Высшая школа царской России - Дипломы и Свидетельства.

Диплом Императорского Московского Технического Училища
1909 года на плотной мелованой бумаге.

В советское время это знаменитая "бауманка".

Огромное количество выпущенных советских инженеров
как-то затмило тот исторический факт, что в царское
время их было очень мало. Цифры я приведу попозже,
однако, тот факт, что представленный док относительно
редок - озвучу.

Документ, как мы видим, подписан ректором вуза. Кстати,
профессор А.П.Гавриленко - это был первый ВЫБРАННЫЙ
ректор (отголосок революции 1905 года). Почти всегда
затеи с выборностью руководства заканчиваются плохо,
но эти идеи возникают и реализуются с завидным
постоянством. Ну, что же - освежить плохой исторический
опыт применительно к себе - это, видимо, в натуре человека.
 

Вложения

  • IMG_4822.jpg
    IMG_4822.jpg
    125.2 KB · Просмотры: 630
  • IMG_4823.jpg
    IMG_4823.jpg
    197.3 KB · Просмотры: 619
  • IMG_4824.jpg
    IMG_4824.jpg
    117.5 KB · Просмотры: 558
Последнее редактирование модератором:
Отдельно стОит остановиться на ЛЕСНЫХ инженерах.

Петербургский Лесной институт является старейшим
в мире лесным вузом и одним из первых в России вузом
вообще. Основан в 1803 году. За 114 лет своего
существования в царской России было выпущено
около 4300 специалистов (в среднем 37 в год), причем
за первые годы своего существования выпускалось
10 человек в год, а к концу периода - около 70-ти.

В своё время вузу очень повезло, что на него обратил
внимание такой неординарный человек, как министр
финансов (1823 - 1843) Канкрин.

Цитата из неизвестного источника:

"Егор Францевич Канкрин - граф, уроженец Германии, приехал в Россию после получения в Германии высшего юридического и экономического образования. Еще его отец поступил на службу к русским царям. В 1823 г. он был назначен министром финансов России [2]. Интересуясь эффективным управлением государственным имуществом, анализируя состояние финансов и ведя поиски источников увеличения доходов, Е.Ф. Канкрин обратил внимание на огромные площади лесов России, доходы от которых могли бы значительно пополнить государственную казну. Он вплотную занялся лесным хозяйством. В частности, придя к выводу, что для правильного ведения хозяйства в лесах России необходимы высокообразованные специалисты, познавшие и европейские лесные науки, он не только убедил Николая I, но и добился разрешения о ежегодном направлении за границу российских специалистов, хорошо окончивших Лесной институт, для усовершенствования в лесных науках. О командируемых он проявлял большую заботу, специально подготовил для них соответствующую инструкцию, в которой было предусмотрено все до мелочей, от сроков пребывания, до одежды, платы за проживания, учебу и покупку книг, не забыв даже затрат на мелочные расходы [2].
С 1816 по 1891 г. в Лесную академию г. Тарандт в Германии было зачислено 174 студента из России (из общего количества 690 иностранных студентов). А за тот же период в Лесной академии г. Эберсвальде прошли обучение 420 российских студентов [69]. Получив образование, эти специалисты внесли вклад в распространение у себя на родине основ лесного хозяйства и лесной науки, уже подтвердивших свою практическую ценность в Германии. В тарандской Лесной академии обучались также А.Е. Теплоухов, Г.Ф. Морозов и многие другие русские лесоводы. "
 
Последнее редактирование модератором:
Итак, лучшие лесные инженеры имели возможность
продолжить своё образование в Германии. Конечно,
в Европе россияне учились и по другим направлениям,
но в данном случае процесс был поставлен на
межгосударственный уровень.

Представленный документ - это свидетельство
о прохождении испытаний в Лесной Академии в
г.Эберсвальде. Официальная бумага с марками
госпошлины (немецкой и русской), нотариальным
переводом выполнена на бумаге с водяными знаками
и является полноправным свидетельством о высшем
образовании.

Особую пикантность ситуации придаёт её выдача
в период революции 1905 года, когда большинство
вузов, включая Лесную Академию в Петербурге,
было закрыто, и получение немецкого свидетельства
было чуть ли не единственной возможностью
зафиксировать свой статус специалиста.
 

Вложения

  • IMG_4838.jpg
    IMG_4838.jpg
    151.3 KB · Просмотры: 579
  • IMG_4839.jpg
    IMG_4839.jpg
    168.6 KB · Просмотры: 594
  • IMG_4840.jpg
    IMG_4840.jpg
    140.4 KB · Просмотры: 590
Последнее редактирование модератором:
Теперь поговорим об УНИВЕРСИТЕТАХ.

