продолжение из жизни трудящихся
Например, к 1 мая 1985 года (уже Горбачев был генсеком) призывов ЦК КПСС было аж 60. Структура была традиционной. Самым расхожим лозунгом был в поздние советские времена, разумеется, «Мир! Труд! Май!» (он даже не требовал ежегодного переутверждения). В утвержденном же в 1985 году списке сначала, как всегда, шли самые общие призывы. Типа «Да здравствует пролетарский, социалистический интернационализм!»; «Да здравствует марксизм-ленинизм — вечно живое революционное интернациональное учение!»; «Братский привет коммунистическим и рабочим партиям!»; отдельно – «Братский привет народам социалистических стран!»; и отдельно «Братский привет народам, освободившимся от колониального ига и избравшим путь социалистического развития!». Затем в том же стиле обращения к народам Азии, Африки, Латинской Америки, которых призывали бороться «против империалистической политики агрессии и насилия», колониализма и расизма и пр. Отдельно ЦК КПСС призывал дать свободу Намибии и «покончить с позорной системой апартеида в Южной Африке», прекратить «агрессивные действия США против Никарагуа», крепить «солидарность со справедливой борьбой арабского народа Палестины». Европейцев призывали «усилить борьбу против превращения Западной Европы в ракетно-ядерный плацдарм американского империализма». И так далее.
После внешней политики (примерно треть призывов, «международное положение» в документах КПСС традиционно шло впереди социально-экономических разделов, «борьба за мир во всем мире» в этом смысле ставилась выше обустройства каких-нибудь сел Нечерноземья) в списке призывов шла политика внутренняя.
Про то, чтобы «крепить экономическое и оборонное могущество нашей Родины», выполнить очередной пятилетний план, бороться «за повышение эффективности производства, рост производительности труда, ускорение научно-технического прогресса», лучше использовать машины и оборудование, осваивать «действующие и вновь вводимые мощности», бороться за экономию материальных ресурсов. Были «адресные обращения» – кому что крепить, что ускорять, за что бороться и куда идти – к народным контролерам, работникам ТЭК, металлургам, машиностроителям, работникам химпрома, транспорта и связи, строителям и монтажникам, работникам АПК. И, разумеется, к работникам идеологического фронта, которых призывали «убедительно пропагандировать идеи партии в массах, глубже и ярче раскрывать достижения общества развитого социализма, активно разоблачать подрывную империалистическую пропаганду». Никто не был забыт в первомайских призывах, даже физкультурники, а также просто «юноши и девушки», которых призывали крепить как антиимпериалистическую солидарность, так и мир и дружбу между народами, готовясь к очередному международному фестивалю молодежи и студентов.
В сравнении с таким всеохватным пафосом нынешние призывы к Первомаю от ЦК КПРФ выглядят, на мой взгляд, бессодержательно — даже по сравнению с политической трескотней КПСС (это оценочное суждение). По количеству призывов – чуть более двух десятков. Из «общего порядка» – типа «Ленин – Сталин – Социализм!»; «За власть народа и социалистическое возрождение!» и «Водрузим над страной Красное Знамя социализма!». Из «международки» – только два: «За независимость Донбасса!» и «За освобождение Украины от нацизма, фашизма и бандеровщины» (тут, кстати, путаница по советским меркам, когда было принято оттачивать подобные формулировки филигранно, и даже политическая безграмотность: именно с фашизмом – итальянский термин – в отличие от нацизма, бороться на Украине вроде как задача не ставилась, так что либо одно, либо другое ). Из «как бы про экономику» разве что «От власти олигархии – к народовластию и социализму!»; «Природные ресурсы и стратегические отрасли – на службу народа!» и «Даешь Госплан и национализацию стратегических отраслей экономики!». Ничего – ни по какую отрасль, никаких обращений ни к кому из социальных слоев и групп населения. Ни слова о чем-либо актуальном (кроме Донбасса). Лозунги КПСС на этом фоне – просто кладезь ценных советов и рецептов.
Что касается «коллективного Запада», включая хитроумных англосаксов, то они еще в XIX веке умели, как говорится у политтехнологов, «перехватить повестку», по-нашему – выпустить пар. И инкорпорировать то, что могло разрушить систему, в то, что делало ее еще крепче, поскольку гибче. Эх, если бы Николай Второй пошел по такому же пути с тем же поднимающимся рабочим классом, то и у нас все могло быть по-другому.
По такой логике ему надо бы не расстреливать демонстрацию с петицией 9 января 1905 года, а выйти к ним поговорить. А еще самому примкнуть к какой-нибудь «маевке». А так, когда знать лишь в феврале – марте 1917 года нацепила на себя красные банты, то было уже поздно.
А вот в Америке президент Гровер Кливленд учредил «День труда» спустя всего пять лет после знаменитой Чикагской стачки. Правда, не 1 мая, а в первый понедельник сентября (то есть «перехватил и сместил»). Это и сейчас нерабочий день в США и Канаде. Хотели ведь рабочие, чтобы их уважили, – вот так и был сделан первый шаг в этом направлении.
Постепенно демонстрации протеста и стачки выродились в праздничные барбекю на хорошо постриженном газоне на заднем дворе личного домика «представителя рабочего класса».
В лютые годы холодной войны, в 1958 году президент США Эйзенхауэр тоже попытался по-своему перебить коммунистическую повестку, подписав резолюцию об учреждении 1 мая «Дня лояльности» – в противовес идее «международной солидарности трудящихся всего мира». В документе было сказано, что данный день должен стать днем «подтверждения лояльности Соединенным Штатам и наследию американской свободы». Именно американской и никакой другой. В этот день в школах и других общественных местах должны были проводиться специальные патриотические церемонии, в том числе поднятие государственного флага.
В Европе кто, думаете, первым додумался до того, чтобы сделать Первомай праздником? Правильно, Адольф Гитлер, в 1933 году. Правда, он тут же запретил все независимые профсоюзы, чего во многих других развитых странах «коллективного Запада» разумно делать не стали. Поэтому профсоюзы там постепенно из средств преимущественно «антирежимной» борьбы за права трудящихся превратились в средства системного (и это ключевое слово) диалога с властью, который полностью протекает в легальных формах. По мере падения роли профсоюзов в контексте современной экономики эти функции перешли к другим общественными институтам, включая СМИ.
Ну а то, что во многих странах День международной солидарности трудящихся протекает сейчас скорее в формах весенних фестивалей и перформансов, ярмарок и барбекю на свежем воздухе, нежели стачек и протестных демонстраций, говорит о том, что дело чикагских, польских и других рабочих позапрошлого века, стоявших у истоков движения, не пропало даром. Многого ведь удалось добиться, в том числе благодаря конкуренции с СССР и его масштабными, действительно революционными по тем временам социальными программами. Жаль, что ни мы с ними больше не солидарны, ни они с нами.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.