Призовые жетоны Кэндо (Армия и ВМФ)

Еще вариант знака .
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    218.8 KB · Просмотры: 456
  • 3.jpg
    3.jpg
    185.4 KB · Просмотры: 466
Процентов 80% первой его книги (2001 года) - это почти подстрочник Петерсона (со всеми его ошибками :wink3:).
Коллеги, насчёт первой книги Розанова всё понятно. Интересно услышать отзывы по его "Япония: награды и политика".
 
В качестве быстрого справочника a la Петерсон - следует предпочесть книгу 2001.

Во второй книге Розанова поиск точечный поиск информации по той или иной награде затруднён. Непосредственной "информации о металле" (штампы, разновидности, etc) в дополнению к той, что в первой книге, там добавлено мало, если добавлено вообще.
Но полезная информация там есть. По красному кресту, по соотношению степени ордена золотого коршуна и звания кавалера, о том, как устроена непосредственная процедура награждения орденами и медалями в современной японии, etc.

Такое издание стоит иметь в библиотеке :wink3:
 
Из закромов . :biggrin:
Попался тоже как-то жетон 29-го пехотного .
Здесь уже был , так что представим в деталях . :wink3:
 

Вложения

  • img210.jpg
    img210.jpg
    296.8 KB · Просмотры: 312
  • img211.jpg
    img211.jpg
    283.8 KB · Просмотры: 463
:Jap:
 

Вложения

  • 01.jpg
    01.jpg
    176.2 KB · Просмотры: 465
  • 03.jpg
    03.jpg
    154.3 KB · Просмотры: 436
  • 05.jpg
    05.jpg
    82.5 KB · Просмотры: 451
  • 07.jpg
    07.jpg
    245.3 KB · Просмотры: 463
http://ak-group.ru/forum/showthread.php?t=13080&page=5

Очень любопытный жетон

$_57.JPG

$_57 (1).jpg
 
Последнее редактирование модератором:
剣 - меч

陸軍戸山学校 - Военная школы Тояма

第十回卒業記念 - в память 10 выпуска
 
Любопытная заметка об этой школе на русском

Краткая История Тояма рю
Гай Пауер (6-й дан, Рэнси)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В 1868 году в Киото была основана Хэйгакко (Офицерская Академия) для того чтобы готовить лидеров для новой армии Мэйдзи. Позже в 1873 году на ее основе была создана Рикугун Тояма Гакко, Военная Академия Тояма. Академия Тояма тренировала офицеров и унтер-офицеров современной, созданной по западному образцу японской армии. Находилась она в Токио, в районе Тояма. Обе академии были японским эквивалентом американского Уэст-Пойнта или английской Военной Академии Сэндхерст.
Для того чтобы обеспечить быструю модернизацию японской армии, Министр Военных Дел решил применить французскую модель; для преподавания в академиях приглашались французские офицеры. После того, как в 1971 году Франция проиграла Франко-Прусскую войну, вице-министр Военных Дел Ямагата Аритомо (позже Премьер-Министр в периоды с 1889 по 1891 и с 1898 по1990 гг.) захотел перенять прусскую военную систему, но из-за консервативного характера Министерства он не смог осуществить изменение до 1878 года, пока не стал министром военных дел.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Найти справочную литературу об Академии Тояма на английском языке задача не из легких, до сих пор мне удалось обнаружить всего лишь два источника. Остальные источники на японском языке, да и те не так просто найти. Майор Гэндзиро Танабэ в 1900 году написал следующий краткий очерк об Академии Тояма.

Военная Академия Тояма была основана в 1937 году как школа-филиал Военной Академии (Рикугун Хэйгакко-рё). В ней начали обучать офицеров и унтер-офицеров японской армии. Ее официальным названием было Рикугун Хэйгакко-рё Тояма Гакко Сютё-дзё. В 1874 году она была переименована в «Военную Академию Тояма» и перешла под юрисдикцию Армейской Академии. В 1875 году она перешла под юрисдикцию Министерства Армии. Студенты изучали тактику, стрельбу, фехтование (владение японским мечом), военную музыку, самооборону и другие обычные военные предметы. Кроме того, проводились специальные исследования и эксперименты с автоматическим оружием.

К тому же Военная Академия Тояма стала местом, где придавали большое значение превращению курсантов музыкального военного отделения в профессиональных музыкантов.

Академия Тояма окончательно сформировалась, когда она стала школой физической подготовки армии, а также штаб-квартирой Армейской Музыкальной Школы.

Накаяма Хакудо, легендарный мастер кэндо и иайдо, преподавал в Академии Тояма.