Именно Университеты давали в России основную массу
специалистов, достаточная часть которых обеспечивала
пополнение когорты государственных служащих.

Согласно Уставу вуз имел ЧЕТЫРЕ базовых факультета:

1. физико-математический (с естественным отделением),
2. историко-филологический,
3. юридический,
4. медицинский (с фармацевтическим отделением).

История российских университетов, ИМХО, это постоянный
конфликт просвещения и власти. Власть, готовящая себе
на службу просвещенных людей, зачастую получала на выходе
своих политических противников из-за внутреннего конфликта
прогрессивных идей против косной, архаичной, заскорузлой,
неповоротливой системы управления. Перечитывая русских
классиков 19 века, наблюдаю почти стандартную картину
жизненного пути русского чиновника: вольнодумство в молодости,
критика существующего строя, некоторые даже участвуют в
противоправных акциях, к зрелому возрасту, когда прибавляется
умишка, люди начинают чувствовать, что государственная
служба может приносить кое-какие дивиденды и обеспечить
достаточный социальный статус - и тут самые заядлые
"революционеры" резко (или не очень) меняют свои взгляды,
становясь ярыми апологетами системы. Некоторым удается
даже войти в элиту власти, стать министрами и превратиться
во "врагов прогресса". Диалектика, в общем.
 
Последнее редактирование модератором:
УНИВЕРСИТЕТЫ в России

1755 - Московский
1803 - Дерптский (с 1893 г. Юрьевский) (немецкий универ в России: ограниченный прием)
1803 - Виленский
1804 - Казанский
1804 - Харьковский
1816 - Варшавский (с постоянными политическими проблемами, закрытиями и открытиями)
1819 - Петербургский (изначально открытый в 1726 году, оказался нежизнеспособным)
1834 - Киевский
1865 - Новороссийский (Одесский)
1888 - Сибирский (Томский)
1909 - Саратовский
1915 - Ростовский (эвакуированный Варшавский)
1916 - Пермский
 
Последнее редактирование модератором:
Представляю ДВА Диплома Императорского Университета
Св. Владимира в Киеве, выданные приблизительно в одно
и то же время, но на разных факультетах: физико-
математическом в 1911 году и историко-филологическом
в 1909 году.

Интерес здесь представляет подпись Попечителя Киевского
Учебного Округа Тайного Советника Зилова.

Зилов Петр Алексеевич - известный русский физик 19-20
веков, автор нескольких заметных открытий, коме того,
педагог, создавший первый в России физический кабинет
для изучения предмета.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/136572/Зилов

Однако, мало кто знает, что Зилов был также заметен
и на государственной службе, ибо немногие из Попечителей
учебных округов дослуживались до Тайного Советника, что
соответствовало по должности Товарищу (Заместителю)
Министра и по званию генерал-лейтенанту.

Самым известным политическим событием с участием Зилова
было убийство Столыпина в Киевском оперном театре, с кем
Зилов находился в одной ложе и был ранен. То, что Петр
Алексеевич отвечал за мероприятие, закончившееся так
трагически, послужило поводом для его скорой отставки.

Кстати, вопрос об убийстве Столыпина является до сих пор
открытым. Несмотря на многочисленные исторические
исследования, имеется множество версий происшедшего,
ну, а участие в этом П.А.Зилова подогревает интерес
к нашей теме.
 

Вложения

  • IMG_4848.jpg
    IMG_4848.jpg
    236.3 KB · Просмотры: 631
  • IMG_4851.jpg
    IMG_4851.jpg
    178.6 KB · Просмотры: 607
  • IMG_4849.jpg
    IMG_4849.jpg
    200 KB · Просмотры: 631
  • IMG_4852.jpg
    IMG_4852.jpg
    206.1 KB · Просмотры: 606
Последнее редактирование модератором:
На развороте историко-филологического Диплома
можно прочитать интересную информацию:
 

Вложения

  • IMG_4850.jpg
    IMG_4850.jpg
    227 KB · Просмотры: 544
Замечательная тема..."спокойно-позновательная"
Спасибо:45:
 
Ребята, спасибо за теплые слова!
Приятно сознавать, что происходит процесс
не только самоудовлетворения.:drinks:

Диплом Императорского Петербургского Университета
1906 года, достаточно большой по размеру (опять
подложил под него лист формата А4), выполнен
на бумаге "верже", что в общем-то является нечастым.
Напомню, что основная масса доков идет на плотной
мелованной бумаге. Может, это какие-то следы
прошедшей революции?

