Св.Георгий на медалях, да и вообще в искусстве

Нузальская часовня. Алагирское ущелье Северной Осетии.
На южной стене часовни находится фреска с изображением Святого Георгия. Фреска датируется XIII-XIV вв.
Постараюсь посетить это место в январе, может быть удастся более подробно описать и показать часовню и фрески.

Нузал.jpgea7a866f5acb7bce4ecef2a2378907f9d6b23fc0.pngСвятой Георгий фреска.jpg
 
Вы всё о высококультурных да фалеристических ... В выходные в гостях у мамы совершенно случайно зацепился взглядом на уже постсоветскую(1994 г.в.) кружку. И восхитился Гордым обликом. Видать, это уже начало нового сращивания церкви и народа правящими кругами через церковные символы. Интересно, в СССР выпускали кружки с аналогичным рисунком? Или это практиковалось только со связью с гербом Москвы?
 

Вложения

  • 20220116_172845.jpg
    20220116_172845.jpg
    158.1 KB · Просмотры: 93
  • 20220116_172856.jpg
    20220116_172856.jpg
    164.6 KB · Просмотры: 92
  • 20220116_172906(0).jpg
    20220116_172906(0).jpg
    59.1 KB · Просмотры: 88
Вы всё о высококультурных да фалеристических ... В выходные в гостях у мамы совершенно случайно зацепился взглядом на уже постсоветскую(1994 г.в.) кружку. И восхитился Гордым обликом. Видать, это уже начало нового сращивания церкви и народа правящими кругами через церковные символы. Интересно, в СССР выпускали кружки с аналогичным рисунком? Или это практиковалось только со связью с гербом Москвы?
Дулево. Не знаю точно дату, но с 1988 года лепили. В основном в красном цвете.
 
Нузальская часовня. Алагирское ущелье Северной Осетии.
На южной стене часовни находится фреска с изображением Святого Георгия. Фреска датируется XIII-XIV вв.
Постараюсь посетить это место в январе, может быть удастся более подробно описать и показать часовню и фрески.

Посмотреть вложение 320787Посмотреть вложение 320788Посмотреть вложение 320789

Съездил. В настоящее время внутрь часовни доступ закрыт. Сделал пару фото снаружи.

P20104-122241.jpgP20104-122300.jpgP20104-122605.jpgP20104-122541.jpgP20104-122327.jpg
 

Вложения

  • P20104-122300.jpg
    P20104-122300.jpg
    1.9 MB · Просмотры: 86
Интересный образ Св.Георгия на ладанке. Непонятный мне период.
 

Вложения

  • 9136b1.jpg
    9136b1.jpg
    166.7 KB · Просмотры: 94
  • 9136b2.jpg
    9136b2.jpg
    153.5 KB · Просмотры: 85
Бывают такие обломы :-( Мы в Мелётово под Псковом два раза ездили из Москвы посмотреть фрески Успенской церкв, и так и не попали, сначала просто была закрыта, потом на реставрации... Надеюсь, хоть в этом году попадём.
А может и к лучшему - всегда есть повод вернуться!
 
Бывают такие обломы :-( Мы в Мелётово под Псковом два раза ездили из Москвы посмотреть фрески Успенской церкв, и так и не попали, сначала просто была закрыта, потом на реставрации... Надеюсь, хоть в этом году попадём.
А может и к лучшему - всегда есть повод вернуться!
О, благодарю за новую локацию! Планирую в Псков в этом году.
 
Польский ездюк. 1990-го года?! Фамилия весьма знатная.
 

Вложения

  • Screenshot_6.jpg
    Screenshot_6.jpg
    159.6 KB · Просмотры: 74
  • Screenshot_7.jpg
    Screenshot_7.jpg
    135.8 KB · Просмотры: 76
Когда я ехал посетить Нузальскую часовню с ее древними фресками, мой путь пролегал по Алагирскому ущелью, богатому на различные археологические памятники. К слову сказать, в Алании есть множество мест посвященных или так или иначе связанных со Святым Георгием. Об одном из них я и расскажу ниже.



Уастырджи де мбал!​

Практически на самом въезде в Алагирское ущелье, если двигаться от Алагира в Сторону Цхинвала по транскавказской магистрали, находится интересный памятник изображающий всадника на коне. Статуя расположена в живописном месте над дорогой, на выступе из скалы, что предает ей монументальный и величественный вид. Это Уастырджи – один из героев Нарсткого эпоса, важнейшая фигура в традиционной религии осетин. Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов.

