Верещагин о Скобелеве и Георгиях

JapanX

Модератор
Регистрация
14 Май 2013
Сообщения
68,759
Реакции
349
Адрес
モスクワ
p0046.jpg

p0046 -.jpg


Василий Васильевич Верещагин
Скобелев. Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878)​
 
И ещё одна любопытность из тех же воспоминаний :blush2:

p0050.jpg
 
Вот тут крест художника получше виден. Орден получен Верещагиным за отличие в Средней Азии, когда он, в отсутствие офицеров, возглавил контратаку солдат. Хотя художник не состоял в рядах армии, его все любили и решили отметить высокой наградой. А т.к. Верещагин когда-то окончил Морской корпус и имел офицерский чин, то и крест ему полагался офицерский.
 

Вложения

  • Верещагин ВВ.jpg
    Верещагин ВВ.jpg
    163.2 KB · Просмотры: 784
А с "Георгием не в ту сторону" не все так просто. Крест у Кауфмана был не из "французского магазина", а обычный, капитульный. После замечания императора была составлена комиссия, которая стала разбираться: откуда взялся "неправильный" крест. Было выяснено, что изображение Георгия на орденах делается по образцу московского герба, а герб при Александре Втором был изменен и направление движения коня также было изменено. Поэтому и капитул стал заказывать кресты с Георгием, скачущим влево. Солдатских крестов изменение не коснулось. Императору было доложено об этом обстоятельстве и он высочайше повелел возвратить на орденские знаки прежнего, "правого" Георгия.
Ордена с движением коня налево сегодня встречаются очень редко, чаще это подделки.

Кстати, все воспоминания офицеров и генералов 19 века показывают, с каким вниманием и пиететом тогда относились к внешнему виду награды и какое значение этому все придавали. Поэтому, когда сегодня пытаются показывать кривоватые медальки с грубо нацарапанным шрифтом или уродливые кресты, выдавая их за "частников", то нужно понимать: в императорской армии никто и никогда не взял бы их даже в руки, не говоря уж о том, чтобы носить.
 
Последнее редактирование модератором:
Вот тут крест художника получше виден.

Хороший фотопортрет :wink3:

Орден святого Георгия 4-й степени "в воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г. Самарканда, с 2 по 8 Июня 1868 года".

"Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами Бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го Июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели"
 
Хранится в рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике (поступило из Сапожковского районного музея в 1956 году)

7.jpg

170х168
 
Довольно любопытная (и более чем бойкая :wub:) заметка была опубликована 2 марта 1911 года В.М. Дорошевичем в Русском слове.

ВЕРЕЩАГИНЫ

Трагическая семья.

Над нею тяготеет древний "рок".

Верещагины не умирают:

- У себя в постели.

В.В. Верещагин утонул на "Петропавловске".

Один из его братьев погиб под Плевной, и существует ужасное предположение...

Суровый художник вспоминал о своем покойном брате с особою нежностью, со страданием.

Брат Верещагина был оставлен во время отступления тяжело раненный... Существует предположение, что он был замучен баши-бузуками.

Другой брат, генерал, старик, застрелился в Петербурге два года тому назад.

Теперь застрелилась Лидия Васильевна Верещагина, вдова художника.

У всех еще в памяти В.В. Верещагин.

Могучая, стальная фигура. Блестящий, оголенный череп. Длинная, с сильной проседью, борода. Суровый, энергичный взгляд. Георгиевский крестик в петлице.

С этим суровым и доблестным украшением он не расставался никогда.

В Верещагине было нечто львиное.

В его великодушии.

Весь свой огромный талант он отдал:

- Войне с войной.

И в то же время он был воином.

Летел на войну.

Жил на войне.

Участвовал в военных действиях и принимал самое горячее участие в военных советах.

Так хирурги любят свое дело, и именно потому, что всю жизнь свою проводят за тяжелыми операциями, особенно ценят человеческое здоровье.

У него была львиная отвага.

Накануне переправы через Дунай главнокомандующий со свитой стояли на высоком берегу. Снаряды не долетали до них, ложились внизу, на берегу и у берега.

И вдруг видят: внизу, у самой воды, среди шлепающихся снарядов, сидит какой-то человек.

Посмотрели в бинокль:

- Верещагин!

Окрики не долетали до него. Кто-то вызвался с опасностью для жизни спуститься и передать художнику приказ. "Немедленно уйти".

- Что вы тут делаете?

- На этюде.

Верещагин зарисовывал "световые эффекты". Разрыв снарядов в воде.

