- военный крест 1914-1918 гг.
- военный крест 1939-1945 гг.
- военный крест за боевые операции вне французской территории
- ливанская колониальная медаль
- военный крест Британской Империи

- военный крест Чехословакии
- военный крест Югославии
 

Вложения

  • 030.jpg
    030.jpg
    29.6 KB · Просмотры: 541
  • 031.jpg
    031.jpg
    67.5 KB · Просмотры: 532

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Акт о вручении медалей "За победу над Германией" французским летчикам на основании Указа ПВС СССР от 09.05.1945
 

Вложения

  • image001.jpg
    image001.jpg
    350.6 KB · Просмотры: 521
  • image002.jpg
    image002.jpg
    344.4 KB · Просмотры: 493

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Список офицеров эскадрильи, представленных к награждению орденами СССР от 30 августа 1943 года.
Подписан начальником 2 отделения 6 отдела УК ВВС Красной Армии майором Бочковым.
 

Вложения

  • Список от 30 августа 1943_01 .jpg
    Список от 30 августа 1943_01 .jpg
    365.9 KB · Просмотры: 496
  • Список от 30 августа 1943_02.jpg
    Список от 30 августа 1943_02.jpg
    292.8 KB · Просмотры: 440

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Список к Указу ПВС от 23.02.45 года о награждении орденами СССР офицеров эскадрильи.
 

Вложения

  • Указ ПВС от 23 февраля 1945_05.jpg
    Указ ПВС от 23 февраля 1945_05.jpg
    358.3 KB · Просмотры: 493
  • Указ ПВС от 23 февраля 1945_04.jpg
    Указ ПВС от 23 февраля 1945_04.jpg
    323.9 KB · Просмотры: 521
  • Указ ПВС от 23 февраля 1945_02.jpg
    Указ ПВС от 23 февраля 1945_02.jpg
    143.6 KB · Просмотры: 487
  • Указ ПВС от 23 февраля 1945_01.jpg
    Указ ПВС от 23 февраля 1945_01.jpg
    228.7 KB · Просмотры: 494
  • Указ ПВС от 23 февраля 1945_03.jpg
    Указ ПВС от 23 февраля 1945_03.jpg
    398.3 KB · Просмотры: 527

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Список к Указу ПВС от 04.06.45 года о награждении орденами СССР офицеров эскадрильи.

Двоим присвоено звание Героя Советского Союза:
- младшему лейтенанту АНДРЕ Жаку;
- старшему лейтенанту ЛЕФЕВР Марселю.
 

Вложения

  • Указ ПВС от 4 июня 1945_01.jpg
    Указ ПВС от 4 июня 1945_01.jpg
    208.9 KB · Просмотры: 252
  • Указ ПВС от 4 июня 1945_02.jpg
    Указ ПВС от 4 июня 1945_02.jpg
    272.8 KB · Просмотры: 493
  • Указ ПВС от 4 июня 1945_03.jpg
    Указ ПВС от 4 июня 1945_03.jpg
    257 KB · Просмотры: 327

мопс

Участник АК
Регистрация
20 Сен 2011
Сообщения
2,682
Реакции
21
Адрес
Воронеж
командир Нормандии после войны был Мичуринец
Рубцов Петр Сергеевич
Если есть желание выставлю его знаки показать
 

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Марсель Лефевр (Marcel Lefevre)

Марсель Лефевр родился 17 марта 1918 года в Андели (Эс) в рабоче-крестьянской семье, где было 7 детей. В возрасте 18 лет вступил в ВВС. В 1937 году закончил лётную школу на юге Франции (в Истре), с 1939 года был инструктором в Салон — де — Прованс. Получив звание сержанта, служил в составе подразделения GC II/3 «Dauphine». В момент подписания Петэном позорного мира с Германией — в июне 1940 года — находился в Северной Африке.

