ОРДЕН В СТАТУТЕ ЗНАКА или НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЁТА»

Алексей Байков

Участник АК
Регистрация
23 Окт 2007
Сообщения
2,051
Реакции
9
Адрес
Москва
Данная статья написана на основе воспоминаний Заслуженного работника культуры РСФСР Александра Борисовича Жука – известного художника и историка оружиеведа, автора хорошо всем известных монографий по стрелковому оружию: «Револьверы и пистолеты», «Винтовки и автоматы», «Справочник по стрелковому оружию», «Энциклопедия стрелкового оружия» и т.д. Однако мало кто знает о том, что А.Б. Жук на протяжении более чем тридцати лет работал в должности Главного художника Центральной опытно-конструкторской базы Управления вещевого снабжения МО СССР (ЦОКБ УВС МО СССР). За эти годы (только по линии УВС МО СССР) им были разработаны сотни всевозможных предметов воинской атрибутики, некоторые из которых до сих пор не потеряли своей актуальности и продолжают использоваться в ВС РФ вплоть до настоящего времени. И всё же наиболее важной частью своей творческой деятельности А.Б. Жук всегда считал работу над созданием новых правительственных наград. Участвуя во многих самых престижных конкурсах, он неоднократно становился их победителем. В 1967г. по его рисунку была утверждена Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых сил СССР», в 1968г. знак ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть», в 1970г. – хорошо знакомый всем ветеранам Великой Отечественной значок «25 лет победы в войне 1941-1945г.г., в 1972г. – орден Дружбы народов» и т.д. В 1988г. ПВС СССР утвердил своим Указом орден «За личное мужество», автором которого также являлся А.Б. Жук.

Выражаю особую благодарность Юрию Александровичу Жуку за помощь и соавторство при создании данной статьи.
 
Разработка орденов и медалей – процесс, как известно, творческий. Но если отчеканенные в металле знаки не нуждаются в особых комментариях, то не попавшие в серию, то есть оставшиеся за краем известности, зачастую так и остаются с художником в виде эскизов и набросков, представляющих собой в купе ту самую невидимую часть его «творческого» айсберга. Однако это отнюдь не означает того, что таковые должны быть обречены на вечное забвение, так как за каждым из них, как правило, стоит своя, порой не менее интересная составная частичка отечественной истории. И об одной из таких частичек – о работе над новым вариантом «Ордена Почёта», мне бы и хотелось сейчас Вам рассказать.
 
Сейчас небольшое легендо-историческое отступление, кому не интересно, можете не читать. :biggrin:

Годы успешного выполнения заданий Первого и Второго пятилетних планов по экономическому и социальному развитию СССР (1929 – 1932г.г. и 1933 – 1937г.г.) оставили свой след не только в виде «ударных» объектов на стройках социалистической индустрии, но и в отечественной «ведомственной» наградной системе (если таковую так можно назвать в принципе!), которая уже к середине 30-х годов насчитывала в своём активе многие сотни всевозможных наградных знаков и значков, большая часть из которых была выпущена именно в этот временной период.
Среди этого обилия знаков, наименование которых, как правило, начинались словами «ударник» или «ударнику» (был даже… «Лучший ударник»!) имелся один – называемый «Знак Почёта», внешний вид которого являлся фактически точной копией впоследствии утверждённого советского ордена.
Однако всё по порядку.
Разъезжая по стране с агитационными поездками, главной целью которых было поддержание «боевого духа масс», Председатель Президиума Ц.И.К. СССР М.И. Калинин при посещении одной из ударных строек был награждён этим значком, как… «почётный ударник».
Значок всесоюзному старосте понравился, и вскоре М.И. Калинин выносит на рассмотрение И.В. Сталина рисунок нового советского ордена «Знак Почёта», выполненный художником Д.С. Голядкиным. По «замыслу» художника (или указанию, непосредственно, самого М.И. Калинина) внешний вид новой награды в точности копировал не только внешний вид ранее означенного значка, но даже и имевшуюся на нём надпись –«знак почёта»!
Теперь мы уже навряд ли узнаем, какими такими высокими соображениями руководствовался «второй президент» Страны Советов, когда, выступая перед членами Ц.И.К. СССР предложил назвать орден… знаком…? Пути Господни неисповедимы.…
Утверждённый 25 ноября 1935 года Постановлением Ц.И.К. СССР, орден «Знак Почёта» просуществовал в своём первозданном виде (за исключением его перевешивания с «винта» на колодку в 1943 году) вплоть до середины 80-х годов минувшего столетия.
 
