Лёгкий крейсер «Кёнигсберг» —
12 января 1905 года - заложен на казенной верфи ВМС в Киле (Германия).
12 декабря 1905 года - спущен со стапелей на воду.
3 августа 1907 года - конвоировал яхту Кайзера "Гогенцоллерн" при встрече с яхтой Императора России "Штандарт". Салют штандарту Николая II.
6 августа 1907 года - эскортировал "Гогенцоллерн" в Киль (Балтийское море, Германия).
9 августа 1907 года - продолжение прерванных сдаточных испытаний.
9 сентября 1907 года - завершение сдаточных испытаний и доукомплектование экипажем по штату - 322 человека.
21 сентября 1907 года - прибыл в Кенигсберг (совр. Калининград в России) и отдал салют городу, в честь которого назван.
23 сентября 1907 года - выход из Кенигсберга в Киль.
5 ноября 1907 года - приказ о командировании крейсера в распоряжение императорской яхты "Гогенцоллерн".
15 декабря 1907 года - приказ о возращении в состав разведывательных сил флота.
17 декабря 1907 года - уход крейсера из Киля под флагом принца Генриха Прусского в Стокгольм (Швеция, Балтийское море) для участия в церемонии похорон шведского короля Оскара II.
20 декабря 1907 года - вернулся в Киль и встал на ремонт.
27 ноября 1909 года - завершил маневры вместе с разведывательными силами флота и встал на ремонт.
16 февраля 1910 года - столкновение в Кильской бухте Балтийского моря с легким крейсером "Дрезден", возвращение обоих крейсеров в Киль на завод для ремонта.
9 - 13 марта 1910 года - сопровождение императорской яхты "Гогенцоллерн" в плавании по Гельголандской бухте Северного моря.
8 - 27 мая 1910 года - сопровождение "Гогенцоллерна" в плавании в Англию на похороны короля Эдуарда VII.
8 марта - 22 мая 1911 года - сопровождение под командованием капитана 3 ранга Хенриха "Гогенцоллерна" в плавании по Средиземному морю и в Англию.
10 июня 1911 года - сменен в строю флота легким крейсером "Кольберг".
14 июня 1911 года - выведен в резерв в Данциге (совр. Гданьск в Польше).
2 января 1913 года - вернулся в строй флота сменив легкий крейсер "Майнц".
19 июня 1913 года - выведен в резерв в Киле.
1 апреля 1914 года - командование крейсером принял сорокалетний капитан 2 ранга Макс Лооф.
28 апреля 1914 года - вышел из Вильгемсхафена (Северное море) в Средиземное море.
5 июня 1914 года - прошел Суэцким каналом из Средиземного моря в Красное.
7 июня 1914 года - однодневная стоянка в английском порту Аден в Йемене.
12 июня 1914 года - начало промера глубин в районе немецкого порта Дар-эс-Салама в Танзании (Индийский океан).
31 июля 1914 года - вышел из Дар-эс-Салама к Аденскому заливу между Красным и Аравийским морями.
6 августа 1914 года - захвачен английский пароход "Сити оф Винчестер" с грузом индийского чая, отведен в бухту у порта Бендер Бурум на южной оконечности Аравийского п-ова.
12 августа 1914 года - "Сити оф Винчестер" потоплен.
14 августа 1914 года - встреча с немецким пароходом "Сомали" в бухте Курия-Мурия и уход крейсера к мысу Рас-Хафун на побережье Итальянского Сомали из-за близости радио переговоров английских военных судов.
21 августа 1914 года - встреча у мыса Рас-Хафун с "Сомали".
21 - 22 августа 1914 года - погрузка 850 тонн угля с "Сомали".
23 августа 1914 года - уход от мыса Рас-Хафун в сторону Мадагаскара.
30 августа 1914 года - обстрелял французскую радиостанцию в Мадзунга на северо-западном побережье о. Мадагаскар.