14 октября 1941 года на одном из трёх истребителей «Девуатин 520», вместе с Марселем Альбером и Альбером Дюраном, перелетел в Гибралтар. Затем перебрался в Англию, где присоединился к движению «Свободная Франция». Некоторое время был лётчиком эскадрильи Королевских ВВС, участвовал в боевых действиях. Патрулируя над Ла-Маншем, одержал свою первую победу. После побега из Африки, правительство «Виши» заочно приговорило Лефевра к смертной казни.

Узнав, что формируется группа лётчиков для отправки в Россию, Марсель стал одним из первых её добровольцев.

Именно Лефевр предложил дать эскадрилье имя своей родины — провинции Нормандия, наиболее пострадавшей от фашистской оккупации.

Счёт своих побед на Восточном фронте он открыл в мае 1943 года, когда в течении двух дней (2 — 3 мая), сбил сначала корректировщик Hs-126, а затем истребитель Me-109. 26 июня он уничтожил многоцелевой Me-110. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Марсель Лефевр был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Как одному из лучших пилотов «Нормандии» ему было доверено представлять французское Сопротивление на Международном конгрессе молодых антифашистов.

28 мая 1944 года, давая де Жоффру урок патрулирования в районе Витебска, Лефевр заметил утечку бензина после обстрела их самолётов зенитками противника. Он передал по радио ведомому: «У меня неприятности, прикрой. Иду на посадку… Я весь в бензине». Самолёт приземлился. Кружа над аэродромом, Франсуа де Жоффр следил за своим командиром. Он видел, как после приземления самолёт Лефевра подруливал, разворачивался… И вдруг огромный факел огня и дыма вырвался из кабины, Лефевр горящим клубком вывалился из самолёта и стал кататься по земле. Но всё было напрасно… Врачи боролись за жизнь пилота 7 дней. Они сделали всё, что в человеческих силах, но спасти Марселя было уже невозможно…

Похороны Марселя Лефевра состоялись на московском Введенском кладбище, в присутствии всех сотрудников военной миссии и французского посольства.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество, 4 июня 1945 года Лейтенанту Марселю Лефевру было присвоено высокое звание Героя Советского Союза посмертно.

На фото - командир эскадрильи «Шербур» полка «Нормандия-Неман» Марсель Лефевр (Marcel Lefevre) и его советские товарищи (техник-лейтенант Тарасов и старший сержант Колупаев) у истребителя Як-9 №14.
 

Вложения

  • 001_01.jpg
    001_01.jpg
    78 KB · Просмотры: 471
Последнее редактирование модератором:

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Наградной лист на Марселя Лефевра. Представлен к Герою Советского Союза посмертно.
 

Вложения

  • Марсель Лефевр_01.jpg
    Марсель Лефевр_01.jpg
    946.3 KB · Просмотры: 465
  • Марсель Лефевр_02.jpg
    Марсель Лефевр_02.jpg
    376.4 KB · Просмотры: 466
Последнее редактирование модератором:

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Почтовая карточка.
 

Вложения

  • 032.jpg
    032.jpg
    105.5 KB · Просмотры: 476

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Роже Соваж (Roger Sauvage)

Родился 26 марта 1917 года в Париже, в семье выходцев с Мартиники. В 1935 году вступил в ВВС. Сначала служил в разведывательном подразделении, летал на самолёте «Мюро». В 1937 году выполнил несколько вылетов, имеющих целью фотографирование укреплений на немецкой «Линии Зигфрида». В апреле 1939 года получил назначение в истребительную группу GC I/5, укомплектованную самолётами Кертисс Н-75А, однако, учитывая его опыт лётчика — разведчика, ему было предложено летать на одном из немногих самолётов «Потез-631», которыми располагала группа. Затем Соваж был направлен в ночную истребительную группу ECN I/16, также вооружённую этими самолётами. В мае 1940 года одержал 2 групповые победы в боях с бомбардировщиками Люфтваффе, однако 14 мая был по ошибке подбит самолётом Королевских ВВС «Харрикейном». После заключения перемирия был направлен в Северную Африку.

