Переходи на живопись - Как придумали символизм в живописи, а потом от него отказались

Произвольность истолкований у разных авторов

Когда начинаешь читать современную литературу про символы, то видишь, что один и тот же предмет, по мнению ученых, символизировал десятки понятий, а также символизировал протвоположность этих понятий, что каждое понятие означали десятки различных предметов, что никаких источников нет, что ссылки на сохранившиеся тексты неверны и приблизительны. У следующего же автора, те же самые предметы символизируют уже совершенно другие понятия, зато ссылки на источники у него по-прежнему туманны и притянуты за уши.

Не вполне понятен и принцип сортировки символов на картине, никогда не говорится о причинах выбора изображений, которые решено истолковать, и почему другие предметы игнорируются. На старинных картинах можно найти многочисленные вещицы, которые современное искусствоведение расшифровать и не пытается. Так никогда не стремились раскрыть тайный смысл погремушек на тех же самых детских портретах с черешней (иногда там игрушка в одной руке, а черешня в другой). Про погремушки однажды согласились, что они просто писаны с натуры и не более того. Тем более что с 17 века в коллекциях их и сохранилось порядочно. Такой произвольный подход, когда безо всяких оснований решают разгадать правую половину картины и ягоды на ней, а левую половину и погремушки или куклы игнорируют, вовсе не убеждает.

Черешню тоже иногда забывали проинтерпретировать. Панофский в своей статье о «Чете Арнольфини» кисти Ван Эйка пишет о многочисленных символах на картине, а черешню, растущую и плодоносящую за окном, не упоминает.

swsw.jpg

Кстати, добавлю от себя, черешня плодоносит, а на подоконнике какое то яблоко, на вид совсем гнилое...

swsw1.jpg

Я пару раз читал, как шифровальщик-искусствовед, разгадывая смысл натюрморта, о наполовину очищенном лимоне с цедрой не пишет ничего, или пишет, что лимон изображен «просто так». При этом красавец-лимон находится в самом центре композиции, именно он на картине именинник. Такое возможно лишь в том случае, если предметы на натюрморте наделяет символическим значением не художник, создавший полотно, а искусствовед, подражающий Панофскому.

Когда выявление символов было академической необходимостью и требованием научных журналов, некоторые историки искусств подходили к делу самым простым способом и использовали банальные метафоры и аналогии безо всяких источников. Скажем, про собаку могли сказать, что она символизирует верность, белый цветок намекает на духовную чистоту, вечнозеленое дерево символизирует бессмертие, драгоценности обозначают богатство. Если девочка играет на клавесине (virginal), это символизирует, что девочка девственна (virgin). Девственной девочке на портрете лет шесть. Ну, семь. Кстати, дева по-голландски будет maagd, а не virgin, может быть, было и другое слово, но я его не знаю. Когда же где-то на третьем плане жанровой сцены изображена бутылка, а бутылочное горлышко, как мы все знаем, похоже на фаллос, то ученому становится понятно, что у владельца бутылки были грязные мысли. И такими назамысловатыми рассуждения заполнены и музеи, и статьи.

Часто говорится о символике шатко и зыбко и с оговорками так, чтобы никто не схватил автора за руку. Мы встречаем бесконечные «вероятно могло означать», «скорее всего, символизирует», «в то время часто значило», но никогда не будет «всегда значило» или «символизировало лишь одно понятие». Крайне неубедительна формула «нечто может обозначать», ведь тогда получается, что может и НЕ обозначать, или символизировать что-то совершенно иное. Впрочем, меня больше всего обескураживает, когда говорят, что предмет «имеет символическое значение, но пока еще не ясно, какое».

Если о символах нужно кратко, например, на аннотации к картине, где всего один абзац и не разгуляешься, то выбирается какое-то одно, желательно стандартное значение. Так про черешни обычно везде пишут, что это «райский плод». Некоторые авторы не объясняют, а что, собственно, «райский плод» значит, те же, которые вдаются в подробности, друг с другом опять не совпадают. То «райский плод» на картине значит, что Мадонна с младенцем, который и держит ягоды, на самом деле находятся в раю, то «райский плод» значит, что сладкими и вкусными черешнями будут угощать в раю спасшихся праведников, то расшифровывается, что в раю вечная весна, а потому там много «райских плодов», то есть черешни, весной созревающей (ага, в июне-июле).
 
