Небольшое лирическое отступление - поговорим о преподавателях вузов,
профессорах, доцентах и об их ученых степенях.
ВВОДНАЯ
Первым в России вопрос о введении ученых степеней, навеянный собственной многолетней учебой в Германии, поднял великий российский ученый-реформатор Михаил Васильевич Ломоносов. В 1764 г. он подготовил и направил на рассмотрение императрице Елизавете Петровне проект указа о предоставлении Академии наук и Московскому университету права производить «всех достойных выпускников университетов» России по примеру европейскому «в лицендияты и в докторы» на юридическом и медицинском факультетах, а на философском факультете – «в магистры и докторы» [57].
С Указа Императора от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ» началась официальная история присуждения ученых степеней с участием российских государственных органов управления [27, 57]. В «Сборнике распоряжений по Министерству народного просвещения» этого же года указывалось: «Никто не может быть профессором, не быв прежде доктором, и адъюнктом, не имея звания магистра, кроме россиян и иностранцев, определяемых по особенности известности в ученом свете …». Тем самым подчеркивалась значимость получения ученых степеней в педагогической иерархии университетов. Согласно этому указу, "право давать ученые степени или достоинства" предоставлялось четырем университетам: Московскому, Дерптскому (с 1893 года – Юрьевский, позднее Тартусский университет, Эстония), Казанскому и Харьковскому. С ноября 1804 г., когда были утверждены уставы этих университетов, содержащие раздел «об испытаниях и производстве в университетское достоинство» (т.е. регламентировали научную аттестацию), началась систематическая подготовка и аттестация научных кадров в России [27, 39].
Такое право имел и Виленский университет. На него не распространялось действие общероссийского «Устава учебных заведений, подведомственных университетам» (1804). Виленский университет руководствовался своим уставом. Еще позднее право присуждать ученые степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге.
Как это было отмечено в разд. 1.2, отталкиваясь от западноевропейской системы аттестации, Россия пошла своим путем. Главное отличие состоит в том, что получив право присуждения ученой степени, все российские университеты руководствовались одинаковыми требованиями к процедуре защиты и уровню подготовки претендентов на ученые степени [39]. Лишь до 1816 г. присуждение ученых степеней осуществлялось на основе уставов университетов и сложившихся в каждом из них традиций. После скандала вокруг так называемой «дерптской аферы» по продаже дипломов в Дерптском университете Министерством народного просвещения защиты диссертаций на соискание ученых степеней в России были приостановлены. Было принято решение о разработке и принятии на государственном уровне соответствующего нормативного документа, в котором регламентировались требования как к самой диссертации, так и к процедуре ее защиты.
С 1819 г. вступило в действие «Положение об ученых степенях», обязательное для всех университетов России. Отметим, что это положение определяло не только узаконивало унифицированный, обязательный для всех университетов процедурный регламент присуждения ученых степеней, но и определяло науки, по которым могут проводиться испытания на ученые степени; деление наук на 4 факультета (раздела) - богословский, юридический, медицинский и философский авторы [39] считают прообразом номенклатуры специальностей. Его основные разделы были доработаны и уточнены в последующих «Положениях», принятых в 1837, 1844 и 1864 г.г. Согласно им, ученые степени ранжируются по схеме «действительный студент - кандидат - магистр – доктор». Право присуждать такие ученые степени давалось факультетам университетов. ученые степени кандидата, магистра и доктора предусматривалось давать с соответствующим произведением в чиновничьи классы согласно «Табеля о рангах». Контроль за деятельностью ректоров и профессорских коллегий университетов в области присуждения ученых степеней был возложен на Министерство народного просвещения России. Министерство постоянно совершенствовало правила «производства в ученые степени» [110]. Следует отметить, что в XIX в. было издано несколько десятков царских указов и министерских циркуляров, утвержденных императором, касающихся присуждения ученых степеней.
Росту престижа университетов как центров науки и образования способствовало учреждение в 1835 г. на территории Российской империи восьми учебных округов: Петербургского, Московского, Дерптского, Казанского, Харьковского, Киевского, Одесского и Белорусского. Университеты во главе с попечителями округов определяли уровень образования на их территории.