- Это совсем не так страшно, как думает публика! - говорил мне один укротитель зверей. - Львы рычат ведь не только потому, что хотят разорвать. Часто он просто ласкается. Но у львов все страшно.

От его любопытства веяло чем-то страшным.

Он очень любил Скобелева.

И потому присутствовал при его вскрытии.

- Скобелев никогда не выдавал страха! - рассказывал Верещагин. - Но чего это ему стоило? Когда его вскрыли, я держал в руках его сердце. Оно разнималось по волокнам, как вареная говядина.

Он просил, чтобы приговоренных к смерти баши-бузуков:

- Повесили поскорее. Пока светло.

Чтоб "зарисовать".

Спокойно, без дрожи, по-львиному зорко, все схватывая, наблюдая, присутствовал он при таких сценах, от которых охватывает ужас.

Он рассказывал о казни политических:

- Когда выдернут скамейку, - человек закрутится. Начнет быстро-быстро перебирать ногами, словно бежит. И локтями связанных рук делает движения кверху, - словно зарезанная птица бьется. Веревка крутится. Закручивается, останавливается и начинает раскручиваться. Сначала медленно, потом быстрее, потом опять медленно. Опять остановка. И снова начинает крутиться в другую сторону. И так то в одну, то в другую сторону, все медленнее, короче, и наконец тело повисает. Под ним образуется лужица. А как казнь совершена, бросаются представители "лучшего общества" за куском веревки "на счастье в картах". Рвут друг у друга.

Он рассказывал, как писал свои картины.

Во всех жестоких подробностях.

У него были львиные движения.

Император Александр II с приближенными осматривал выставку его военных картин, которая завтра должна была открыться для публики.

Перед одной из них, особенно ужасной, передававшей особенно возмутительный эпизод войны, государь остановился:

- Этого не может быть! Это неправда. Верещагин вынул нож, вырезал картину и разорвал ее.

- Что ж я мог сказать, когда я сам, своими глазами, видел эту сцену? Зорким, львиным взглядом он видел то, что не видели другие.

Он говорил по поводу своей запрещенной серии картин "Святое семейство":

- Рассказы о "доброй Деве Марии" живут в Иерусалиме среди женщин, матерей семейств. Мусульмане молятся Ей, когда у них заболевают дети. "Она любила детей". У нас рисуют Богоматерь молодою даже пред успением. Но женщины на Востоке рано старятся. Я хочу написать Ее "доброй бабусей". Бесконечно доброй. Такой, какой Она любила детей и какою дети любили Ее.

В Петербурге, после тяжелых рассказов о смертных казнях, я, возвращаясь от Верещагина поздно ночью, попал на пожар, на котором погибло 11 человек.

Дом был охвачен пламенем снизу.

Люди кидались из окон пятого этажа на вымощенный камнем двор.

Мы встретились с Верещагиным на следующий день.

Я рассказал ему виденный ужас.

Он заметил:

- Напрасно не написали. Репортеры наврали. "Хруск костей". Когда человек падает с большой высоты, никакого хруска не слышно. Тупой звук. Словно упал тяжелый, мягкий, плотно набитый мешок. Вы заметили?

Он любил жестокую точность.

- Эта сюита Сэн-Санса вам нравится потому, что он взял темой целиком настоящий мотив. Из жизни. В полночь напев муэдзина. Я в Алжире не спал по ночам, чтоб послушать, как ночью звучит над заснувшей землею с минарета призыв муэдзина. Отсюда музыка Сэн-Санса.

- Какая фантастическая игра красок! - нельзя было удержаться от восхищения при виде его "Восхода солнца на вершинах Гималаев".

- А все правда. Я неделями мерз в горах, карауля ясное утро, чтоб горы не были покрыты тучами. И дождался. Увидел!

По-львиному он любил пустыню. Ночь. Поля, от которых веет смертью. Зорко смотрел. Чутко слушал. И находил интерес там, где мы чувствуем только ужас.

Как лев, он жил со своей львицей уединенно, вдали, в пустыне, вдвоем.

Хотя и около самой Москвы.

За Даниловской слободой, за Серпуховской заставой.

Здесь сибирская глушь в XVI веке, - хотя всего час езды от столицы.

Кругом кирпичные заводы и ломка глины.

Отсюда каждый праздник "доставляют" в Павловскую больницу насмерть избитых и убитых людей.

Какое бездорожье, ухабы, рытвины, трясина. Какие дикие, живописные косогоры.

Среди этого, вдали от человеческого жилья, стояла:

- Усадьба Верещагина.

На четвертый, на пятый звонок вам с недружелюбным удивлением отворял одичавший старик.