Притязание на универсальность

Универсальность определений, которую столь любит европейский ум, в иконологии мешает, а без нее иконология бессмысленна. Не может быть, чтобы черешня значила одно и то же и на портретах протестантской Америки 18 века, и в жанровых картинах атеистической Франции в 19 веке, и на изображениях католических мадонн в Италии 15 века, и на портретах из Фландрии 16-го и в голландских натюрмортах 17-го века. Если же решить, что каждый раз художники писали черешню, имея свои особые резоны, иконология становится не нужна, она же претендует на всеобщность, а не на описание представлений каждого отдельного живописца, скульптора и архитектора.

Не умея привлечь твердых доказательств и балансируя без опоры, утверждают, что хотя публике сейчас символическое значение картин и не вполне очевидно, но в 17 веке каждый художник-заказчик-любитель-живописи знал наизусть все символы и эмблемы, что для людей прошлого никаких трудностей в интерпретации картин не существовало.

Хм, если отнестись к этому утверждению всерьез, то неожиданно выходит, что между этой «всеобщностью» символики, «столь понятной» каждому заказчику и художнику и длившейся с 15 по 19 век, вдруг перед самым появлением Панофского и Варбурга традиция прервалась, ей пришел конец, и символы стали туманны или вообще исчезли из нарратива художников, зрителей и знатоков, и лишь при помощи иконологии ученые снова начали понимать искусство правильно. Правильно-то правильно, но согласия никакого, и каждый профессор безжалостно тычет свое символическое прочтение.


Вот книженцию у себя нашел.. Как раз по теме - Христианская иконография. К пониманию средневекового искусства.

20240520_115557.jpg
 
Вообще то переезд это прикольное дело. Столько интересных вещей находится...

В общем пойду на ночь почитаю не Монтеня, а христианскую иконографию

20240520_115622.jpg
 
Черешня символизирует…

Приводимый ниже список с символическими значениями черешни, разумеется, не полон. Уверен, что можно было бы найти еще с десяток-другой смыслов и разъяснений. Тексты взяты из разных источников: из научных книг, с сайтов музеев и популярных изданий по искусству, из магистерских и докторских диссертаций студентов (все же у них были научные руководители, которые не одернули и пропустили), из полунаучных сочинений с громкими названиями. Все эти голоса и составляют хор, поющий символическую песню. Некоторые из текстов говорят о символизме черешни не только в голландском искусстве. Однако, я привожу и их, потому что иконология необычайно расплывчата, в разговорах о голландской живописи 17 века вспоминают почему-то и итальянцев, которые жили на полстолетия раньше и приятно южнее.

1. Черешня это райский плод, типичный для обозначения наслаждений блаженных в раю. Elizabeth Haig, The floral symbolism of the great masters. 1913. Источника нет. Именно «райский плод» держит первое место по частоте упоминаний. Нигде я не видел, на основании каких текстов выяснилась связь черешни и небес, а хотелось бы подробностей. И для доказательства потребуется показать связь между текстами и художниками, черешню изображавшими. Ведь этот символизм с райскими ягодами натягивают и на католиков-итальянцев 16 века, и на кальвинистов-голландцев 17, и вообще на всех! При этом, как я писал выше, сам смысл «небесных ягод» понимается, трактуется современными авторами по-разному и от себя. Так что закрадывается подозрение: а не стало ли основой всех этих трактовок какое-нибудь давнее сочинение, вроде книги Elizabeth Haig, а после источников уже никто не искал.

2. Красная, сладкая черешня символизирует сладость характера, которая является результатом добрых дел. Черешню часто называют Райским плодом. Черешня, которую держит Младенец-Христос, говорит о наслаждении блаженных в раю. George Ferguson Signs & Symbols in Christian Art Oxford University Press 1954. Источника нет.