1 сентября 1914 года - погрузка 230 тонн угля с "Сомали" у о-вов Альдабра (на полпути от Дар-Эс-Салама до северной оконечности Мадагаскара).
3 сентября 1914 года - обогнул о. Мафия (побережье Танзании) и бросил якоря в одной из проток дельты реки Руфиджи (южнее Дар-Эс-Салама).
19 сентября 1914 года - вышел из дельты Руфиджи.
20 сентября 1914 года - вошел на рейд английского порта Занзибар (о. Занзибар, побережье Танзании) и артиллерийским огнем потопил английский легкий крейсер "Пегасус" (погибли 2 офицера и 31 матрос, 59 ранено); уничтожил артиллерией радиостанцию на берегу (погибло английских колониальных 45 солдат). Возвращение в Руфиджи.
1 ноября 1914 года - обстрел стоянки крейсера в Руфиджи артиллерией английским легким крейсером "Чатэм"
2 ноября 1914 года - обстрел стоянки английскими легкими крейсерами "Чатэм"', "Дармут" и "Веймут". Уничтожен немецкий пароход "Сомали", стоявший с "Кенигсбергом", с 800 тоннами угля.
3 ноября 1914 года - крейсер ушел на 1 км вглубь по протоке.
10 декабря 1914 года - немцы из берегового охранения взяли в плен английского пилота гидросамолета Денниса Катлера, у которого отказал мотор.
18 декабря 1914 года - крейсер ушел еще выше по протокам.
6 июля 1915 года - артиллерийский бой между крейсером и английскими мониторами "Северн" и "Мерсей". "Мерсей" поврежден, убито 4 убиты и 4 ранены. "Кенигсберг" получил 13 попаданий, 4 убито и 10 ранено. Всего крейсером выпущено около 400 снарядов.
11 июля 1915 года - крейсер потоплен артиллерийским огнем "Северна", "Мерсея", легким крейсером "Веймут" и австралийским крейсером "Пионер". Сбит английский самолет-корректировщик. Из 213 человек, находившихся на борту, 32 убиты и 128 ранены. Оставшиеся в живых избежали плена.
Раньше других начал боевые действия “Кенигсберг”: 31 июля 1914 года, идя к северу вдоль восточного побережья Африки, он неподалеку от Дар-эс-Салама обнаружил спешившие также на север английские крейсеры “Гиацинт”, “Астрея” и “Пегасус”. Имея преимущество в скорости, немецкий крейсер повернул на юг, сбив англичан со своего следа, и направился в Аденский залив. Однако крейсерство оказалось малоудачным: захватив всего одно вражеское судно, командир “Кенигсберга” по неосторожным радиопереговорам англичан понял, что вокруг него сосредоточиваются вражеские корабли. Он поспешил удалиться в южном направлении с тем, чтобы ранним утром 20 сентября появиться в Занзибаре...
Обманутые отсутствием в эфире немецкой радиосвязи, англичане оставили в этом порту для ремонта машин “Пегасус”. Трех залпов хватило комендорам “Кенигсберга” для пристрелки, после чего английский крейсер буквально разнесли на куски с дистанции, на которой его орудия не могли даже отвечать. Этот налет сразу привлек к месту сражения британские силы, но было уже поздно: “Кенигсберг” исчез.
Его удалось обнаружить только полтора месяца спустя в мелководной протоке в дельте реки Руфиджи, недоступной для глубокосидящих британских крейсеров. Надежно заблокировав немецкий рейдер, англичане неожиданно для самих себя убедились, что ничего не могут сделать с вражеским кораблем. В ноябре они попытались уничтожить его огнем трех крейсеров, но невидимый с моря “Кенигсберг” оказался недосягаемым для их снарядов. Только 11 июля 1915 года, когда из Англии пришли речные мониторы “Мерсей” и “Северн” с малой осадкой и самолеты для воздушной корректировки огня, немецкий крейсер был наконец подожжен и потоплен.