Теперь непосредственно инфа по Десанту и Паруснику на тарелке-Вот подробней -после смелого налёта на Джорджтаун, «Эмдену» больше не попадались торговые суда союзников. Во многом это связано и с тем, что торговые суда, невзирая на убытки, скрылись в своих гаванях. Хотя «Восточный лебедь» крейсировал сначала у Никобарских островов, а затем у Зондского пролива, единственным судном противника, встреченным за десять дней, был английский пароход «Ньюборн», шедший с грузом соли. Фон Мюллер не стал топить добычу, а передал, как уже упоминалось, на борт своего приза французских моряков, и отпустил.
Вероятнее всего, немецкий капитан понимал, что «Эмдену» отпущено совсем немного времени. Охота на него рано или поздно увенчалась бы успехом, а переход к конвоированию транспортов до предела затруднял успешную деятельность рейдера. И фон Мюллер, вероятно, принял решение… Я говорю «вероятно» потому, что не нашёл свидетельств о нём, но логика событий подтверждает это. Видимо, «Эмден» должен был уйти из западной части Индийского океана в восточную; там он мог бы либо соединиться и действовать в дальнейшем совместно с «Кёнигсбергом», либо базироваться на порты союзной Турции, например, Басру. Во всяком случае, захваченный «Эксфорд», углем с которого «Эмден» так и не успел воспользоваться, был отправлен именно на запад, к острову Сокотра. А сам «Эмден» после этого установил радиосвязь с другим своим бункеровщиком, «Бьюреском»…
Именно этот сеанс связи был запеленгован мощной английской радиостанцией, находившейся на острове Дирекшн, самом южном из группы островов Килинг…
Островок Дирекшн – маленький атолл, длиной всего 2 километра и шириной в полкилометра. Однако значение его в тот момент было весьма велико; кроме радиостанции, на нём имелся также телеграфный узел и сходились подводные кабели, связывавшие Лондон с Австралией и Южной Африкой… Именно к этому островку фон Мюллер и направил свой корабль, ещё не зная – его местоположение раскрыто…
В 6 часов утра 9 ноября 1914 года «Эмден» бросил якорь вблизи атолла (лагуна была слишком мала и мелководна, чтобы он мог зайти туда), в трёх километрах от берега. На воду спущены две шлюпки и паровой катер. В них – 50 немцев, матросы и техники под командованием старпома «Эмдена» фон Мюкке. Вооружение – винтовки, револьверы и четыре пулемёта. Задача десанта – уничтожить радиостанцию и кабельную связь…
Англичане успели передать открытым текстом по радио: «Дирекшн-Айленд всем союзным судам. Неопознанный крейсер у входа в лагуну. SOS». Через несколько минут после этого шлюпки подошли к пристани атолла, и высадились на берег; персонал радиостанции заявил, что не может защищаться, и сдал немцам ключи. Ещё через несколько минут десант повалил радиомачту, разбил все передатчики и обрубил кабели, вынес шифры и таблицы сигналов… Узлу связи был нанесён такой ущерб, что он вернулся в строй только к концу 1915 года.
Через полчаса после высадки десанта, однако, «Эмден» поднял на мачтах сигнал, приказывающий срочно вернуться на корабль, продублировав его корабельным ревуном. Фон Мюкке немедленно вернул десантников в шлюпки и отвалил от пристани, но опоздал… «Эмден» поднял флаг, разжёг топки и ушёл на север, оставляя потрясённых моряков… А через несколько минут они услышали орудийные залпы.
Везение крейсера закончилось. Сигнал, переданный радиостанцией Кокосовых островов (другое название архипелага Килинг), мог бы оказаться новым гласом вопиющего в пустыне – но на беду немцев, он был принят конвоем, перевозившим австралийскую дивизию в Египет… Охрану конвоя составляли четыре крейсера – английский «Сильвер», японский «Ибуки» и два австралийских- «Сидней» и «Мельбурн»… Командир эскорта приказал следовать к острову крейсеру «Сидней», бывшему на тот момент лишь в 80 километрах от острова.
Крейсер «Сидней» только что был построен (лишь в 1913 году) и вошёл в состав австралийского флота. Он имел водоизмещение 5400 тонн, скорость в 25,5 узлов, и основное вооружение из восьми шестидюймовых орудий, то есть превосходил «Эмден» по всем характеристикам… Замечу, правда, что несмотря на всю более позднюю шумиху, поднятую в Австралии вокруг этого корабля, в гораздо большей степени произошедшее далее является заслугой британцев: хотя «Сидней» шёл под австралийским военно-морским флагом, большую часть его экипажа составляли англичане; командовал крейсером английский капитан Глоссоп, и лишь 60 австралийцев стажировались на его борту… Через два часа после получения тревожной радиограммы, он приблизился к острову Дирекшн.