Существует документальное свидетельство того, что Накаяма преподавал формы Омори-рю иай в Военной Академии Тояма в мае 1922 года, прежде чем стал преподавать свой собственный стиль с японским мечом, Мусо Синдэн-рю Батто Дзюцу. Сохранилось письменное объявление о том, что Накаяма проводил лекции или занятия по Омори-рю иайдо.

К сожалению, в документе не указывается, был ли Накаяма приглашенным лектором или штатным инструктором. Другой известный мастер кэндо, Такано Сасабуро, был в это время главным преподавателем фехтования Академии. В августе 1873 года были окончательно сформулированы основные принципы Военной Академии Тояма. Офицеры и унтер-офицеры из других военных лагерей и частей выбирались для прохождения семимесячного тренинга. В пехотном отделении преподавали тактику, стрельбу по мишеням, гимнастику и самооборону. Эта прославленная школа до того была Школой-филиалом Рикугун Хэйгакко-рё Тояма. Именно здесь была реформирована Военная Академия Тояма (став временной офицерской академией).

В октябре 1873 года сто четыре отставных офицера были приняты во Временную Офицерскую Академию (Военную Академию Тояма) преподавать французский метод тактики и стратегии. В декабре Временная Офицерская Академия открылась официально.

В июне 1874 года Император Мэйдзи нанес монарший визит в Военную Академию Тояма. В мае 1875 года Военная Академия Тояма, некогда бывшая частью Академии Военных Наук, стала независимой. Как армейская Военная Подготовительная Школа она перешла под контроль Министерства Армии.

Еще одно документальное свидетельство об Академии Тояма мы находим у полковника Цудзи Масанобу, главы командного состава 25-й японской армии в Малайе. Полковнику Цудзи принадлежит заслуга успешного захвата Сингапура во время Второй Мировой Войны. В своей книге «Сингапур: Японский вариант» он сокрушается о плохой военной подготовке Императорской Гвардейской Дивизии, однако он высоко оценивает одного из офицеров, своего одноклассника по Офицерской Академии. Лучший батальон дивизии возглавлял майор Хидэсабуро Такэ-но-Ути… Позже он стал инструктором Военной Школы Тояма (в Школе Тояма преподавали такие боевые искусства, как дзюдо, дзю-дзюцу и кэндо). Многие годы он тренировался в боевых искусствах и добился высоких результатов – 7-го дана в кэндо, 5-го дана в штыковом бое, 5-го дана в дзюдо, 4-го дана в искусстве владения кинжалом. Этого ветерана называли Миямото Мусаси периода Сёва.

Посещая в 1985 году Высшие Курсы Пехотных Офицеров в Форте Беннинге, штат Джорджия, я также искал информацию для книги «Обнаженная Сталь». И я натолкнулся на четкое описание учебной программы Академии Тояма в книге Хиллиса Лори, американца, преподававшего в Императорском Университете Хоккайдо в Саппоро. С 1927 по 1937 он имел возможность получить глубокое знание о японской армии, общаясь с такими армейскими офицерами, как Генерал Араки Садао и Генерал Хаяси Сэндзюро, которые оба были Министрами Военных Дел. Лори дает такое описание Академии Тояма:

«С точки зрения пехоты, Школа Физической Подготовки Тояма заслуживает особого упоминания. Молодые офицеры, унтер-офицеры и лейтенанты отбираются полковым командованием для зачисления в эту школу. Занятия проводятся в разных группах, в соответствии с рангом. Штыковой бой, фехтование на японских мечах, дзю-дзюцу и японская борьба включены в программу обучения в дополнение к обычным курсам физической подготовки.»

ТОЯМА-РЮ ИАЙДО Накамура Тайдзабуро был старшим преподавателем Тояма-рю Иайдо, выпускником Академии Тояма и Старшим Мастером Баттодо в Дай Ниппон Бутокукай. Он утверждает, что в 1939 году Академия Тояма внедрила в свою программу систему техник армейского меча из-за низкого уровня подготовки в фехтовании, продемонстрированного офицерами на полях сражений во время Маньчжурского Инцидента и Японо-китайской войны. Учебное руководство по фехтованию, изданное в Академии Тояма в 1941 году, называет другую дату рождения Тояма-рю – 1925 год, поэтому я полагаю, что Накамура Сэнсэй говорит о вероятной переоценке практиковавшихся в то время техник. В этом руководстве приводится описание всего лишь пяти иай ката Тояма-рю, а также описание ката Омори-рю и Эйсин-рю.