Утвержденный в 1835 г. новый «Общий устав императорских российских университетов» определял права и свободы учебных заведений. В нем устанавливались преподавательские должности в университетах и ученые звания: профессор (в литературе можно встретить еще приставку ординарный или полный, что соответствовали еще одному названию - штатный), экстраординарный профессор или адъюнкт-профессор (нештатный, или еще не аттестованный соответствующими комиссиями на факультетах университетов, что-то близкое нашему и.о.), доцент, приват-доцент, лектор, ассистент, лаборант. После введения новой редакции Положения в 1863 г. звание адъюнкт-профессора заменено на звание доцент. По уставу университетов от 1835 г., на должность профессора мог претендовать только доктор наук по профилю соответствующего факультета. Чтобы стать доцентом, надо было иметь степень магистра по определенной отрасли знаний.
Ученое звание профессора и доцента присваивались «профессорскими коллегиями» факультетов университетов и утверждались ректором. Уставом университетов с 1884 года были упразднены должности штатного доцента. С этого времени для занятия должности приват-доцента достаточно было сдать магистерский экзамен и прочитать на закрытом заседании две пробные лекции перед «профессорскими коллегиями» (одна по теме, определенной факультетом, а вторая – по выбору самого лектора).
Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет. Известны случаи, когда профессора-экзаменаторы задавали предварительно до 200-300 вопросов (каждый исходя из своего видения проблемы подготовки магистранта) и примерно такой же список рекомендуемых книг. Общий список утверждался факультетом. Считалось: если соискатель не знает детально состояние вопроса, то он как ученый несостоятелен. Экзамен должен был дать представление научной общественности о том, насколько соискатель владеет знаниями по всему спектру предметов факультета. В истории российских университетов того времени известны единичные факты подготовки к такому экзамену за два года. Историк А.Е.Иванов [57] приводит имена только трех ему известных соискателей: историка В.О.Ключевского (1868), естествоиспытателя И.А.Каблукова (1882) и правоведа П.А.Сорокина (1916). Магистрант, утвержденный в должности приват-доцента, получал право читать лекции студентам, из-за чего магистерский экзамен стал все чаще сдаваться соискателями значительно раньше защиты диссертации (поначалу эти два мероприятия проводились через день), что несколько облегчало саму защиту для соискателей, требуя от них значительного напряжения сил. Такое было под силу не всем, от простого преподавателя университета требовалось только наличие соответствующего высшего образования.
Еще большую сложность представляли докторские экзамены, ибо считалось, что магистр должен обладать «историческими знаниями», а доктор – «критическими знаниями». На докторских экзаменах присутствовали не только члены факультета, но и всего университета. Докторанту предлагалось «неопределенное число вопросов словесных и четыре письменных по жребию». К средине 80-х годов XIX века во всех университетах этот экзамен был отменен. Усилия докторанта направлялись только на подготовку качественного квалификационного труда – диссертации. При этом докторская диссертация должна описывать «самостоятельные исследования какого-либо научного вопроса. Диссертация сия может заключать в себе более обширные исследования предмета магистерской диссертации, но не должна быть только повторяемой оной» [57]. Докторская диссертация обязательно должна быть написана и защищаться только на латинском языке. После защиты обязательной была процедура утверждения ученой степени доктора наук министром народного просвещения [39].
Сложности подготовки и защиты докторских диссертаций привели к тому, что большинство профессоров университетов в России на рубеже XIX-XX в.в. имели только магистерскую степень.
Претендующий на ученую степень кандидата должен был показать знания только по предметам, определяемым для факультета в объеме университетского курса. Знания оценивались оценками «удовлетворительно», «весьма удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Повторно экзамен можно было сдать только не ранее, чем через год. При этом практически сразу же одним из условий для получения соискателем ученой степени магистра и доктора стала подготовка диссертации и ее публичная защита перед учеными, известными своими научными достижениями в соответствующей отрасли знаний.
Ученая степень «действительный студент» давалась выпускникам университетов, успешно прошедшим обучение и получившим университетский диплом. Было особо оговорено, что «обучающийся студент, хотя так и называется, еще не имеет действительной студентской степени» (цит. по [39, с. 8]). В 1837 г. эта ученая степень была преобразована в звание «действительный студент», которое присваивалось всем выпускникам университета.
Отличительной особенностью ученой степени кандидата являлось то, она присуждалась лицам, достигшим значительных успехов в овладении университетскими курсами и написавшим диссертации. В 1884 г. ученая степень «кандидат» была упразднена. Вместо нее выдавался диплом 1-ой степени. Кандидатская степень сохранилась до 1918 г. только в Варшавском и Юрьевском университетах.