Малость о Тилле Уленшпигеле
Швабское приветствие (нем. Schwäbischer Gruß) — эвфемизм для распространённого в средне- и южнонемецких диалектах грубо звучащего разговорного выражения Legg me am Arsch (на литературном немецком — нем. Leck mich am Arsch — «поцелуй меня в зад», буквально «лизни меня в зад»). Нецензурное ругательство получило своё закрепление в немецком литературоведении как «цитата Гёца» и принадлежит перу Иоганна Вольфганга Гёте: так в третьем действии опубликованной в 1773 году драмы «Гёц фон Берлихинген» в отношении императора выражается заглавный герой. Сам франконский имперский рыцарь в мемуарах сообщал, что в такой манере он общался с майнцским амтманом в крепости Краутгейм: «Тогда я ему снова прокричал наверх, пусть лизнёт меня в зад»[3]. В изданиях «Гёца фон Берлихингена» на русском языке выражение не переводится, а заменяется троеточием. На месте, где в Краутхайме произошла эта сцена, в 1962 году был установлен памятник[4].
Имя Тилль является краткой формой имени Дитрих (Dietrich) или имени Эгидиус (Ägidius).
Нижнегерманские слова ule и spegel означают "сова" и "зеркало". Поэтому фамилию Тилля часто рассматривают как простую композицию из слов Eule и Spiegel, откуда и происходит перевод фамилии на высокий немецкий язык как "Eulenspiegel".
На иллюстрации в одном из первых сохранившихся изданий "Уленшпигеля" (1515 г.) он уже изображен с зеркалом и совой в руках; в более поздних вариантах его рассказов он подписывает этими символами свои проделки или запечатлевает их на своем надгробии.
Сова и зеркало имеют древнюю традицию и интерпретировались соответствующим образом.
С древнегреческой античности существует литературно-дидактическая традиция зеркала (Laienspiegel, Schwabenspiegel и др.), предназначенного для самопознания, а также для сравнения желаемого и действительного положения дел. Поведение Уленшпигеля, который воспринимает идиомы буквально, явно подхватывает эту идею. Кроме того, зеркало - это еще и атрибут дурака.
Сова считалась птицей мудрости в Древней Греции, но птицей дьявола в Средние века. Оба значения символа совы использовались в толкованиях имени, поскольку Тилль в своих разоблачительных выходках демонстрировал как мудрость и духовное превосходство, так и дьявольские, разрушительные идеи.
Посмотреть вложение 348228