Накамура Тайдзабуро

В копии Гунто но Сохо 1944 года, опубликованной академией, содержатся серии фотографий семи ката. Если сравнить ее с руководством 1941 года, то мы видим добавление двух новых ката, раздела о тамэси-гири и использование кэсагири (кэсагири - диагональный удар, не использовался в описании 1925 года). В журнале Син Будо, изданном приблизительно в 1944 году, есть фотография солдата в каске и полной полевой форме, разрубающего макивару армейским мечом. Подпись под фотографией гласит: «В Армейской Академии Тояма».

После Второй Мировой Войны Накамура Сэнсэй сохранил дух Академии Тояма, создав Тояма-рю иайдо, после того как в 1952 году был отменен запрет на боевые искусства. В 1977 году он основал Всеяпонскую Федерацию Тояма-рю Иайдо. Первым президентом был Масуда Хидэо, ханси (мастер-учитель) по кэндо и иайдо Все японской Федерации Кэндо и бывший инструктор фехтования Академии Тояма. Старшим мастером был Накамура Тайдзабуро, выпускник Академии Тояма и Инструктор Боевого Кэндзюцу. Он также был ханси, обладателем 10-го дана баттодо, присвоенного Кокусай Будоин. Накамура Сэнсэй модифицировал первоначальные семь армейских форм и добавил восьмую, итто рёдан. Эта форма на самом деле является техникой тамэси-гири. Японское название этой формы означает «разрубить надвое одним ударом». Она также известна как «суэмоно гири, син тёку гири, нуки ути, макко, каратакэ вари и сёмэн гири».

В 1970-х годах Тояма-рю Иайдо представляли три отдельные организации: на Хоккайдо Великая Японская Федерация Тояма-рю Иайдо сэнсэя Ямагути Юуки, в Кансае (Киото-Осака) Великая Японская Ассоциация Тояма-рю покойного сэнсэя Моринаги Киёси и Все японская Федерация Тояма-рю Иайдо сэнсэя Накамуры Тайдзабуро. Каждая организация действовала автономно и сохраняла свои собственные наборы форм, ветвь Хоккайдо даже включила упражнения с японским мечом против штыка. Одно время Накамура сэнсэй считал, что трем организациям обязательно нужно объединиться в одну, чтобы сохранить дух и техники академии Тояма. К сожалению, три лидера не смогли прийти к соглашению.

Однажды я спросил Накамуру сэнсэя, почему в Тояма-рю нет сокэ. Он ответил, что поскольку «…стиль Тояма-рю был создан комиссией, то он не может иметь сокэ. Вместо этого есть кайтё и со-сихан…» Кайтё (председатель или президент) управляет организацией. Со-сихан определяет общее направление рю. Накамуру сэнсэя часто ошибочно называли сокэ Тояма-рю.
 
ТОЯМА-РЮ СЕГОДНЯ Тояма-рю иайдо использует исключительно техники стоя, в противовес сидячим формам традиционных стилей, что делает его легко приспосабливаемыми к окружающей человека обстановке. Практика не ограничивается лишь стенами додзё; для занятий можно использовать любое место: гимнастический зал, теннисный корт, неровное поле или городской парк. Таким же образом, практикующий не обязан надевать для занятий только «правильную» униформу. Хотя большинство фехтовальщиков носит традиционную японскую тренировочную одежду (хакама и кэйкоги или уваги), можно надевать все, что угодно: свитер, джинсы, каратэ/дзюдо ги, широкие брюки или даже белую тренировочную форму японских Сил Самообороны.

Если традиционная одежда стоит слишком дорого или у вас мало времени, то просто наденьте уникальный пояс Тояма-рю для меча или любой другой широкий пояс и начните тренироваться. Так как Тояма-рю использует исключительно формы стоя, то вам не нужно бояться испачкать свой деловой костюм на полу или на земле.

ПОСТСКРИПТУМ В 1874 году центр по подготовке офицеров был перенесен из Хэйгакко в Рикугун Сикан Гакко в Итигая (Токио), где он оставался до 1936 года. Затем он был перенесен в окрестности города Дзама, что в 37 милях к юго-западу от Токио, и переименован Императором Хирохито в Собудай. В конце Второй Мировой Войны Собудай был захвачен армией США и переименован в Лагерь Дзама (Кэмп Дзама). Сегодня здесь расположен штаб Армии США в Японии.