- Да вам кого? Верещагина, говорите? Василья Васильевича? Надоть? Ну, если надоть, - уж пойдемте!

И вел вас аллейкой, двором, охраняя от огромных лохматых черных "невиданных" псов.

- Из Америки. Из моего путешествия привез. Особая порода. Потомки тех, которые стерегли негров на плантациях. Разорвут. Звери.

Дом, строгий, простой, с деревянными неоклеенными стенами, - почти целиком состоял из огромной светлой мастерской. От него кругом веяло суровостью, величием и жутью.

- Вот кожаный складной стул Скобелева, на котором он сидел, следя за боем.

Сколько сражений видел он.

- Вот значок Скобелева.

Вышитый, если не ошибаемся, его матерью.

- Вот план взятия крепости такой-то в Испании. Видите, все исписано рукой Скобелева. По этому плану взят Геок-Тепе.

Куда ни взглянешь, - этюды умирающих, раненых, эскизы трупов, убитых, замерзших.
 
Кровь, страдания, смерть.

Настоящее логовище льва с разбросанными остатками добычи.

В Верещагине текла суровая, сибирская кровь.

Фамилия его, - от сибирского слова "верещага", - говорит о сибирском происхождении их семьи.

Товарищей он не знал.

Других художников не любил, как другие художники не любили его.

В знакомых не нуждался.

"Поклонников" встречал неприветливо.

- Мне хотелось бы приобрести что-нибудь ваше, глубокоуважаемый Василий Васильевич. Хотя небольшую, знаете, вещицу!

- К вашим услугам. Что угодно?

- Вот хоть это.

- Это?

Две полосы. Зелень и небо. Заметка из записной книжки художника. Для памяти. Подобрал интересный оттенок цвета.

- Цена - пятьсот рублей.

- Пятьсот?.. Но я с удовольствием. Только... Василий Васильевич... здесь подписи нет... Уж будьте любезны подписать... Пожалуйста!

- С подписью? С подписью цена три тысячи рублей.

- Три тысячи?!

- Вам хочется иметь "Верещагина"? Что - безразлично. Ведь это имеет смысл только для меня. Штрих для картины. Для вас никакого интереса. Но вам нужен непременно "Верещагин"! Что-нибудь "поменьше", "подешевле". Но "Верещагин"! Для "имени", для коллекции, "для комнат". Это стоит три тысячи рублей!

- Право... извините... не могу таких денег...

- Да вам что нужно? Картина? Если только это картина! Картина стоит триста, подпись - три тысячи.

И смотрит холодно, спокойно. "Поклонник" не знает, как ему уйти:

- Такой тяжелый человек!

Мало кто звонился у этого негостеприимного дома. Здесь, как лев со львицей, вдали от всех жил Василий Васильевич с "подругой дней его суровых" и со своими царственными замыслами:

- Показать, что такое война.

- Дать того Наполеона, который был в действительности.

- Показать, что такое смертная казнь.

- Написать священную историю в земной правде. И, - была такая мысль:

- Показать наказывающим наказание. Поехать и написать каторгу. Лидия Васильевна, и молодою еще женщиной, разделяла его суровое уединение.

А они были люди с любовью к жизни, как все.

Василий Васильевич любил рассказывать и слушать, у него была масса юмора, он любил смешить и смеяться, хохотал громко и любил вызывать смех.

Лидия Васильевна с интересом следила за жизнью по газетам: смеющийся фельетон был ее любимым чтением.

Но, подозрительные и чуткие, как пара львов, они сторонились людей и настораживались, когда приближался:

- Чужой.

Сами не подходили ни к кому, и к ним трудно было подойти.

И от удовольствий их веяло суровостью.

Для удовольствия они проводили лето на Северной Двине.

Василий Васильевич покупал барку. Поселялись в барке и спускались на ней вниз по реке.

То плыли, то приставали на недели к пустынному берегу.

Василий Васильевич писал этюды. Лидия Васильевна варила уху и жарила рыбу.

Временами лев покидал свое жилище и уходил на царственную охоту.

Отправлялся в путешествие по Индии.

По Америке.

Почуял в адмирале Макарове "Скобелева моря" и ушел на Дальний Восток.

Львица оставалась одна, ждать возвращения супруга с добычей.

И однажды лев ушел на охоту и не вернулся.

Львица осталась одна.

И в самой смерти ее - страдающая львица.

Она кончила с собой "за три дня до смерти".

Не боялась умереть, но не хотела умирать.

И в то время, как все кругом думали только, как бы продлить, какой бы то ни было ценой продлить жизнь, - она твердою рукой перерезала нить жизни и страданий.

Женщина из "семьи богатырей".
 