Согласно этимологии В.И. Абаева, общепризнанной в науке, Уастырджи есть не что иное, как иронская форма имени святого Георгия: уас – «святой», стыр – «великий», джи – «Джио, Георгий». Дословно – «святой великий Георгий». Дигорский диалект сохранил более древнюю форму – Уас Герги. Как видим, идентичность имен налицо и не вызывает возражений. Однако относительно соотнесенности образов святого Георгия и Уастырджи в народе бытуют два взаимоисключающих мнения. Одни, исходя из синонимичности имен, утверждают полную идентичность святых небожителей; другие, указывая на несоответствия собственно образов, доказывают их абсолютную несхожесть, вынужденно изменяя при этом этимологию. Так кто же такой Уастырджи, и как он связан с образом Георгия Победоносца?

Святой Георгий – реальное историческое лицо. Согласно житийной литературе, он был уроженцем Каппадокии из богатой и знатной христианской семьи. Возмужав, Георгий поступил на военную службу. Благодаря своей силе и отваге он быстро прославился и стал высокопоставленным офицером римской армии. Узнав о новой волне организуемых императором Диоклетианом гонений на христиан, Георгий раздал бедным все свое имущество, отпустил на свободу принадлежавших ему рабов и отправился во дворец. Здесь на проходившем в это время государственном совете в присутствии Диоклетиана он во всеуслышание заявил о своем исповедовании христианства. Святого схватили, в течение нескольких месяцев мучили и, не добившись отречения, в конце концов обезглавили за несгибаемую веру в Христа.



Церковь прославила святого великомученика, а в средние века он стал широко почитаться по всей Европе. Причем произошел совершенно закономерный процесс: образ святого Георгия наложился на образы некоторых мифо-эпических персонажей, в том числе героев-змееборцев. Подобное характерно для народного сознания: это делало образ любимого святого понятным и позволяло, так сказать, приспособить его благодатную силу для своих нужд – заручиться небесным покровительством в определенных сферах общественной жизни, молитвенно обращаться к святому для сохранения урожая, рождения детей, сохранности дома, избавления от болезней и т.д.

Аланы-осетины не стали исключением. В дохристианский период у алан, возможно, существовал определенный образ небожителя, созвучный святому Георгию, особо почитаемый воинами. Создатели собственной блестящей воинской культуры увидели в святом Георгии образ идеального воина. Отсюда и проистекает своего рода специализированное почитание Уастырджи: его покровительства искали аланские воины, образом жизни которых был балц (поход). Схожая ситуация наблюдалась в рыцарской среде средневековой Европы.

Другими словами, Уастырджи (святой Георгий) воплотил в себе культурно-исторические особенности аланского восприятия.

По авторитетному мнению видного осетинского этнолога Вилена Уарзиати, почитание святого Георгия – Уастырджи / Уасгерги (дигорский диалект) восходит к временам проповеди равноапостольной Нины (IV в.). Проповедуя учение Христа среди иберов и алан, святая Нина упоминала и своего родственника – великомученика Георгия и ввела обычай отмечать дни памяти колесования святого в 20-х числах ноября. В Грузии праздник Горгоба (груз.) отмечается с IV века. Позже этот праздник получил распростарнение и среди ближайших соседей – иберов, алан – под названием Джеоргоба / Георгоба. В данном случае имеет место чисто кавказский христианский праздник. В Греческой и Русской Церквах отмечается не день колесования, а день усекновения главы святого Георгия – 23 апреля по старому стилю.

Всенародное почитание святого Георгия усилилось в период массового обращения алан в Православие в начале Х века, когда аланские цари провозгласили христианство государственной религией. В это время была создана Аланская митрополия в составе Константинопольского патриархата и крупные религиозные центры, о значительности которых говорят древние аланские храмы в Нижнем Архызе (нынешняя территория Карачаево-Черкессии).

Гибель Аланского государства под натиском татаро-монгол в XIII веке, истребление большей части населения, разорение городских центров вынудило алан отступить в горные ущелья. В течение последующих четырех веков остатки алан были вынуждены выживать в тяжелейших условиях изоляции, по мере сил сохраняя наследие предков. В то время в народе, лишенном национального священства и церковного окормления, укореняются религиозные верования, представляющий собой сплав христианских догматов и традиций и древних и новых народных обрядов. Естественно, в ходе этого процесса менялись образы многих христианских святых и укоренившиеся в период христианизации Алании традиции и представления. Стал искажаться и образ святого Георгия. Именно тогда Уастырджи – святой Георгий стал почитаться в образе седобородого старца (олицетворение мудрости и многоопытности, без которых трудно выжить в условиях горных ущелий).



Но благодаря глубокому восприятию образа святого Победоносца в эпоху аланской государственности, в народном сознании он сохранился настолько, что с возвращением ортодоксальной христианской проповеди в скором времени и без особого труда был вновь признан «своим» и отождествлен с Уастырджи.

