Переходи на живопись - любопытные наблюдения

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
48,763
Реакции
14,757
Возраст
53
Адрес
Deutschland
Еще есть тема для размышлений, диссертации, да и просто поболтать, ну в смысле побеседовать - Какие картины висят в домах у немцев. В том плане, что можно встретить на немецких фломарктах. Эти же вещички из домов, так сказать, немецких бюргеров. Думаю любопытные наблюдения.
 
Еще есть тема для размышлений, диссертации, да и просто поболтать, ну в смысле побеседовать - Какие картины висят в домах у немцев.

Строка из романа Набокова "Отчаяние"

Орловиус, который был до глупости близорук, подошел к портрету вплотную и, подняв на лоб очки (почему он их носил? они ему только мешали), с полуоткрытым ртом замер, задышал на картину, точно собирался ею питаться. «Модерный штиль», – сказал он наконец с отвращением и, перейдя к другой картине, стал так же добросовестно рассматривать и ее, хотя это была обыкновенная литография: «Остров мертвых».

Самое забавное, что в авторском тексте на английском языке (1956) написано так «Аn ordinary print found in every Berlin home». - то есть в каждом берлинском доме. В русском оригинале (1934) сказано просто «Обыкновенная литография: остров мёртвых», без этого уточнения.

Роман "Отчаяние" был написан в Берлине летом-осенью 1932 г. на закате Веймарской республики и незадолго до прихода Гитлера к власти. С 1933 г. русская эмигрантская аудитория Набокова начала стремительно сокращаться, побуждая его задуматься об отъезде из Германии и готовить переводы своих книг на другие языки, прежде всего английский. Отрывки из романа публиковались в парижской газете «Последние новости» в 1933 г., полностью роман был опубликован в журнале «Современные записки» в следующем году. Отдельной книгой «Отчаяние» вышло в берлинском издательстве «Петрополис» в 1936 г.

В общем в каждом берлинском доме где то в начале 30-х годов можно было встретить картину "Остров мертвых".

Печатные репродукции картины были очень популярны в Европе в начале XX века.

Арсений Тарковский упоминает их в перечне безвозвратно ушедших примет дореволюционного времени:

Где «Остров мёртвых» в декадентской раме?
Где плюшевые красные диваны?
Где фотографии мужчин с усами?
Где тростниковые аэропланы?

Упоминания о репродукциях картины как стандартной примете домашней обстановки с претензиями на изысканность есть у Тэффи, Ильи Эренбурга, в поэме Владимира Маяковского «Про это»[, романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», а также в другом романе Набокова — «Машенька», в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Картина играет важную роль в романе Михаила Елизарова «Земля» (2019). Существует роман «Остров мёртвых», автор которого — американский фантаст Роджер Желязны. Описанию картины посвящено стихотворение Еремея Парнова «Остров Бёклина» (сборник «Рок и ужас», 2008). Хотя это уже далеко не только Берлин и Германия.

Arnold_Boecklin.jpg

«Остров мёртвых» (нем. Die Toteninsel) — самая известная картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1827—1901). В период 1880 — 1886 годов Бёклин создал пять вариантов картины. Шестой вариант написал в 1901 году.


Пока, на фломарктах местных Бёклина я еще не встречал. Будем искать.
 
в каждом берлинском доме где то в начале 30-х годов можно было встретить картину "Остров мертвых".
Третий вариант картины «Остров мёртвых» (1883 года) в 1933 году приобрёл Адольф Гитлер.

Фюрер считал Бёклина «своим художником» за «истинно тевтонский дух».

Картина сначала находилась в его личной резиденции в Бергхофе, а после 1940 года украшала кабинет Рейхсканцелярии в Берлине.