3. Черешня может означать небеса или зрелость. Черешня это «небесный плод», который Христос-младенец принес человечеству. Груши и черешня это фрукты Рая. Disguised Symbolism in ‘Madonna’ Pictures and Still Life: I Ingvar Bergström The Burlington Magazine, 1955.

4. Черешня это небесный плод, потому что она появляется ранее всех прочих, кроме земляники, а на небесах вечная весна, черешня еще является предвестником весны (хм, почему летняя черешня это «предвестник» весны?). Черешня еще символизирует благовещение Марии, Христа, инкарнацию Христа, кровь Христа (как и все фрукты с красным соком), страсти Господни, а также рай, небесную награду за праведность, месяц май (но это только в Италии), эротику и похоть. В основополагающей книге Sam Segal о фруктовом натюрморте A Fruitful Past.

5. Черешня у младенца Христа в руках значит, что ребенок Он был такой сладкий, просто настоящая черешенка (так на самом деле написано на сайте Метрополитен, это как раз тот случай, когда искусствоведы придумывают от себя), хотя ту же самую сладость Христа-ребенка означает и гранат. При этом оба фрукта обозначают и кровь, которую Он пролил за человечество. Кураторы музея Метрополитен, на сайте музея.

6. Черешня в руках ребенка может символизировать оливу (???), которая напоминает нам о псалме 127: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей.» Joannes Baptist Maria Franciscus Bedaux в докторате The reality of symbols, защищеном в 1990 году в Свободном университете Амстердама.

7. Черешни на «Портрете Сары де Пейстер в возрасте двух с половиной лет» (1631) неизвестного художника являются символом весны, юности и плодовитости. Walter A. Liedtke Каталог голландской живописи музея Метрополитен, 2007.

8. Черешня символизирует райский плод. Ellen Siegel из Social Studies Department Collegiate Institute for Math and Science в инструкциях учителям, 2011.

9. Черешня, как и все фрукты вообще, символизирует образование и воспитание детей, потому что голландское слово «образование» связано со словом «кормить». Josephine Boult, студентка МА в Утрехтском университете, 2015.
9а. Черешня, «символизирующая образование» у Josephine Boult, произросла из много раз процитированного мною каталога Pride and Joy, 2000 года. По мнению одного из авторов (Jan Baptist Bedaux), фрукты в прошлом значили совсем не то, что они значат сейчас. Во-первых, фрукты и овощи считались до позднего 18 века очень вредной едой (это автор утверждает на основании одной (!) книжки 1660 года). Во-вторых, все фрукты с незапамятных времен («с незапамятных времен» значит, что конкретного источника про Голландию 17 века у автора нет) считались символом способности к зачатию у людей. В-третьих, фрукты это наилучший атрибут ребенка, символизирующий ребенка и метафорически связывающий его с его родителями. Фрукт (любой) обозначает не только то, что родителей были способны зачать и родить ребенка (неужели фрукты именно об этом?), но и то, что ребенок является результатом хорошего воспитания (дальше ссылка на Плутарха).

10. В средние века черешня обозначала время Рождества, а сейчас секс. Впрочем, в древности черешни символизировали еще Деву Марию, женскую девственность, удачу, кровь Христа и множество других вещей. И слово «черешня» было созвучно многим другим словам, а Шекспир в «Сне в летнюю ночь», описывая губы красные, как черешни, уже думал про секс. Amy Jeffs и Mary Wellesley в журнале Apollo. The international art magazine. 2017

11. Черешня в руках у ребенка на портрете показывает, что малыш получил ее в награду за дисциплинированность, и если он и дальше будет продолжать в том же духе, то попадет на небеса. Marloes Koelewijn, курсовая работа (BA) в Утрехтском университете, 2018.

12. У одного из основоположников иконологического «метода», Эрвина Панофского, в статье о картине Ван Эйка «Портрете четы Арнольфини» (1934) черешня, присутствующая на панели, вообще не упоминаются. Согласно Панофскому у Ван Эйка всё не случайно, всё символично, всё связано. Выходит, что черешня просто так…
 
Картина Осиаса Берта

Осиас Берт (Osias Beert), фламандский художник, 1580–1623.

