Переходи на живопись - Как придумали символизм в живописи, а потом от него отказались

Произвольность истолкований у разных авторов

Когда начинаешь читать современную литературу про символы, то видишь, что один и тот же предмет, по мнению ученых, символизировал десятки понятий, а также символизировал протвоположность этих понятий, что каждое понятие означали десятки различных предметов, что никаких источников нет, что ссылки на сохранившиеся тексты неверны и приблизительны. У следующего же автора, те же самые предметы символизируют уже совершенно другие понятия, зато ссылки на источники у него по-прежнему туманны и притянуты за уши.

Не вполне понятен и принцип сортировки символов на картине, никогда не говорится о причинах выбора изображений, которые решено истолковать, и почему другие предметы игнорируются. На старинных картинах можно найти многочисленные вещицы, которые современное искусствоведение расшифровать и не пытается. Так никогда не стремились раскрыть тайный смысл погремушек на тех же самых детских портретах с черешней (иногда там игрушка в одной руке, а черешня в другой). Про погремушки однажды согласились, что они просто писаны с натуры и не более того. Тем более что с 17 века в коллекциях их и сохранилось порядочно. Такой произвольный подход, когда безо всяких оснований решают разгадать правую половину картины и ягоды на ней, а левую половину и погремушки или куклы игнорируют, вовсе не убеждает.

Черешню тоже иногда забывали проинтерпретировать. Панофский в своей статье о «Чете Арнольфини» кисти Ван Эйка пишет о многочисленных символах на картине, а черешню, растущую и плодоносящую за окном, не упоминает.

swsw.jpg

Кстати, добавлю от себя, черешня плодоносит, а на подоконнике какое то яблоко, на вид совсем гнилое...

swsw1.jpg

Я пару раз читал, как шифровальщик-искусствовед, разгадывая смысл натюрморта, о наполовину очищенном лимоне с цедрой не пишет ничего, или пишет, что лимон изображен «просто так». При этом красавец-лимон находится в самом центре композиции, именно он на картине именинник. Такое возможно лишь в том случае, если предметы на натюрморте наделяет символическим значением не художник, создавший полотно, а искусствовед, подражающий Панофскому.

Когда выявление символов было академической необходимостью и требованием научных журналов, некоторые историки искусств подходили к делу самым простым способом и использовали банальные метафоры и аналогии безо всяких источников. Скажем, про собаку могли сказать, что она символизирует верность, белый цветок намекает на духовную чистоту, вечнозеленое дерево символизирует бессмертие, драгоценности обозначают богатство. Если девочка играет на клавесине (virginal), это символизирует, что девочка девственна (virgin). Девственной девочке на портрете лет шесть. Ну, семь. Кстати, дева по-голландски будет maagd, а не virgin, может быть, было и другое слово, но я его не знаю. Когда же где-то на третьем плане жанровой сцены изображена бутылка, а бутылочное горлышко, как мы все знаем, похоже на фаллос, то ученому становится понятно, что у владельца бутылки были грязные мысли. И такими назамысловатыми рассуждения заполнены и музеи, и статьи.

Часто говорится о символике шатко и зыбко и с оговорками так, чтобы никто не схватил автора за руку. Мы встречаем бесконечные «вероятно могло означать», «скорее всего, символизирует», «в то время часто значило», но никогда не будет «всегда значило» или «символизировало лишь одно понятие». Крайне неубедительна формула «нечто может обозначать», ведь тогда получается, что может и НЕ обозначать, или символизировать что-то совершенно иное. Впрочем, меня больше всего обескураживает, когда говорят, что предмет «имеет символическое значение, но пока еще не ясно, какое».

Если о символах нужно кратко, например, на аннотации к картине, где всего один абзац и не разгуляешься, то выбирается какое-то одно, желательно стандартное значение. Так про черешни обычно везде пишут, что это «райский плод». Некоторые авторы не объясняют, а что, собственно, «райский плод» значит, те же, которые вдаются в подробности, друг с другом опять не совпадают. То «райский плод» на картине значит, что Мадонна с младенцем, который и держит ягоды, на самом деле находятся в раю, то «райский плод» значит, что сладкими и вкусными черешнями будут угощать в раю спасшихся праведников, то расшифровывается, что в раю вечная весна, а потому там много «райских плодов», то есть черешни, весной созревающей (ага, в июне-июле).
 