Кроме неё в коллекции Гитлера находилось ещё десять произведений Бёклина.

totre.jpg

Молотов и Гитлер на фоне картины "Остров мертвых"
 
Еще есть тема для размышлений, диссертации, да и просто поболтать, ну в смысле побеседовать - Какие картины висят в домах у немцев. В том плане, что можно встретить на немецких фломарктах. Эти же вещички из домов, так сказать, немецких бюргеров. Думаю любопытные наблюдения.
А выделю я ка это направление в отдельную тему...
 
Читал сегодня ночью малость "В окопах Сталинграда", ну и встретился, конечно, Беклин..

Сидя в гостиной на бархатных креслах с гнутыми ножками, мы все боимся, что они затрещат под нами — такие они хрупкие и изящные и такие грубые и неловкие мы. На стене беклиновский «Остров мертвых». Рояль с бюстиком Бетховена. Люся играет «Кампанеллу» Листа.
Две толстые свечи медленно оплывают в подсвечниках. Диван мягкий и удобный, с покатой спинкой. Я подкладываю под спину расшитую бисером подушку и вытягиваю ноги
У Люси аккуратно подстриженный затылок. Пальцы ее быстро бегают по клавишам; вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятерки имела. Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Беклина, на гипсового Бетховена, на вереницу уткнувшихся друг другу в зад уральских слоников в буфете, но почему-то все это мне кажется чужим, далеким, точно затянутым туманом.


Не знаю, с намеком ли или без, но Виктор Некрасов погружает нас в немецкий мир - художник Беклин (он, конечно швейцарец, но немецкоговорящий швейцарец, учившийся в Дюссельдорфе и Мюнхене), композиторы Бетховен, Лист..

Никогда не встречал выражение -уральские слоники..
 
Строка из романа Набокова "Отчаяние"

Орловиус, который был до глупости близорук, подошел к портрету вплотную и, подняв на лоб очки (почему он их носил? они ему только мешали), с полуоткрытым ртом замер, задышал на картину, точно собирался ею питаться. «Модерный штиль», – сказал он наконец с отвращением и, перейдя к другой картине, стал так же добросовестно рассматривать и ее, хотя это была обыкновенная литография: «Остров мертвых».

Самое забавное, что в авторском тексте на английском языке (1956) написано так «Аn ordinary print found in every Berlin home». - то есть в каждом берлинском доме. В русском оригинале (1934) сказано просто «Обыкновенная литография: остров мёртвых», без этого уточнения.
Читал сегодня ночью малость "В окопах Сталинграда", ну и встретился, конечно, Беклин..

Сидя в гостиной на бархатных креслах с гнутыми ножками, мы все боимся, что они затрещат под нами — такие они хрупкие и изящные и такие грубые и неловкие мы. На стене беклиновский «Остров мертвых». Рояль с бюстиком Бетховена. Люся играет «Кампанеллу» Листа.
Две толстые свечи медленно оплывают в подсвечниках. Диван мягкий и удобный, с покатой спинкой. Я подкладываю под спину расшитую бисером подушку и вытягиваю ноги
У Люси аккуратно подстриженный затылок. Пальцы ее быстро бегают по клавишам; вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятерки имела. Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Беклина, на гипсового Бетховена, на вереницу уткнувшихся друг другу в зад уральских слоников в буфете, но почему-то все это мне кажется чужим, далеким, точно затянутым туманом.

В судьбах людей частенько можно найти странные пересечения и встречи. И Набоков и Некрасов упоминают в своих книгах картину "Остров мертвых"...

В Швейцарии Виктор Некрасов встречался с Владимиром Набоковым...

Похоронен Виктор Некрасов на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев де Буа. Мест там уже давно нет, поэтому хоронят в старые могилы. соседкой Виктора Платоновича по склепу оказалась Рома Клячкина, бывшая в молодости своей любовницей Набокова...
 
На мой взгляд надругательство..

Сразу вспомнились слова одного любителя антиквариата, который утверждал, что те, кто торгуют антиквариатом, любят свою работу...


20240210_114838.jpg


 
Сверху