Я пробыл в Кэмп Дзама пять лет и мой офис находился в переделанном додзё кэндо. Какое варварское отношение к историческому зданию. Координируя действия с 3-й Инженерной Бригадой Японских Наземных Сил Самообороны, которая также базировалась в Кэмп Дзама, у меня была возможность посетить их небольшой музей, посвященный Академии Армейских Офицеров. Там на витринах было выставлено два сертификата, выданные офицерам-курсантам в том, что им был присвоен 3-й дан в Рё-тэ Гунто Дзюцу, техниках двуручного армейского меча.

И хотя мне не удалось получить один из оригиналов, один из офицеров с готовностью сделал мне фотокопию для моих исследований. Было бы интересно узнать, были ли инструкторы выпускниками Академии Тояма, а текст – руководством Гунто но Сохо. Я говорил с бывшими выпускниками Офицерской Академии, но они не помнили, хотя помнили, что практиковали «кэндзюцу», кэндо и дзюкэндо.

В течение одной недели я был удостоен чести быть приглашенным лектором в Разведывательной Школе Японских Сил Самообороны. Будучи там, я обнаружил хронологическую таблицу с основными событиями в Академии Тояма и карту Кэмп Дзама, когда он был Академией Армейских Офицеров Собудай. В Собудай было всего шесть додзё кэндо и один додзё дзюкэндзюцу (штыкового боя). Каждое здание было примерно 200 футов в длину и 40 в ширину с тремя отдельными входами. Собудай был разделен на две части: северную, для японцев, и южную, для иностранных курсантов из Китая, Кореи, Индокитая т.д. Три додзё кэндо и меньший додзё (примерно 60Х40, возможно, для инструкторов) находились на южной части. Два додзё кэндо и один додзё дзюкэн-дзюцу – на северной стороне.
 
А вот любопытная заметка на английском

THE HISTORY OF TOYAMA-RYŪ BATTŌDŌ

The Toyama-ryū Guntō Sōhō (軍刀奏法; military sword methodology) was created and standardized in 1925 by a committee of senior exponents of several sword traditions for the curriculum of the Rikugun Toyama Gakkō (陸軍戸山学校), a military academy of the Imperial Japanese Army founded in 1873. Its conception arose in response to concern that officers would not be able to effectively draw and employ their swords should the need arise while operating in hostile environments. Based on koryū tōhō (古流刀法; classical sword methods), the seven battōhō techniques of the Guntō Sōhō were used to teach army officers how to draw and employ their guntō readily, perhaps particularly in the context of close-quarters trench warfare, which dominated much of World War I.

takayama_masayoshi.jpg
Takayama Masayoshi demonstrates Jissen Budō Takayama-ryū Battōjutsu, the sword method used by the Imperial Japanese Navy, and similar to Toyama Ryū


After World War II ended, the Imperial Japanese Army was disbanded, and the Toyama-ryū Guntō Sōhō survived solely in the hands of a few instructors and former officers. Three of these former officers, one of whom was Nakamura Taizaburo, independently went on teach Toyama Ryū to the public, adapting it to varying degrees for civilian and traditional martial arts pedagogy (adoption of the hakama and keikogi, etc.). Over time, the techniques and interpretations taught by these three instructors began to diverge, but despite an attempt to reconcile the emergent dissimilarities by standardizing their techniques and unifying their teaching organizations, no consensus was reached, and three distinct lines of Toyama Ryū were maintained — the Morinaga style, the Yamaguchi style, and the Nakamura style.

Nakamura Taizaburo, formerly a fencing instructor at the Rikugun Toyama Gakkō, established the Zen Nippon Toyama-ryū Iaidō Renmei (全日本戸山流居合道連盟; All-Japan Toyama-ryū Iaidō Federation) as an organizing body through which to pass down the techniques of Toyama Ryū. Under this organization, an eighth technique, dotangiri (土壇斬り; vertical cut on a target situated upon a mound), was added to the original battōhō curriculum, as well as a six-part kumitachi (組太刀; pre-arranged paired forms) set.
 
The Establishment of Toyama-ryū Battōdō

At the time that the first open tameshigiri competition was being planned, a more neutral name was solicited so that sword practitioners from other traditions would feel comfortable participating. Additionally, some people felt that the Toyama Ryū name itself invoked memories of the war, and that use of the name outside the now-defunct military was inappropriate. It was at this time that Obata Toshishiro suggested the name battōdō (in lieu of battōjutsu), since iaijutsu had similarly changed to iaidō. Obata's suggestion was adopted by Nakamura's group, who subsequently established the Zen Nippon Battōdō Renmei (全日本抜刀道連盟; All-Japan Battōdō Federation). Several years later, the Zen Nippon Battōdō Renmei splintered into different organizations under the various names of Toyama Ryū, Battōdō, Battōjutsu, Nakamura Ryū, Tōdō, Iai-Battōdō, and others.