В конце 1943 года добровольцем отправился на Восточный фронт и в январе 1944 года присоединился к «Нормандии», имея звание аспиранта. Выполнив тренировочные полёты на Як-9, в Мае принял участие в боевых действиях в составе 1-й эскадрильи «Руан». Будучи довольно опытным пилотом, Роже Соваж быстро вписался в коллектив полка и продолжил счёт своих побед. 14 октября, над Рагнитом, Соваж в паре с Табурэ связали боем четвёрку «Фоккеров» и Роже с ходу сбил одного из них.

В январе 1945 года он был произведён в младшие лейтенанты, в это время группа летала уже на новых самолётах Як-3. Эти истребители буквально очаровали французских лётчиков. Боевые действия показали, что в умелых руках им нет цены. В этом в числе первых на собственном опыте убедился и Роже Соваж, 16 января 1945 года в районе Гумбиннена одержав сразу две победы: сначала сбил лично один FW-190, а затем ещё один — в составе группы. На следующий день он одержал очередную личную победу, снова «завалив» FW-190.

К концу Второй мировой войны Роже Соваж одержал 16 воздушных побед, из них 14 в составе полка «Нормандия — Неман» (3 самолёта он сбил лично и 11 — в составе группы), ещё одна победа не получила официального подтверждения.

После войны остался на действительной службе, в 1954 году получил звание капитана. О своём боевом опыте написал книгу «Вечер авиации» («La Soir de I’Air»). Умер в сентябре 1977 года.

Фото 1 - Роже Соваж в самолете.
Фото 2 - Роже Соваж и авиационный механик Федорин Юрий Филлипович.
 

Вложения

  • 002_01_Роже Соваж (Roger Sauvage) .jpg
    002_01_Роже Соваж (Roger Sauvage) .jpg
    88 KB · Просмотры: 465
  • 002_02_Роже Соваж (Roger Sauvage) .jpg
    002_02_Роже Соваж (Roger Sauvage) .jpg
    83.9 KB · Просмотры: 466

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Наградной на Соважа Роже
 

Вложения

  • Соваж Роже_01.jpg
    Соваж Роже_01.jpg
    1 MB · Просмотры: 438

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Авиационный механик Федорин Юрий Филлипович

Федорин Юрий Филиппович, родился 15 октября 1920 г. в г. Мелитополь. Во время войны механик самолета Роже Соважа, одного из лучших летчиков полка "Нормандия-Неман", восьмого по результативности французского пилота второй мировой войны. Кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны, общественного Александра Невского, медалей "За Победу над Германией", "За взятие Кенигсберга". Рыцарского креста Почетного Легиона и двух Военных Крестов с серебряной звездой. После вывода Нормандии-Неман из СССР продолжал службу в Ле-Бурже до осени 1945 г.

Федорин и Соваж Роже.
 

Вложения

  • 003_00_Федорин.jpg
    003_00_Федорин.jpg
    42.8 KB · Просмотры: 149
  • 003_05_Федорин.jpg
    003_05_Федорин.jpg
    107.6 KB · Просмотры: 249
Последнее редактирование модератором:

Камбат

Модератор
Регистрация
13 Окт 2016
Сообщения
11,922
Реакции
38
Возраст
61
Адрес
СССР
Наградные Федорина Юрия Филлиповича на медаль За боевые заслуги и Красную Звезду.
 

Вложения

  • 003_01_Федорин.jpg
    003_01_Федорин.jpg
    737.9 KB · Просмотры: 459
  • 003_02_Федорин.jpg
    003_02_Федорин.jpg
    647.6 KB · Просмотры: 481
  • 003_03_Федорин.jpg
    003_03_Федорин.jpg
    717.3 KB · Просмотры: 477
  • 003_04_Федорин.jpg
    003_04_Федорин.jpg
    622 KB · Просмотры: 426
Сверху