№ 12 Осиас Берт Натюрморт с черешней и земляникой в китайском фарфоре 1608, Берлинская картинная галерея, 49.4х65.5 см.

strej.jpg

13. На картине Осиаса Берта (1608) миски с земляникой и черешнями символизируют людские души, за которыми охотится дьявол, которого тут символизирует стрекоза. Cath Pound, фрилансер, пишущая для Бибиси про искусства и развлечения, сайт Бибиси, 2018. Ее заметку широко раскопипастили, сама же Cath Pound списала информацию с сайта Web Gallery of Art.

14. На той же самой картине Осиаса Берта (1608) миски с земляникой и черешней символизируют мирское наслаждение и скоротечность, потому что это скропортящиеся продукты. Душу там изображает бабочка, а стрекоза обозначает сглаз и воплощенное зло. Кураторы Берлинского государственного музея, на сайте музея.
 
Несколько истолкований черешен на картине Рембрандта

№ 13 Рембрандт Похищение Ганимеда 1635, Дрезденская галерея, 177х130 см.

strej11.jpg

15. На картине Рембрандта черешни в руках у Ганимеда, похищаемого Зевсом-орлом, означают похоть. E. Snoep-Reitsma в статье 1973 года.

16. На картине Рембрандта черешни в руках у Ганимеда, похищаемого Зевсом-орлом, это вовсе не черешни, они являются заменой нектара в качестве символического приношения чистоты Богу. Маргарита Рассел в статье «Иконография Рембрандтовского «Ганимеда», 1977

17. Третий том проекта «Рембрандт» (1989) про черешни в руках у Ганимеда молчит и не дает своих интерпретаций, а лишь повторяет вышеуказанные, с ними не соглашаясь.

18. На картине Рембрандта черешни в руках у Ганимеда, похищаемого Зевсом-орлом, означают, что Ганимеду придется стать любовником Зевса. E. de Jongh в каталоге Tot lering en vermaak 1976 года. Вообще-то мы и без черешен знаем, что Ганимед станет любовником Зевса, не вижу логики

19. Черешни вообще значат чистоту, мученичество Христа, произрастание, плодовитость, секс. Renée Helene van Meurs Meurs в книге о Ганимеде, опубликованной университетом Гронингена, 2009.

20. На картине Рембрандта черешни в руках у Ганимеда, похищаемого Зевсом-орлом, имеют эротическую коннотацию. Andreas Blühm в каталоге выставки 2014 года в Гронингском музее.)

Все эти совпадающие и несовпадающие значения рембрандтовых черешен были даны учеными без ссылки на какие-либо внятные источники. В том, что все авторы сочли нужным дать объяснение черешням, мне видится всё та же принудительность. Любой мазок должен быть истолкован и истолкован символически. Только в проекте Рембрандт авторы сумели противостоять этому негласному требованию. При этом каждый ученый полагал зазорным согласиться с мнением коллег и считал своим долгом придумать что-то новое и оригинальное.
 
Все эти совпадающие и несовпадающие значения рембрандтовых черешен были даны учеными без ссылки на какие-либо внятные источники. В том, что все авторы сочли нужным дать объяснение черешням, мне видится всё та же принудительность. Любой мазок должен быть истолкован и истолкован символически. Только в проекте Рембрандт авторы сумели противостоять этому негласному требованию. При этом каждый ученый полагал зазорным согласиться с мнением коллег и считал своим долгом придумать что-то новое и оригинальное.
Вот конкретный, так сказать, живой пример

Заметочка вышла https://sammlung.ru/?p=79213

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи сформировался только в XVII веке. Сам термин появился позже во Франции, а в Нидерландах использовалось понятие stilleven, дословно означающее «неподвижная жизнь».

На днях мы о смыслах черешни рассуждали..

Понравилась в заметке фраза

Каждый предмет мог иметь несколько обличий, символизируя при этом разные понятия и идеи в зависимости от аспекта восприятия (морально-назидательного, любовно-эротического или философско-теологического) и от степени образованности конкретного зрителя.

Переводим с латыни - от степени образованности зрителя смысл предметов на картине, а то есть и смысл самой картины менялся. Вот так видит мир шибко образованный музейный искусствовед. По сути получается не важно, что выражал своей картиной художник, смысл в том, что каждый видит то, что он хочет увидеть. В меру своей образованности конечно. :drinks2:
 
Вечер пятницы, тринадатого.. Ну как тут не поговорить о искусстве?

Самые разные примеры​


21. Проект Рембрандт не стал объяснять, что значат черешни в руках у Ганимеда. Другой важнейший искусствоведческий проект Corpus Rubenianum (полный каталог картин и рисунков Рубенса, 40 томов вышло, 22 подготавливаются) описывает черешни на картине Рубенса «Фаустул находит Ромула и Рема», но смысла их не объясняет. Ученые там отнеслись к черешням ботанически-зоологически, и всерьез обсудили, что подъемная сила дятла, который несет близнецам черешни, не позволила бы ему взять более трех ягод, что Рубенс как раз и изобразил три. Еще там черным по белому написали о том, что сладкие фрукты это подходящая добавка к молочной диете (молоко волчицы, если кто забыл) детей грудного возраста. Авторы также уверены, что Рубенс изобразил дятла после того, как выяснил из зоологической литературы, что дятлы питаются насекомыми и ягодами, при этом художник изучал привычки этой птицы, ибо в той литературе о черешне ни слова, что означает, что Рубенс самолично видел дятла, клюющего черешни.


При всей смехотворности подобного «ботанического» подхода, отмечу, что о символизме черешен в первом томе 13 части Corpus Rubenianum Исторические картины (1997) нет ни слова.


№ 14 Рубенс Фаустул находит Ромула и Рема ок.1615-1616, Pinacoteca Capitolina, Рим, 212х213.4 см.

0142323.jpg

И «Проект Рембрандт», и Corpus Rubenianum сочли для себя неприемлемым приписывать черешне символическое значение.


21а. Добавлю только, что и в «ботаническом» подходе возможны сражения за правду и различные интерпретации. Так Cristina Mazzoni в книге She–Wolf: The Story of a Roman Icon (2010), описывая картину «Фаустул находит Ромула и Рема», считает, что несущий черешни Ромулу дятел помогает тому справиться с отнятием от груди. Таким образом она спорит с представлениями о питательности черешне-волчье-молочной диеты.


22. Сайт Национальной галереи в Лондоне. На всех картинах галереи черешни в руках Младенца-Христа определяются как райский плод. Однако о корзинке с черешней на портрете девочки кисти Follower of Marten de Vos кураторы заявляют, что смысл ягод в руках девочки им совершенно непонятен. (Редкая откровеннность.) И это после того, как ученые разъяснили символическое значение других предметов.


23. Портретная национальная галерея в Лондоне. Портрет Елизаветы Первой кисти последователя Nicholas Hilliard (Pelican Portrait). По мнению кураторов, две черешни засунутые (!) в правое ухо (!) королевы, символизируют ее девственность. (Хм, другие кураторы других музеев часто уверены, что черешня символизирует не девственность, а, наоборот, плодовитость. Хотелось бы все же, чтобы было выработано единое компромиссное мнение. Правда, возможно, что малопонятное утверждение про «райские ягоды» и является таковым.)


24. Сайт Метрополитен. Картина «Девушка с черешнями» (ок. 1491-1495), приписываемая Marco d’Oggiono. Условная (то есть написанная без модели) девушка держит две черешни и блюдо с другими условными, непонятными, невнятными плодами. По мнению кураторов: «Богато одетая девушка на портрете увенчана венком из будры плющевидной, а это вместе с черешней может означать замужество, но в равной степени предполагает связь с гуманистами и литературными кругами.» (Звучит такая интерпретация и дико, и комично, но так как музей уважаемый, а картина написана пятьсот лет тому назад, то можно было бы и засомневаться, и принять утверждения музея на веру. Можно было бы, если бы были приведены объяснения и ссылки на тексты пятисотлетней давности и не было бы всех других примеров, когда ученые стремились лишь побыстрее отбарабанить про символизм и не затрудняли себя доказательствами.)
 
Сверху