Однако не буду забегать вперёд и вставлю цитату непосредственно А.Б. Жука. Вот что он позднее писал об этом, пожалуй, самом неудачном из всех советских орденов:

« Во-первых, чего стоит само название ордена - «Знак Почета». Орден назвали знаком! Но орден и знак - это ведь разные понятия, у них разные статуты.......
Во-вторых.... композиция его абсолютно не традиционно орденская. Она подошла бы для плаката, для заставки в книге, для почтовой марки, для значка, но никак не для ордена…,
Композиционные недостатки - вопиющие. Это и статичные фигуры с их невыразительными движениями и несуразные знамена, и , особенно разбивка текста за которую даже первокурсник любого спец. училища получил бы «единицу» (особенно за грубый отрыв от основного текста мягкого и восклицательного знаков)».


Приведённые выше строки А.Б. Жук записал в качестве тезисов, готовясь к очередной встрече с Начальником Наградного Отдела ПВС СССР А.Н. Копёнкиным, с которым он не раз встречался в Кремле по роду своей творческой деятельности.

«Бывая в Кремле, в Наградном отделе Президиума Верховного Совета СССР, я не раз слышал разговор о недостатках нашего ордена «Знак Почёта», о его неудачном названии, а главное – о композиционной безграмотности и общей неэстетичности.
Говорилось и о желательности замены существующего знака ордена чем-то другим, лучшим. Как-то на «Мосфильме», принимая участие в работе по перекомпоновке стендов с образцами штампов, среди отходов я нашёл бракованный оттиск знака Почёта. Не ордена «Знак Почёта», а его предшественника, именно знака Почёта. Он представлял собой копию ордена, но только был меньшего размера.
Случайно приставив его к валявшемуся здесь же в отходах оттиску ордена Суворова II-й степени с выломанной серединой, я сразу же увидел, что знак преобразился, «заиграл» и предстал передо мной как красивый, какой-то новый, орден. Этот импровизированный муляж я показал при случае в Кремле и возможно это послужило толчком к тому, что скоро действительно началась работа по созданию нового ордена».
 
Предложенная А.Б. Жуком «новая композиция» Ордена «Знак Почёта» вызвала у А.Н. Копёнкина полное одобрение, однако спустя некоторое время последний ушёл на пенсию.
Его преемница – Р.Б. Эльдарова, во время одной из первых встреч с А.Б. Жуком сообщила последнему, что работы над совершенствованием Ордена «Знак Почёта» будут продолжены на конкурсной основе и что он, как застрельщик этого дела, обязательно должен принять в нём участие.

Позднее А.Б. Жук вспоминал:

«Доподлинно неизвестно, по этому ли или ещё по каким-нибудь причинам, но уже после того, как место А.Н. Копёнкина заняла Роза Басыровна Эльдарова, действительно был поставлен вопрос о том, чтобы улучшить знак ордена, который даже в Кремле непочтительно называли «весёлыми ребятами». Заодно предполагалось заменить и его крайне неудачное название.
Размышляя над проектом будущего ордена я понимал, что он несомненно должен быть выдержан в орденских традициях, так как только так, а не иначе можно будет добиться всей целостности композиции. А чтобы таковая выглядела бы действительно «орденской», а не «значковой», необходимо будет соблюсти все нижеперечисленные требования, которые характерны исключительно для орденских знаков. А именно:
- симметричность по отношению к центру;
- заметное выделение центральной части знака (т.н. центрального медальона);
- расположение деталей, окружающих центральную часть, в радиальных направлениях».
 
