Я думаю сотрудники ОО награждены за транспортировку "Испанского Золота" по территории СССР.
Для обеспечения секретности о предстоящей операции был поставлен в известность крайне узкий круг лиц. С испанской стороны о ней знали президент М. Асанья, премьер-министр Л. Кабальеро, министр финансов X. Негрин и начальник казначейства Мендес-Аспе. А из советских представителей в Испании о перевозке золота первоначально знали только посол М. Розенберг и А. ОРЛОВ. Даже военно-морской атташе СССР в Испании Н. Кузнецов, организовывавший погрузку золота на корабли, первое время был уверен, что в ящиках находится никелевая руда. Более того, по согласованию с испанской стороной А. ОРЛОВ был снабжен фальшивыми документами на имя американского банкира Блэкстона, который якобы сопровождал золото для размещения его в неком американском банке.
21 октября А. ОРЛОВ прибыл в Картахену и отправился в пещеру, расположенную в горах в пяти милях от города, где под охраной 60 испанских моряков хранилось золото. С 22 по 25 октября шла перевозка золота в порт Картахены и погрузка его на четыре советских судна: «Ким», «Кубань», «Нева» и «Волголес». Золото, помещенное в 7800 стандартных ящиков, каждый весом в 65 кг, перевозили в порт на грузовиках 20 советских водителей-танкистов, переодетых в испанскую военную форму. Командовал ими комиссар НКВД САВЧЕНКО. В порту ящики с золотом размещались в пороховых складах, а потом грузились на суда. В этот момент секретность, окружавшая операцию по транспортировке золота, оказалась нарушена. Как вспоминал Н. Кузнецов, его «смущала огласка, которую вся эта операция получила в городе, особенно среди анархистов. Секретный груз уже на следующий день был самой свежей сенсацией. Команды пароходов также посмеивались, говоря, что грузят фрукты, ибо маленькие ящики были необычайно тяжелы". После окончания погрузки начальник испанского казначейства попросил у Орлова официальную расписку. Но Орлов отказал ему в этом, заявив, что расписку может выдать только Государственный банк СССР, который сделает это в Москве после окончательного подсчета золота. Но чтобы как-нибудь успокоить изумленного Мендес-Аспе, он добавил, что тот может послать на каждом судне по чиновнику казначейства в качестве наблюдателей, что и было сделано.
Одновременно с погрузкой золота решался вопрос о безопасности маршрута следования судов. В связи с тем, что на Средиземном море пиратствовали итальянские подводные лодки, республиканский военно-морской флот рассредоточил все имеющиеся в наличии корабли вдоль границы опасных вод. Капитаны кораблей получили в запечатанных конвертах приказ, согласно которому они должны были незамедлительно оказать помощь советским судам, если от них поступит сигнал SOS. Кроме того, по предложению Н. Кузнецова, транспорты с золотом выходили из Картахены один за другим с суточным интервалом, причем каждый из них следовал в порт назначения - Одессу - самостоятельным маршрутом.
Первый транспорт вышел из Картахены 26 октября, а уже 2 ноября все четыре судна, благополучно пройдя Средиземное море, Сицилийский пролив и Босфор, прибыли в Одессу. Для обеспечения секретности разгрузка кораблей производилась ночью силами специально командированных в Одессу сотрудников НКВД.
Из Одессы эшелон с золотом проследовал в Москву под охраной 1000 командиров Красной Армии. Сопровождал его нарком НКВД Крымской АССР и начальник Особого отдела Черноморского флота Т. Лордкипанидзе, чтобы лично отрапортовать Ежову об успешном окончании операции. Золото было доставлено в Москву 6 ноября. В этот же день был составлен акт о приемке золота, который подписали нарком финансов СССР Г. Гринько, зам. наркома иностранных дел СССР Н. Крестинский и посол Испанской Республики в СССР М. Паскуа. В акте говорилось, что на государственное хранение Наркомфином СССР получено золото, прибывшее из Испании, запакованное в 7800 ящиков стандартного типа общим весом 510 079529,3 гр. Один экземпляр составленного акта был передан испанскому правительству. После окончания гражданской войны он хранился у X. Негрина, а после его смерти был передан правительству Франко
...из воспоминаний Федора Зиновьевича Химочко -сотрудник ГУГБ НКВД. с октября 1936г. по февраль 1939 г. комиссар в авиционных частях республиканцев Испании..
"...мне было поручено принимать участие в этой операции. С уполномоченным министерства финансов я спустился в погреба. откуда бойцы республиканской армии начали выносить ящики с золотом для погрузги на автомашины.
ночью драгоценный груз из машин перегрузили на теплоходы. При этом не обошлось без проишествия. один из автомобилий в порту попал под бомбежку. Растерявшийся водитель не совладал с управлением. и грузовик перевернулся.Золото оказалось на земле. Но ни один из крепко сколоченный ящиков. где в щелковым мешочках находился желтый металл.не разбился.
Теплоходы с грузом золота на борту. сопровождавшимся уполномоченными министерства финансов Испанской республики. вышли в море и несколько дней спустя благополучно прибыли в Одессу..."