Притязание на универсальность

Универсальность определений, которую столь любит европейский ум, в иконологии мешает, а без нее иконология бессмысленна. Не может быть, чтобы черешня значила одно и то же и на портретах протестантской Америки 18 века, и в жанровых картинах атеистической Франции в 19 веке, и на изображениях католических мадонн в Италии 15 века, и на портретах из Фландрии 16-го и в голландских натюрмортах 17-го века. Если же решить, что каждый раз художники писали черешню, имея свои особые резоны, иконология становится не нужна, она же претендует на всеобщность, а не на описание представлений каждого отдельного живописца, скульптора и архитектора.

Не умея привлечь твердых доказательств и балансируя без опоры, утверждают, что хотя публике сейчас символическое значение картин и не вполне очевидно, но в 17 веке каждый художник-заказчик-любитель-живописи знал наизусть все символы и эмблемы, что для людей прошлого никаких трудностей в интерпретации картин не существовало.

Хм, если отнестись к этому утверждению всерьез, то неожиданно выходит, что между этой «всеобщностью» символики, «столь понятной» каждому заказчику и художнику и длившейся с 15 по 19 век, вдруг перед самым появлением Панофского и Варбурга традиция прервалась, ей пришел конец, и символы стали туманны или вообще исчезли из нарратива художников, зрителей и знатоков, и лишь при помощи иконологии ученые снова начали понимать искусство правильно. Правильно-то правильно, но согласия никакого, и каждый профессор безжалостно тычет свое символическое прочтение.


Вот книженцию у себя нашел.. Как раз по теме - Христианская иконография. К пониманию средневекового искусства.

20240520_115557.jpg
 
Вообще то переезд это прикольное дело. Столько интересных вещей находится...

В общем пойду на ночь почитаю не Монтеня, а христианскую иконографию

20240520_115622.jpg
 
Черешня символизирует…

Приводимый ниже список с символическими значениями черешни, разумеется, не полон. Уверен, что можно было бы найти еще с десяток-другой смыслов и разъяснений. Тексты взяты из разных источников: из научных книг, с сайтов музеев и популярных изданий по искусству, из магистерских и докторских диссертаций студентов (все же у них были научные руководители, которые не одернули и пропустили), из полунаучных сочинений с громкими названиями. Все эти голоса и составляют хор, поющий символическую песню. Некоторые из текстов говорят о символизме черешни не только в голландском искусстве. Однако, я привожу и их, потому что иконология необычайно расплывчата, в разговорах о голландской живописи 17 века вспоминают почему-то и итальянцев, которые жили на полстолетия раньше и приятно южнее.

1. Черешня это райский плод, типичный для обозначения наслаждений блаженных в раю. Elizabeth Haig, The floral symbolism of the great masters. 1913. Источника нет. Именно «райский плод» держит первое место по частоте упоминаний. Нигде я не видел, на основании каких текстов выяснилась связь черешни и небес, а хотелось бы подробностей. И для доказательства потребуется показать связь между текстами и художниками, черешню изображавшими. Ведь этот символизм с райскими ягодами натягивают и на католиков-итальянцев 16 века, и на кальвинистов-голландцев 17, и вообще на всех! При этом, как я писал выше, сам смысл «небесных ягод» понимается, трактуется современными авторами по-разному и от себя. Так что закрадывается подозрение: а не стало ли основой всех этих трактовок какое-нибудь давнее сочинение, вроде книги Elizabeth Haig, а после источников уже никто не искал.

2. Красная, сладкая черешня символизирует сладость характера, которая является результатом добрых дел. Черешню часто называют Райским плодом. Черешня, которую держит Младенец-Христос, говорит о наслаждении блаженных в раю. George Ferguson Signs & Symbols in Christian Art Oxford University Press 1954. Источника нет.