Капитан фон Мюллер, заметив на горизонте боевой корабль, первоначально не слишком волновался, приняв его за крейсер «Ньюкасл», который, хотя и тоже превосходил «Эмден» по вооружению (2*152 мм, 10*102 мм), всё же не имел решающего превосходства. Когда же ошибка стала ясна, пытаться скрыться было уже поздно.
И «Восточный лебедь» принял бой.
В самом начале этого боя грубейший просчёт допустил английский капитан. Полагая, что дальнобойность немецких орудий составляет 8 километров, Глоссоп приказал лечь на параллельный курс и открыть огонь с дистанции в 8,5 километра. Однако когда корабли сошлись на 9 с половиной километров, первый залп дал немецкий крейсер.
9.40 утра. Вторым же залпом «Эмден» добивается попаданий; «Сидней» ещё не изготовился к открытию огня, а у него уже разбит носовой дальномер. Следующими залпами повреждён кормовой дальномерный пост и один из элеваторов крейсера (причём горящие заряды попали в артиллерийский погреб, и лишь благодаря мужеству одного из англо-австралийских матросов, выбросившего их за борт, не произошло взрыва; в противном случае «Эмден» мог бы записать на свой счёт и второй крейсер союзников). Немецкие канониры вновь продемонстрировали высочайшую выучку…
Однако вскоре «Сидней» открыл ответный огонь, и тяжёлые снаряды калибром 152 миллиметра, начинённые лиддитом, произвели опустошающее воздействие. Была сбита фок-мачта с постом управления огнём, была сбита одна из труб, на которой загорелась краска. Снаряд разбил сервопередачу с мостика на руль, а сам руль был повреждён, и «Эмден» лёг в циркуляцию – настолько крутую, что трупы погибших матросов соскальзывали с наклонившейся палубы в море. Вскоре были сбиты и все оставшиеся трубы, разрушены надстройки, крейсер горел…
Это продолжалось в течение часа. «Эмден» не спустил флага и не прекратил вести огонь – на глаз, при крене и волнении моря – добившись ещё нескольких попаданий в «Сидней».
В 10.50 капитан фон Мюллер принял решение – выбросить крейсер на скалы возле острова Норт-Килинг. В противном случае «Эмден» пошёл бы на дно на большой глубине, не имея возможности даже спустить шлюпки под вражеским огнём – да и большинство шлюпок уже было разбито. Израненный крейсер прошёл пять морских миль, управляясь с помощью расположенного в корме штурвала ручного управления, и продолжая вести огонь пушками правого борта. «Сидней» также стрелял без остановки. Крейсера обменялись выстрелами торпед, но безрезультатно. В 11.00 на «Эмдене» могла стрелять лишь одна пушка. В 11.05 капитан Глоссоп, пытаясь отрезать немецкому крейсеру путь к спасению, дал последний залп, но безуспешно… В 11.20 горящий «Восточный лебедь» с развороченной кормой выбросился на скалы возле Норт-Килинга…
«Сидней» же вновь отвернул на север, пытаясь теперь настигнуть замеченный «Бьюреск», который так и не успел встретиться с «Эмденом». Вновь неудача. Угольщик не может оторваться от превосходящего его в два раза в скорости крейсера, но, заметив преследование, командир немецкой призовой команды приказал своим подчинённым покинуть судно, и открыл кингстоны. Всё, что досталось подоспевшим к тонущему судну «австралийцам» — шлюпки с пятнадцатью немецкими моряками.
Тогда «Сидней» повернул обратно, в 16 часов вновь подойдя к острову Норт-Килинг. Немецкий крейсер всё ещё горел и представлял собой развалины, но Глоссоп с изумлением увидел: крейсер так и не спустил боевого флага! «Сидней» дал ещё несколько залпов по немецкому кораблю, и лишь после этого имперский военно-морской флаг был спущен, а на его место поднялось белое полотнище… Фон Мюллер сделал всё, что мог сделать капитан корабля. Его команда и крейсер больше не могли сопротивляться… Как выглядел «Эмден» в тот момент — вы можете увидеть на верхней фотографии.
И тут англо-австралийский крейсер грубо нарушает обычаи морской войны – этот случай остался незамеченным за самим фактом потопления дерзкого рейдера, но он не забыт – сообщает о нём французский историк-маринист Ж. Блон. Вместо того, чтобы снять с капитулировавшего корабля команду и оказать помощь раненым, «Сидней» ушёл в море! На «Эмдене» же уничтожен лазарет, и тяжелораненые лежат прямо на верхней палубе, а их лица клюют чайки, которых безуспешно пытаются отогнать немногие невредимые моряки. Умирает ещё несколько раненых, так и не дождавшись помощи – на крейсере почти нет даже воды! Лишь в 13 часов 10 ноября «Сидней» всё же подошёл к берегу, сняв с крейсера оставшихся в живых немцев…