Среди художников во все времена хватало неадекватных людей, страдающих психическими отклонениями. Очень многих губит успех, художник сразу всходит на видимый ему одному пьедестал, обособляет себя от людей. Впрочем, у Верещагина это было с детства, один скандал с демонстративным отказом от службы после окончания корпуса чего стоил. Ценить свою подпись в шесть раз дороже картины - это жуткая гордыня, как и демонстративное уничтожение своей картины (речь идет о "Забытом", где в степи лежит тело забытого солдата). И вовсе царь не говорил: "Такого не может быть!" Было сказано: "В моей армии не должно быть таких "забытых"!
А так художник, как художник. Вот двери в Самарканде он старательно нарисовал, это факт.
 
Журналист, конечно, кое-что присочинил.
А как иначе?
Журналист без врак, как солдат без ружья - сплошное недоразумение :blush2:

И вовсе царь не говорил: "Такого не может быть!" Было сказано: "В моей армии не должно быть таких "забытых"!

И это тоже искажение :biggrin:

"Однако «Забытый» вызвал резкое осуждение Александра II. Во время осмотра выставки император молча слушал пояснения сопровождавшего его автора. Внимательно изучив полотно «Забытый» и несколько других, он резко заявил художнику: «В моей армии таких случаев быть не могло и не может быть». По свидетельству современников, император нашел картину «Забытый» «неправдивой в отношении туркестанских войск» и тенденциозной.

Узнав о реакции Александра II, генерал Кауфман, в подчинении которого всё еще находился Верещагин, поспешил выразить и «свое» мнение о «Забытом» и некоторых других полотнах. В присутствии пришедших на выставку высокопоставленных армейских чинов он стал упрекать художника: якобы он никак не мог видеть брошенного своими товарищами погибшего солдата и всё это «нафантазировал». Публично спорить с начальником Верещагин не стал, хотя мог бы ответить Кауфману, что тела павших русских солдат, которых по сложившимся обстоятельствам товарищи не смогли вынести с поля боя, он видел вблизи самаркандской крепости, и что они были уже обезглавлены неприятельскими воинами. Если копнуть глубже, весь этот шум возник вокруг названия картины — «Забытый». Назови художник свое полотно, например, «На поле боя», оно, вероятно, не вызвало бы столь резкой реакции"
 
:wink3:

"В этом отношении характерен случай с Николаем II. Вторую выставку его наполеоновской серии [Вторая выставка, на которой демонстрировалась наполеоновская серия картин Верещагина, состоялась в 1896 г. Но посещение верещагинской выставки Николаем II, по-видимому, относится к 1900 г. На первой выставке в Москве Николай II не был. При встрече с Вильгельмом II последний, который очень ценил Верещагина и был с ним в переписке, – завел с Николаем разговор о верещагинской выставке, которая около того времени была в Берлине. Царь был сконфужен, что не видел картин. После этого вел. кн. Евгения Лейхтенбергская уговорила Верещагина устроить вторую выставку в Петербурге. Тот было отказывался, наконец, согласился с условием, что весь доход с нее пойдет в пользу женских курсов] после долгих колебаний и препятствий со стороны не терпевшего его [Верещагина] вел. кн. Владимира Александровича посетил Николай II. Василий Васильевич своим непринужденным, веселым обращением сразу изменил натянутую придворную атмосферу. С большим интересом царь выслушивал образные, подробные объяснения художника и пробыл на выставке необычно для него долгое время; с картин перешли в последний зал, где были помещены фотографии с прежних работ Верещагина, между прочим, и с уничтоженных им «Забытого» и двух других. Все обошлось бы благополучно, если бы одному из придворных, камергеру И.П. Балашеву, видевшему, что царь заинтересовался этими уничтоженными работами, не пришло в голову сказать: «Ваше Величество, прикажите ему написать их снова!» Верещагин вскипел, подошел к камергеру наклонился к его уху (тот страдал глухотой) и резко заявил: «Мне приказать. Ваше Превосходительство, нельзя, меня можно просить!» Предоставляю судить о впечатлении, произведенном этой фразой. Царь быстро уехал, а вел. кн. Владимир Александрович, не бывший с ним и демонстративно поехавший в тот же час на выставку «Мира искусства», как передавали, сказал царю: «Что? Я говорил тебе, что нарвешься на грубость! Не поверил!?» [Автор ошибается. Выставка «Мир искусства», которую в то время, по его словам, посетил вел. кн. Владимир Александрович, а 1896 г. еще не существовала].

Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине
 
[Автор ошибается. Выставка «Мир искусства», которую в то время, по его словам, посетил вел. кн. Владимир Александрович, а 1896 г. еще не существовала].

Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине

Вот вот...
ошибается автор или придумал? Опубликованы мемуары были в 20-х годах , если я не ошибаюсь? Не пнуть старый режим ведь просто нельзя было.
 
Кто там кого и за что пинал - разобраться теперь невозможно.
Каждый пишет как помнит и что слышал.
А некоторые и без воспоминаний обходятся :wink3:

А так, я предпочитаю воспоминания простых матросов :blush2:

«Вышли мы в море. Японская крейсерская эскадра, завидя нас, повернула навстречу своей. Вдогонку дали им шестнадцать выстрелов. Ушли. Мы продолжали преследовать. Потом показались четырнадцать вымпелов, а нас девять; мы повернули назад. У японцев почти все крейсера бронированы, у нас бронирован один «Баян». Пришли мы на рейд. «Петропавловск» впереди. Я стоял на мостике боевой рубки и разбирал сигналы по сигнальной книге. Как дали последний сигнал адмирала «миноносцам войти в гавань», ход замедлили, почти стали. Вдруг корабль вздрогнул, раздался ужасный взрыв; за ним другой, третий, как будто у середины под мостиками. Я бросился к дверям рубки, откуда выходил офицер, вероятно штурман, тогда я выскочил в окно. Корабль наш кренило. На мостик увидел я адмирала, он лежал в крови ничком. Я бросился к нему, хотел поднять. Корабль точно куда-то падал; со всех сторон сыпались обломки, что-то гудело, трещало, валил дым, показался огонь. Я вскочил на поручни, меня смыло, но я успел за что-то ухватиться. Меня потянуло вниз. Помню еще падающие мачты, потом – ничего. Был у нас на корабле старичок, красивый, с белой бородой, все что-то в книжку записывал, стоя на палубе. Вероятно утонул. Добрый был»

Выживший сигнальщик Петропавловска Бочков
[цитируется по Кравченко Н.М. Последние дни и смерть В.В. Верещагина. СПб.. 1904, с. 14]​
 
Среди художников во все времена хватало неадекватных людей, страдающих психическими отклонениями.

а где их не хватало? Гениальность и помешательство... Гениальность или помешательство..

Актеры, сэр... Что от них можно ждать хорошего? Импровизация. Каждый в душе - Гамлет!
 
Среди художников во все времена хватало неадекватных людей, страдающих психическими отклонениями. Очень многих губит успех, художник сразу всходит на видимый ему одному пьедестал, обособляет себя от людей. Впрочем, у Верещагина это было с детства, один скандал с демонстративным отказом от службы после окончания корпуса чего стоил. Ценить свою подпись в шесть раз дороже картины - это жуткая гордыня, как и демонстративное уничтожение своей картины (речь идет о "Забытом", где в степи лежит тело забытого солдата). И вовсе царь не говорил: "Такого не может быть!" Было сказано: "В моей армии не должно быть таких "забытых"!
А так художник, как художник. Вот двери в Самарканде он старательно нарисовал, это факт.

Каждый обладает талантом. Что встречается редко, так это смелость следовать за своим талантом в неизвестность, в которую он ведёт.:wink3:
 
И охота тебе цитировать высказывания не очень умных людей (Е.Лонг) в теме про хорошего художника и его боевую награду? :blush2:
 
И охота тебе цитировать высказывания не очень умных людей (Е.Лонг) в теме про хорошего художника и его боевую награду? :blush2:

Наверное охота, раз цитирую :drinks: . Не знаю, правда, кто такой Е.Лонг...
Не всегда под рукой русская клавиатура, поэтому пишу слишком кратко, но обычно ты меня понимаешь :wink3:
Среди художников во все времена хватало неадекватных людей... Так в том и дело, что кому неадекватный, а кому и талант.
один скандал с демонстративным отказом от службы после окончания корпуса чего стоил.
Достоевский тоже бросает службу и садится писать "бедных людей", без копейки в кармане.
Или к примеру шахматист Фишер... Бросил школу в пятнадцать лет, чтобы полностью отдаться шахматам, чему там в школе то научат, учителя глупы и все такое.
В общем такие вот мысли вслух.
 
А вот это по-настоящему чудесные (и пророческие!) слова

— Денщик со мной не разлучался и не выходил из огня, а я и ему не дал креста, потому что он слуга, а не солдат. Этак мы до того дойдем, — намекал он на всем известные факты, — что и кучеров, и поварят, и всякую сволочь украсим военными орденами, а те, кто за нас умирает, никогда не дождутся знака отличий!
 
Сверху