3. Черешня может означать небеса или зрелость. Черешня это «небесный плод», который Христос-младенец принес человечеству. Груши и черешня это фрукты Рая. Disguised Symbolism in ‘Madonna’ Pictures and Still Life: I Ingvar Bergström The Burlington Magazine, 1955.

4. Черешня это небесный плод, потому что она появляется ранее всех прочих, кроме земляники, а на небесах вечная весна, черешня еще является предвестником весны (хм, почему летняя черешня это «предвестник» весны?). Черешня еще символизирует благовещение Марии, Христа, инкарнацию Христа, кровь Христа (как и все фрукты с красным соком), страсти Господни, а также рай, небесную награду за праведность, месяц май (но это только в Италии), эротику и похоть. В основополагающей книге Sam Segal о фруктовом натюрморте A Fruitful Past.

5. Черешня у младенца Христа в руках значит, что ребенок Он был такой сладкий, просто настоящая черешенка (так на самом деле написано на сайте Метрополитен, это как раз тот случай, когда искусствоведы придумывают от себя), хотя ту же самую сладость Христа-ребенка означает и гранат. При этом оба фрукта обозначают и кровь, которую Он пролил за человечество. Кураторы музея Метрополитен, на сайте музея.

6. Черешня в руках ребенка может символизировать оливу (???), которая напоминает нам о псалме 127: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей.» Joannes Baptist Maria Franciscus Bedaux в докторате The reality of symbols, защищеном в 1990 году в Свободном университете Амстердама.

7. Черешни на «Портрете Сары де Пейстер в возрасте двух с половиной лет» (1631) неизвестного художника являются символом весны, юности и плодовитости. Walter A. Liedtke Каталог голландской живописи музея Метрополитен, 2007.

8. Черешня символизирует райский плод. Ellen Siegel из Social Studies Department Collegiate Institute for Math and Science в инструкциях учителям, 2011.

9. Черешня, как и все фрукты вообще, символизирует образование и воспитание детей, потому что голландское слово «образование» связано со словом «кормить». Josephine Boult, студентка МА в Утрехтском университете, 2015.
9а. Черешня, «символизирующая образование» у Josephine Boult, произросла из много раз процитированного мною каталога Pride and Joy, 2000 года. По мнению одного из авторов (Jan Baptist Bedaux), фрукты в прошлом значили совсем не то, что они значат сейчас. Во-первых, фрукты и овощи считались до позднего 18 века очень вредной едой (это автор утверждает на основании одной (!) книжки 1660 года). Во-вторых, все фрукты с незапамятных времен («с незапамятных времен» значит, что конкретного источника про Голландию 17 века у автора нет) считались символом способности к зачатию у людей. В-третьих, фрукты это наилучший атрибут ребенка, символизирующий ребенка и метафорически связывающий его с его родителями. Фрукт (любой) обозначает не только то, что родителей были способны зачать и родить ребенка (неужели фрукты именно об этом?), но и то, что ребенок является результатом хорошего воспитания (дальше ссылка на Плутарха).

10. В средние века черешня обозначала время Рождества, а сейчас секс. Впрочем, в древности черешни символизировали еще Деву Марию, женскую девственность, удачу, кровь Христа и множество других вещей. И слово «черешня» было созвучно многим другим словам, а Шекспир в «Сне в летнюю ночь», описывая губы красные, как черешни, уже думал про секс. Amy Jeffs и Mary Wellesley в журнале Apollo. The international art magazine. 2017

11. Черешня в руках у ребенка на портрете показывает, что малыш получил ее в награду за дисциплинированность, и если он и дальше будет продолжать в том же духе, то попадет на небеса. Marloes Koelewijn, курсовая работа (BA) в Утрехтском университете, 2018.

12. У одного из основоположников иконологического «метода», Эрвина Панофского, в статье о картине Ван Эйка «Портрете четы Арнольфини» (1934) черешня, присутствующая на панели, вообще не упоминаются. Согласно Панофскому у Ван Эйка всё не случайно, всё символично, всё связано. Выходит, что черешня просто так…
 
Сверху