Пять миниатюрных портретов, вынутых из украшений императрицы Марии Фёдоровны

JapanX

Модератор
Регистрация
14 Май 2013
Сообщения
68,764
Реакции
346
Адрес
モスクワ
Любопытная статья.
Симпатичные миниатюры.

ПОРТРЕТЫ ВЕРНУЛИ. БРИЛЛИАНТЫ ИСЧЕЗЛИ


Пять миниатюрных портретов, когда-то украшавших броши и подвеску императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III, получил в подарок от меценатов ГМЗ «Царское Село». Портреты Александра III, Николая II в детстве, юности и зрелом возрасте, а также императрицы Александры Фёдоровны хранились в частном собрании в Лондоне. Они были частью архива Романовых, большую часть которого музей приобрел в 2017 году тоже с помощью меценатов. Тогда денег на покупку миниатюр не хватило, но благородные владельцы обещали подождать. И выполнили свое обещание.

Все миниатюры выполнены гуашью и акварелью на слоновой кости в 1860-1890-е годы. Самая миниатюрная миниатюра имеет размер 8х6 мм (портрет императора Николая II в зрелом возрасте). Самые «большие» портреты – Николая II в детстве и юношестве – имеют диаметр 18 мм. Известен автор двух последних портретов. Это Александр Вегнер (1826—1894) – русский портретист, академик Императорской Академии художеств.

Miniatyura.-Portret-tsesarevicha-Nikolaya-Aleksandrovicha-v-otrochestve.-Diam.-180-mm.jpg

Миниатюра. Портрет цесаревича Николая Александровича в отрочестве. Диам. 18,0 мм
 
Miniatyura.-Portret-tsesarevicha-Nikolaya-Aleksandrovicha-v-detstve.-Diam.-180-mm.jpg

Миниатюра. Портрет цесаревича Николая Александровича в детстве. Диам. 18,0 мм

Лариса Бардовская, хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское Село», предполагает, что портреты были вставлены в украшения с бриллиантами, которые были созданы фирмой Фаберже. Вынимать портреты из оправ с точки зрения историка искусства – варварство. Теперь они нуждаются в реставрации. Такое решение могло быть вызвано одной из двух причин.

Чтобы понять какими, надо проследить историю императорских украшений после революции. В 1919 году Марии Фёдоровне удалось вывезти их из России. После смерти императрицы в 1928 году драгоценности унаследовала ее дочь, великая княгиня Ксения Александровна. Часть из них она продала английской фирме R.G. Hennel&Sons, о чём свидетельствует опись, сделанная 29 мая 1929 года. Под номерами 37-39 значатся две броши и подвеска с миниатюрными портретами, которые вынули из этих драгоценностей и возвратили владелице. Ювелиры разложили их по конвертам и подписали в соответствии с описью. Рукой Ксении Александровны конверты подписаны карандашом: «Папа», «Ники», «Ники и Аликс». В этих конвертах миниатюры дошли до наших дней. Сведений о дальнейшем бытовании самих украшений пока не обнаружено.

Теперь о причинах. Лариса Бардовская считает, что, скорее всего, британских ювелиров мало интересовали изображения незнакомых им людей, которые могли отпугнуть потенциальных покупателей. Но хранитель не исключает и романтическую версию: Ксения Александровна не хотела, чтобы портреты попали в чужие руки.
 
Miniatyura.-Portret-imperatritsyi-Aleksandryi-Fedorovnyi.-110-h-80-mm.jpg

Миниатюра. Портрет императрицы Александры Федоровны. 11,0 х 8,0 мм


Miniatyura.-Portret-imperatora-Nikolaya-II.-80-h-60-mm.jpg

Миниатюра. Портрет императора Николая II. 8,0 х 6,0 мм


Miniatyura.-Portret-budushhego-imperatora-Aleksandra-III.-150-h-130-mm.jpg

Миниатюра. Портрет будущего императора Александра III. 15,0 х 13,0 мм

После реставрации миниатюры предполагается выставить в Александровском дворце. Открытие его первой очереди после реставрации намечено на начало лета 2020 года.


Вадим Шувалов

Источник: https://gorod-812.ru/portretyi-vernuli-brilliantyi-ischezli/
 
Да, подобные миниатюры для жалованных и подарочных портретов выполнялись лучшими художниками-миниатюристами империи. Поэтому, все современные подделки, даже выполненные хорошими ювелирами, очень сильно хромают в уровне живописи.
 
Сверху