Переходи на живопись - Штильлебен

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
49,512
Реакции
16,094
Возраст
53
Адрес
Deutschland
Есть такое словечко у немцев - штильлебен - Stilleben - тихая, спокойная жизнь. В изобразительном искусстве этим словом обозначается жанр, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включённые в композицию иного жанра». В русском понимании это натюрморт. Не поверите, эта встреча (штильлебен тождественно натюрморт) произошла в моем мозгу только сегодня. Вот так перехожу на живопись..

То, что в моей голове было штильлебен

still1.jpg

А это то, что я бы сразу сказал - натюрморт

still11.jpg

Самое интересное, что это картины одного и того же художника :biggrin:

Ну и естественно, обе картины натюрморты:drinks2:

Да, по сути, любая моя фотография с антикмаркта это и есть натюрморт.


20220724_114506.jpg
 
Шикарная по глубине теме, но никак не могу поймать кураж..

Встретил вот старую фотографию -штильлебен (он же натюрморт) с автоматом...

stilleben.jpg
 
Штильлебен c щеглом...

stilllebe.jpeg

Карл Вильгельм де Гамильтон (1668 г., Брюссель - 23 февраля 1754 г., Аугсбург) - живописец, родившийся в конце голландского "золотого века". Он наиболее известен своими пейзажами-натюрмортами "лесной опушки", натюрмортами с изображением дичи, а также картинами птиц.
 
Встретил сегодня на фломаркте такой натюрморт (репродукция конечно), практически ванитас. Цветы - символ бренности бытия, скрипка - символ бренности бытия, ну и так далее..

20230924_122054-1.jpg
 
Вот еще натюрморт

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766 г., Государственный Эрмитаж)
Картина выполнена по заказу Екатерины II для строившегося в Петербурге здания Академии художеств.

Chardin,_Jean-Baptiste_Siméon.jpg


Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Siméon Chardin; 2 ноября 1699, Париж, Королевство Франция — 6 декабря 1779, там же) — французский живописец и рисовальщик (в том числе пастелист), один из ключевых европейских художников эпохи Просвещения, известный своими работами в области натюрморта и бытового жанра.
 
То, что в моей голове было штильлебен

Посмотреть вложение 348042

А это то, что я бы сразу сказал - натюрморт

Посмотреть вложение 348043

Самое интересное, что это картины одного и того же художника :biggrin:

Обратите внимание, опрокинутый бокал, как и череп на картине - это символ неизбежной смерти.

cereprt.jpg

Питер Клас (нидерл. Pieter Claesz; ок. 1597, Берхем, Антверпен — 1 января 1661, Харлем) — голландский живописец, мастер натюрморта Золотого века голландской живописи, известен «натюрмортами-завтраками» (нидерл. ontbijtjes) — изображениями накрытого стола с натуралистически-точным воспроизведением цвета и фактуры дорогих предметов, а также картинами на тему «Vanitas» (Бренность).
 
Еще одна картина Класа с теми же персонажами - череп, бокал упавший... Грецкий орех имеет тот же посыл, что и череп, по причинам визуального сходства..

1628_Claesz_Vanitas.jpg
 
Бокал с вином.. А ведь жизнь продолжается! Она еще не закончена! Поpа, пора порадуемся на своем веку, красавице и кубку, счастливому клинку! Можно выразить картину вопросом - стакан на половину полон или наполовину пуст? Да и вообще, порою мне стало казаться, что в каждой картине, как в шараде, зашифрована какая то фраза, какой то афоризм. Через четыреста лет его врядли удастся разгадать, ведь ответ знал только художник, которого уже давно нет...

Еще одна картина Класа, но не про бренность жизни, а про радости жизни.

cereprt1.jpg
 
Да.. Катал он бокал по столу как хотел. Тоже ведь, своего рода, создатель. В каждой картине заключен целый мир..

Заметьте, на этой картине, опять таки работы Питера Класа, два бокала. Один из которых пуст и опрокинут. Здесь мне чувствуется посыл, что стакан жизни все же наполовину пуст..

Или, как версия, картину заказал вдовец.. Один стакан пуст и опрокинут, второй в тоске и в одиночестве стоит на столе.. Две устрицы.. Устрица это символ рождения и плодородия. Может в этом случае обозначать двух детей..



cereprt4-1.jpg
 
На счет устриц.. Да, рождение, плодородие, но если пустая раковина, то опять таки бренность..

Мрак, грязь, страх и ничего человеческого. Опомнитесь… Опомнитесь, пока не поздно — вот вам мой совет - кричит картина нам картина художника Симона Ренара.

Simon Renard de Saint Andre (1613-1677) - не нашел о нем информации на русском языке.


Бокал не просто опрокинут. Он разбит... Пустая устричная раковина. И мыльные пузыри..

plankae1-8.jpg


Симон Ренар де Сант-Андре (1613 или 1614-1677) - живописец и гравер по меди, родившийся в XVII веке во Франции. При жизни он считался высококвалифицированным портретистом.

Художнику традиционно приписывают несколько картин в стиле ванитас. В настоящее время большинство этих работ приписывается Карстиану Люйксу, фламандскому художнику-натюрмористу, работавшему в Париже. Атрибуция картин дело очень мутное и муторное..

Ренар был указан как живописец королевы в 1646 году, а в 1663 году был принят в Академию изящных искусств.
 
В 16-ом веке голландский философ Эразм Роттердамский употребил латинское выражение “Homo bulla” (“человек есть пузырь”) в своем “Adagia” (сборник изречений, опубликованный в 1572 году).

Мыльный пузырь также считался символом бренности бытия.


Добавим автопортрет Давида Байи с мыльными пузырями... (А также с черепом и опрокинутым бокалом)

David_Bailly_Vanitas1651.jpg


Давид Байи (фр. David Bailly; 1584, Лейден — октябрь 1657, там же) — голландский художник золотого века Голландии.
 
Сверху