Республиканская эскадра после демонстрации у Ивисы поспешила к месту встречи с транспортом «Магальянес» цели операции, поэтому, выполняя задачу, она повернула на юг. Когда на рассвете 30 мая транспорт «Магалъянес» был успешно встречен в назначенном районе у африканского побережья и под охраной всей эскадры направлялся к берегам Испании, в эфире, по словам радистов, творилось что-то невероятное. Радио всех стран передавало сенсационную новость, будто республиканские самолёты совершили нападение на германский линкор «Дойчланд», пытаясь извлечь из этого инцидента политические выгоды.
Весь мир облетело сообщение французского агентства «Гавас»:
"29 мая 1937 года в Средиземном море, на траверзе Малаги, самолёт республиканской Испании атаковал германский карманный линкор «Дойчланд» и попал в него двумя бомбами. Линкор получил серьёзные повреждения: сбита передняя башня главного калибра, взорвался один из котлов. К вечеру "Дойчланд" с трудом дошёл до Гибралтара".
Радист эсминца «Граввина» доложил командиру корабля, что между гитлеровскими военными кораблями, находящимися в Средиземном море, идут бесконечные радиопереговоры. Эскадра республиканцев, затемненная, только с огнями, необходимыми для соблюдения походного ордера, продолжала следовать в Картахену, имея в голове транспорт «Магальянес». В ночь на 31 мая уже поблизости от Картахены эсминцы 2-й полуфлотилии, шедшие слева от транспорта «Магальянес», обнаружили в темноте силуэты четырех военных кораблей, стоящих на якоре с полностью включенными огнями. На эсминцах немедленно сыграли боевую тревогу и послали экстренное донесение на флагманский «Либертад». Торпедные аппараты были наведены на неизвестные военные корабли, которые могли оказаться кораблями мятежников. Но приказания о торпедном залпе не последовало. В то время когда командующий флотом и командир 2-й полу флотилии эсминцев пытались правильно оценить обстановку и установить принадлежность военных кораблей, на этих кораблях тоже обнаружили в ночной темноте проходящие вблизи корабли эскадры и, видимо, переполошились. Захваченные врасплох немецкие военные корабли, линкор «Адмирал Шеер» и три эсминца, быстро подняли на кормовых флагштоках свои национальные флаги и осветили их прожекторами. На кораблях республиканской эскадры был дан отбой боевой тревоги и торпедные аппараты поставлены в походное положение. Эскадра в грозном молчании прошла мимо соединения военных кораблей Германии, совершенно не предполагая, какое кровавое преступление совершат эти самые корабли через несколько часов после нашей встречи, обрушив шквал смертоносного огня своих орудий на беззащитную Альмерию!
В качестве акции возмездия соединение немецких кораблей в составе линкора «Адмирал Шеер» с четырьмя эсминцами «Seeadler», «Albatros», «Leopard» и «Luchs» получило из Берлина приказ обстрелять Альмерию. Предполагалось, что основной целью обстрела станет республиканский линейный корабль «Хайме I», который с февраля 1937 года беспрерывно находился в порту Альмерия для артиллерийской поддержки приморского фланга республиканской армии. Но утром 31 мая стоял густой туман и различить корабли, стоявшие в гавани было невозможно, а позже (не к чести немецкой разведки) выяснилось, что «Хайме I» ещё 30 мая ушёл из Альмерии в Картахену для ремонта и после ухода линкора Альмерия была почти совершенно не защищенной с моря, так как она не имела береговых укреплений, и порт прикрывала батарея среднего калибра. Начатый в 7.28 обстрел города из орудий всех калибров продолжался около получаса до 7.58. Республиканские артиллеристы открыли ответный огонь в 7.33 но быстро были подавлены и в 7.45 замолчали, за это время по немецким данным они сделали 60 выстрелов в направлении кораблей. Со своей стороны «Admiral Scheer», «Seeadler» и «Albatros» в общей сложности выпустили 94 - 280 мм, 100 - 150 мм, 23 - 105 мм и 48 - 88 мм снаряда. Эти снаряды разрушили 35 домов и убили 20 человек, ранив свыше ста. В тот же день Германия и Италия сообщили о выходе из системы морского контроля.