Toyama Ryū and Tameshigiri Seminars

Nakamura-sensei held many seminars in the early years in which Toyama Ryū and tameshigiri were the focus of instruction. However, since the techniques were changing frequently during that time, the instructors who participated in these seminars now remember and teach different forms of Toyama Ryū based on which seminars they had attended.

Many suwari iaidō (practitioners of seiza no bu, or techniques from kneeling) instructors attended these seminars. At one seminar, in which there were 200 participants in attendance, Nakamura-sensei took advantage of the opportunity to ask the iaidō instructors that were present their reasons for wearing the katana and practicing techniques while in the formal seated position (正座; seiza). They invariably replied that they did not know, and that they had been taught this way by their instructors, and in turn taught their own students the same way. None of them had asked their instructors, knew the answer themselves, or had researched the roots of their arts to find out.


multiple_tatami.jpg
Matomoe-giri: cutting through multiple tatami-omote targets. Photograph published in Naked Blade (Obata Toshishiro, 1986)
 
The fact is, historically there was no tradition of samurai wearing the katana in the belt while indoors, and while sitting in seiza position in particular, because it violated the samurai code of etiquette. When the long sword is worn indoors, it also creates a disadvantage in regard to freedom of movement. There were several instructors who did not care about the history, and only did what they were taught, regardless of whether it was historically inaccurate or illogical. Unfortunately, there were also instructors present who only cared about receiving high dan rankings, and were there because they were interested in incorporating tameshigiri into their own style. There were probably also people who practiced suwari iaidō or other sword styles that joined Toyama Ryū or Battōdō simply in order to compete in cutting competitions.

Interestingly, though, there were many Toyama Ryū and Battōdō students who cross-trained in other sword arts. One reason may be that there was not enough technique or diversity in Toyama Ryū and Battōdō to be satisfied practicing them exclusively. The eight kata of Toyama Ryū/Battōdō, along with Happōgiri, are too simple and are not sufficient technically for one to properly understand tameshigiri theory and application. The methods must be supplemented with a more comprehensive study of swordsmanship.

Tameshigiri is Not a Sport

tatami-giri.jpg
Dotangiri through a full tatami floorboard. Photograph published in Naked Blade (Obata Toshishiro, 1986)

Toyama Ryū was taught at the Toyama army school to officers in order to train them to rapidly deploy their guntō from a draw. As a result, there was not enough basic suburi (sword-swinging) movements in the curriculum, and no kenjutsu-style kata or sparring to supplement the Toyama Ryū training. The officers at that time already had substantial experience in kendō, so adding sparring to their Toyama Ryū training would have been deemed redundant. After the war, however, when the Toyama Ryū federation was first established, Nakamura-sensei created six pre-arranged sparring sequences (similar in flavor to the Kendo no Kata), but which were unrealistic and insufficient when compared to the techniques of koryū kenjutsu. Since there was not enough suburi practice, there were reports of people cutting their knees or palms or evem throwing their swords in the periods before, during, and after World War II. Even Nakamura-sensei writes about his own injuries in his books. Perhaps it is this reason, avoiding injuries, that the movements and sword swings in Toyama-ryū Iaidō have become slow. Originally, Toyama Ryū emphasized speed and strength to allow for it to be used in battle, and this is evident from the photos of officers training in IJA publications.

Since Toyama Ryū has so few techniques in most curriculums, it seems that the emphasis is placed on tameshigiri competitions. If this is the the case, then it must be acknowledged that these lines of Toyama Ryū are no longer being practiced in their original form or with the original spirit. Tameshigiri is necessary to check one's tōhō (刀法; sword methods), but Toyama Ryū must not degrade into a sport focused only on cutting. One must study the fundamentals thoroughly and understand the theory and practice in order to perform proper tameshigiri.
 
Интересно кому вот этот вручался :blush2:

816879757_o.jpg

Двойная заколка доставляет :wink3:

816879728_o.jpg
 
Добавим для базы .
 

Вложения

  • 555.jpg
    555.jpg
    80.7 KB · Просмотры: 523
  • 777.jpg
    777.jpg
    80.6 KB · Просмотры: 530
А этот знак сюда? Что на нем написано?
 

Вложения

  • DSCF7364-min.jpg
    DSCF7364-min.jpg
    103.3 KB · Просмотры: 530
  • DSCF7365-min.jpg
    DSCF7365-min.jpg
    94.7 KB · Просмотры: 492
Сверху