Световые или цветовые эффекты у голландцев в пейзаже редки. Если писались деревья, то сначала голландец аккуратно закрашивал светлой краской небо, ждал, пока высохнет, а поверх уже писал крону, листики и небольшие ветви. Просветы между листвой его не интересовали, они получались сами собой, никто не стремился передать, к примеру, тот контраст, когда между темными ветками вдруг видны небольшие кусочки неба, и их резкий свет создает глубину, воздушную среду и впечатление. Только на репродукции видел я одну картину (Johannes Jan Colaert (ок.1622–ок.1678) хранится в запасниках музея Ашмола), где просветы вроде бы усилены светлыми мазками, а построение пространства потому нестандартное, но по фотографии судить, увы, нельзя, а до картины не доберешься.
№ 3 Johannes Jan Colaert
Лесная охота на олений ок. 1660-68, Музей Ашмола, Оксфорд, 45х57 см.
Так что писали голландцы, когда писали пейзаж? Приведу анекдот из книги Хогстратена «Inleyding tot de hooge schoole der schilderkunst: anders de zichtbaere werelt » (
Введение в Академию Живописи; или Видимый Мир 1678). Скорее всего, это вымысел (как любая красивая история), но если рассказ правдив, то случилось все между 1629 и 1632 годом. Три художника-пейзажиста, ван Гойен, Книбберген и Порцеллис спорили, кто напишет наилучший пейзаж за один день, а знатоки живописи должны были выбрать победителя. Книбберген на большом холсте писал один фрагмент за другим, заканчивая их так, чтобы уже к написанному не возвращаться – небо, ветви, деревья, горы, водопады и прочее, и прочее. Ван Гойен покрыл холст хаотичными разводами, вроде мраморной бумаги, и в хаосе этом увидел пейзаж, который и начал уточнять. Так появились замок с башней, крестьяне, вода и корабли. Порцеллис же писать не торопился, а тщательно и долго (так, что его поклонники стали уже волноваться) обдумывал картину и лишь после этого взялся за кисти, в соревновании победил, конечно, он, хотя картина Книббергена была больше размером, а у ван Гойена было больше деталей. Однако же в морском пейзаже Порцеллиса торжествовали естественность и уверенность.