Получив задание на разработку нового варианта ордена, А.Б. Жук, что называется, с головой окунается в работу. Однако вместе с ним, так сказать, «в параллели» точно такое же задание получают ещё несколько художников, работавших на Московском монетном дворе (ММД).

"К ней (к работе по разработке орденов), – вспоминал А.Б. Жук, – были привлечены многие художники, в основном художник Монетного двора. Предлагалось в новом знаке ордена сохранить преемственность, какую-то общность со знаком старым, но это было не обязательное условие. Обязательное же – замена неудачных «весёлых ребят» знаменитой мухинской композицией «Рабочий и колхозница»
Снова с энтузиазмом взявшись за работу, я принялся «выдавать» эскиз за эскизом. И снова был обескуражен, увидев работы других художников. Особенно неотразимы были работы художников Монетного двора. Они представили их в виде макетов из металла. И всё это с лентами, да в шикарных коробках! Т.е. настоящие «живые» ордена, сверкающие золотом, серебром, эмалями! Да ещё и умело поданные. И, тем не менее, Р.Б. Эльдарова и новым Секретарём ПВС СССР Т.Ментешашвили был одобрен один из моих эскизов, а не наоборот."


"...Но тут вдруг наступил резкий поворот в работе. Орден «Знак Почёта» решили почему-то «оставить в покое». (Правда, всё же переименовав его в «Орден Почёта» и заменив надпись «знак почёта» в его нижней части – веточками.) Художников же всех переориентировали на новую работу – на создание ордена «За личное мужество». В этом направлении я проделал тоже немалую работу, изготовив с добрый десяток эскизов. Поскольку один из эскизов ещё предыдущей работы (работы по улучшению «ордена Почёта») был одобрен, мне посоветовали не пренебрегать «декором» этого эскиза и использовать его в новой работе над орденом «За личное мужество»"

Но это, как говориться, уже совсем другая история…
 
Теперь самое интересное. КАРТИНКИ.
Я постарался выбрать из массы набросков и рисунков именно те, которые ярко показывают труд художника. От первой зарисовки до готового эскиза ордена.
 

Вложения

  • стр 1 первые наброски .jpg
    стр 1 первые наброски .jpg
    125.3 KB · Просмотры: 19
  • стр 2 превращение .jpg
    стр 2 превращение .jpg
    134.1 KB · Просмотры: 17
  • стр 3 готовые эскизы .jpg
    стр 3 готовые эскизы .jpg
    180.8 KB · Просмотры: 29
Ну все, первая статья готова.
Некоторые из моих близких друзей её уже видели, но многие увидят все это впервые.
Не ругайте, что статья очень длинная, больше таких не будет.
Далее постараюсь быть краток и немногословен.
 
Алексей, статья просто замечательная!:45:
И я наверно выскажу мнение всех тех, кто прочитает ее, не нужно экономить ресурс клавиатуры, пиши больше и чаще!:drinks: :40:
С уважением Мариан Крюков!
 
Алексей,спасибо,очень познавательно.:drinks:
Жаль,что такие классные рисунки так и не превратились в реальные ордена!
 
Алексей отличная работа:45:
Судя по эскизам, это наверно тоже работа Жука?
 

Вложения

  • Juk.jpg
    Juk.jpg
    149.1 KB · Просмотры: 25
Алексей отличная работа:45:
Судя по эскизам, это наверно тоже работа Жука?

Нет, зто не его работа :biggrin:
Как всякий художник, он не гнушался плагиатом, но дальше эскизов дело не доходило.
Хотя... если вспомнить "25 лет Победы" :wink3:
 
Да:blush2: 25 лет Победы, это великий плагиат Жука.
А эта группа с атомом (рабочий, учённый, колхозница), это реальная скульптура?
Кто её автор и где она стоит?
 
Алексей, статья очень интересная и ничуть не длинная:45:
А вот зарисовки и эскизы Жука, это уникальные, бесценные документы.:good:
 
Сверху