07--.jpg4533659.jpg4533660.jpg
 
Едешь такой по Питеру, а тут вдруг: Уастырджи де мбал (Да хранит тебя в пути Святой Георгий!) И сразу на душе становится чуточку теплее:)

ytgJUMxiBgI.jpg
 
Сегодня наконец-то получил, чему очень рад! Пока ждал, нашёл аналог в каталоге. Оказался (ась), если назвать ладанкой, XV-XVI веком! Размер 5,6х4,2 см.
Как раз с лета муссирую этот период: развал Золотой Орды, Иван III, Иван IV , завоевание Сибири... И тут, бах!
Вот аналог и мой в сравнении. Ещё не мытый, правда... Сейчас осталось Деньгу наградную на шапку найти.
 

Вложения

  • 353670700.jpg
    353670700.jpg
    435.9 KB · Просмотры: 90
  • Screenshot_1.jpg
    Screenshot_1.jpg
    69.9 KB · Просмотры: 76
  • SG XV-XVI w.jpg
    SG XV-XVI w.jpg
    186.5 KB · Просмотры: 78
Последнее редактирование:
Сегодня наконец-то получил, чему очень рад! Пока ждал, нашёл аналог в каталоге. Оказался (ась), если назвать ладанкой, XV-XVI веком! Размер 5,6х4,2 см.
Как раз с лета муссирую этот период: развал Золотой Орды, Иван III, Иван IV , завоевание Сибири... И тут, бах!
Вот аналог и мой в сравнении. Ещё не мытый, правда... Сейчас осталось Денгьу наградную на шапку найти.
Занятно, одна рука...
 
Едешь такой по Питеру, а тут вдруг: Уастырджи де мбал (Да хранит тебя в пути Святой Георгий!) И сразу на душе становится чуточку теплее:)

Посмотреть вложение 321991
Да... спасибо за новое слово. Но возникает все же диссонанс. Если, пораскинуть мыслями (то есть копнуть гугл , что в принципе сейчас одно и тоже), то первое, что выскакивает
Приезжая домой в Осетию, всегда заезжаю в Алагирское ущелье к памятнику Уастырджи. Мне непонятно, почему это место на сайте до сих пор называется "Статуя Георгий Победоносец выскакивает из скалы". Я уже раза три писал, что это не соответствует действительности, но воз и ныне там. Это тоже самое, что балалайку назвать маленькой гитарой с тремя струнами. Уастырджи де мбал!

это не Георгий(!)

ну и там же
Буквально неделю назад приехала из Сев.Осетии (отдыхала в Дигории). Так вот, все местные недоумевают и возмущаются, что этого самого почитаемого святого почему-то называют Георгием. Уастарджи он (на разных наречиях немного по-разному произносится, но похоже), а не Георгий

fenderast.jpgfenderast1.jpg
Фаендараст вообще на разные мысли наводит. От Фандорна до, прости Господи.. :drinks2:
 
Да... спасибо за новое слово. Но возникает все же диссонанс. Если, пораскинуть мыслями (то есть копнуть гугл , что в принципе сейчас одно и тоже), то первое, что выскакивает


ну и там же


Посмотреть вложение 322069Посмотреть вложение 322070

Фаендараст вообще на разные мысли наводит. От Фандорна до, прости Господи.. :drinks2:

Фаендараст - это пожелание счастливого (доброго) пути (букв. прямая дорога).

 
Да... спасибо за новое слово. Но возникает все же диссонанс. Если, пораскинуть мыслями (то есть копнуть гугл , что в принципе сейчас одно и тоже), то первое, что выскакивает

Есть разные версии, я ни с кем не спорю на этот счет, но сам склоняюсь к версии Василия Ивановича Абаева, которую и озвучил выше.
 
Сегодня наконец-то получил, чему очень рад! Пока ждал, нашёл аналог в каталоге. Оказался (ась), если назвать ладанкой, XV-XVI веком! Размер 5,6х4,2 см.
Как раз с лета муссирую этот период: развал Золотой Орды, Иван III, Иван IV , завоевание Сибири... И тут, бах!
Вот аналог и мой в сравнении. Ещё не мытый, правда... Сейчас осталось Денгьу наградную на шапку найти.
Интересная вещь! А что за наградная деньга?
 
Интересная вещь! А что за наградная деньга?
Не совсем деньга- фалеронимы, правильней. Это как-то и в фильме о коллекции Шейна проскакивало. Я дискуссии так и не добился от коллег.
Монеты, предназначавшиеся для награждения отличившихся в боевых действиях. Для меня пока тема весьма мутная.
 

Вложения

  • монетомедали Эрмитаж (1).jpg
    монетомедали Эрмитаж (1).jpg
    468 KB · Просмотры: 75
  • монетомедали Эрмитаж (2).jpg
    монетомедали Эрмитаж (2).jpg
    256.7 KB · Просмотры: 86
  • Шеин.jpg
    Шеин.jpg
    45.4 KB · Просмотры: 74
  • 20211205_221757.jpg
    20211205_221757.jpg
    1 MB · Просмотры: 90
  • 20211205_221819.jpg
    20211205_221819.jpg
    437.7 KB · Просмотры: 86
Сверху