Из обращения Иоахима фон Риббентропа к Комитету по «невмешательству»:
«...В субботу, 29 мая, броненосец «Дойчланд» мирно стоял на рейде у Ибисы. Между 6 и 7 часами вечера два самолёта, принадлежащие красным властям Валенсии, внезапно снизились и сбросили бомбы на военное судно... В результате 23 человека были убиты и 83 ранены... Эта атака на броненосец «Дойчланд», участвующий в осуществлении схемы международного морского контроля, является конечным звеном в цепи подобных же событий... По поручению моего правительства я должен сделать следующее заявление:
1) Германское правительство отказывается принимать участие в контрольной схеме и в работах комитета по невмешательству до тех пор, пока оно не получит гарантии против повторения таких событий;
2) В качестве репрессии за преступное нападение красных бомбардировщиков валенсийских властей на броненосец «Дойчланд», стоявший на якоре, германские корабли сегодня утром обстреляли укреплённый порт Альмерию. После того как портовые сооружения были разрушены и батареи противника приведены к молчанию, акт репрессии закончился».
Германские радиостанции и газеты сообщили на весь мир о «неспровоцированном нападении красных властей Валенсии» на нейтральный корабль. Республиканское правительство доказывало, что по правилам, подписанным в лондонском Комитете невмешательства, корабли-контролёры имели право приближаться к испанским берегам не ближе чем на 10 километров, а немцы грубо нарушили правила - линкор стоял всего в 200 метрах от берега. Всем державам-контролёрам были заранее назначены порты заправки, заходить же в другие порты им запрещалось. Германским кораблям был выделен Алжир. Кроме того, Балеарские острова входили во французскую зону морского контроля. Следовательно, «Дойчланд» незаконно находился в испанских водах и скорее всего выгружал военные материалы, привезенные националистам. Кроме того, корабль вовсе не был захвачен врасплох, он встретил бомбардировщики зенитным огнём и был нападающей стороной. Бомбёжка стала ответным действием республиканцев, авиация ответила на обстрел, которому она без предупреждения подверглась в одном из районов военных действий. При этом однотрубные и одномачтовые германские «карманные линкоры» и впрямь были очень похожи на «Канариаса» и «Балеареса», давно досаждавших республиканцам. Перепутать их с высоты было очень легко, а приказы об атаках на националистические крейсеры ВВС Республики получали многократно. Кстати уже через несколько дней после атаки «Дойчланда» во французской газете «Гренгуар» появились сообщения о том, что испанские самолёты, участвовавшие в атаке, пилотировались советскими лётчиками. СССР поспешил выступить с опровержениями этих сообщений, организовав публикацию интервью в агентстве «Эспань» со стороны капитана Хосе Арсьега Ньера участвовавшего в ударе по «Дойчланду». При этом приводился и список экипажей этих двух самолётов, из которого следовало что это исключительно испанцы: «…капитан Арсьега сообщил, что он прослужил в испанской армии 19 лет. Экипаж его самолёта: лётчик-наблюдатель Феликс Альенде, находящийся на службе в испанской авиации с 1923 года; пулемётчик Рамон Лопес, прослуживший в испанской армии четыре года. Экипаж второго самолёта состоял из командира Армандо Гарсиа, ранее долгое время работавшего в испанской почтовой авиационной компании, лейтенанта Хаиме Ферран и сержанта Феликса Лопес.».
Немецкая газета от 31.05.1937 года со статьёй об инцинденте и со списком имён первых 23-х погибших и фото похорон, с участием АГ, подписанное "31 солдат стали жертвами преступного нападения на Ибице. Государственная церемония".: