Еще есть тема для размышлений, диссертации, да и просто поболтать, ну в смысле побеседовать - Какие картины висят в домах у немцев.
Строка из романа Набокова "Отчаяние"
Орловиус, который был до глупости близорук, подошел к портрету вплотную и, подняв на лоб очки (почему он их носил? они ему только мешали), с полуоткрытым ртом замер, задышал на картину, точно собирался ею питаться. «Модерный штиль», – сказал он наконец с отвращением и, перейдя к другой картине, стал так же добросовестно рассматривать и ее, хотя это была обыкновенная литография: «Остров мертвых».
Самое забавное, что в авторском тексте на английском языке (1956) написано так «Аn ordinary print found in every Berlin home». - то есть в каждом берлинском доме. В русском оригинале (1934) сказано просто «Обыкновенная литография: остров мёртвых», без этого уточнения.
Роман "Отчаяние" был написан в Берлине летом-осенью 1932 г. на закате Веймарской республики и незадолго до прихода Гитлера к власти. С 1933 г. русская эмигрантская аудитория Набокова начала стремительно сокращаться, побуждая его задуматься об отъезде из Германии и готовить переводы своих книг на другие языки, прежде всего английский. Отрывки из романа публиковались в парижской газете «Последние новости» в 1933 г., полностью роман был опубликован в журнале «Современные записки» в следующем году. Отдельной книгой «Отчаяние» вышло в берлинском издательстве «Петрополис» в 1936 г.
В общем в каждом берлинском доме где то в начале 30-х годов можно было встретить картину "Остров мертвых".
Печатные репродукции картины были очень популярны в Европе в начале XX века.
Арсений Тарковский упоминает их в перечне безвозвратно ушедших примет дореволюционного времени:
Где «Остров мёртвых» в декадентской раме?
Где плюшевые красные диваны?
Где фотографии мужчин с усами?
Где тростниковые аэропланы?
Упоминания о репродукциях картины как стандартной примете домашней обстановки с претензиями на изысканность есть у Тэффи, Ильи Эренбурга, в поэме Владимира Маяковского «Про это»[, романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», а также в другом романе Набокова — «Машенька», в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Картина играет важную роль в романе Михаила Елизарова «Земля» (2019). Существует роман «Остров мёртвых», автор которого — американский фантаст Роджер Желязны. Описанию картины посвящено стихотворение Еремея Парнова «Остров Бёклина» (сборник «Рок и ужас», 2008). Хотя это уже далеко не только Берлин и Германия.
«Остров мёртвых» (нем. Die Toteninsel) — самая известная картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1827—1901). В период 1880 — 1886 годов Бёклин создал пять вариантов картины. Шестой вариант написал в 1901 году.
Пока, на фломарктах местных Бёклина я еще не встречал. Будем искать.