Наконец, впервые мы видим достаточно большой номер
документа (пятизначный 15163), что естественно
соответствует статусу одного из крупнейших вузов России.
Скорее всего, дипломы шли сплошным потоком и нумеровались
подряд, вопрос только в том, за какой это было период.
 

Вложения

  • IMG_4846.jpg
    IMG_4846.jpg
    225.9 KB · Просмотры: 605
  • IMG_4847.jpg
    IMG_4847.jpg
    244.3 KB · Просмотры: 608
  • IMG_4853.jpg
    IMG_4853.jpg
    81 KB · Просмотры: 628
Последнее редактирование модератором:
Еще одна таблица из работы А.Е.Иванова - количество
студентов российских университетов.

И интересная информация к ней.

В советское и нынешнее время мы привыкли к тому,
что количество поступающих и оканчивающих вузы
одно и то же. В царской России было всё абсолютно
не так. По предложенной таблице нельзя напрямую
делить кол-во студентов на число лет обучения,
чтобы получить ежегодное кол-во выпускников со
свидетельствами и дипломами. Коэффициент деления
составляет приблизительно ДЕСЯТЬ(!).

Учебный план в вузах был таков, что определенные
предметы читались на определенном курсе и ничего
более. Сам учащийся не числился ни на каком курсе.
Студент в течение всего срока обучения просто,
выбирая прослушиваемые и сдаваемые предметы,
потихоньку закрывал весь учебный план. Напомню,
что Свидетельство об окончании вуза он мог получить,
только закрыв все предметы, а Диплом - еще и сдав
государственные экзамены.

Судя по всему, процесс прослушивания и сдавания
настолько нравился студентам, и они это делали
настолько неторопливо, что СРЕДНЕЕ время обучения
в вузе составляло в России ДЕСЯТЬ(!) лет при трех-
пятикурсном плане. В самом деле, на всё время
обучения действовала отсрочка от армии, в процессе
обучения народ привыкал жить легко и свободно, находя
средства к существованию (да еще плюс оплата обучения)
подработкой (да и работой) репетиторами, гувернерами,
грузчиками, извозчиками, официантами, половыми,
сексотами, альфонсами, мальчиками на побегушках и т.п.

Поэтому при ревизиях обнаруживались люди, учившиеся
уже в течение 15-25(!) лет, которых по закону слегка могли
только пристыдить и ничего более. Правда, с началом 1МВ
такая лафа потихоньку сошла на нет, т.к. данный контингент
стали массово отправлять в войска.

Рекордом является выпуск Петербургского горного института
1909 года - 5% выпускников.

Нам бы так.

Занавес.
 

Вложения

  • IMG_4855.jpg
    IMG_4855.jpg
    132.2 KB · Просмотры: 964
Последнее редактирование модератором:
Небольшое лирическое отступление - поговорим о преподавателях вузов,
профессорах, доцентах и об их ученых степенях.

ВВОДНАЯ

Первым в России вопрос о введении ученых степеней, навеянный собственной многолетней учебой в Германии, поднял великий российский ученый-реформатор Михаил Васильевич Ломоносов. В 1764 г. он подготовил и направил на рассмотрение императрице Елизавете Петровне проект указа о предоставлении Академии наук и Московскому университету права производить «всех достойных выпускников университетов» России по примеру европейскому «в лицендияты и в докторы» на юридическом и медицинском факультетах, а на философском факультете – «в магистры и докторы» [57].

С Указа Императора от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ» началась официальная история присуждения ученых степеней с участием российских государственных органов управления [27, 57]. В «Сборнике распоряжений по Министерству народного просвещения» этого же года указывалось: «Никто не может быть профессором, не быв прежде доктором, и адъюнктом, не имея звания магистра, кроме россиян и иностранцев, определяемых по особенности известности в ученом свете …». Тем самым подчеркивалась значимость получения ученых степеней в педагогической иерархии университетов. Согласно этому указу, "право давать ученые степени или достоинства" предоставлялось четырем университетам: Московскому, Дерптскому (с 1893 года – Юрьевский, позднее Тартусский университет, Эстония), Казанскому и Харьковскому. С ноября 1804 г., когда были утверждены уставы этих университетов, содержащие раздел «об испытаниях и производстве в университетское достоинство» (т.е. регламентировали научную аттестацию), началась систематическая подготовка и аттестация научных кадров в России [27, 39].

Такое право имел и Виленский университет. На него не распространялось действие общероссийского «Устава учебных заведений, подведомственных университетам» (1804). Виленский университет руководствовался своим уставом. Еще позднее право присуждать ученые степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге.

Как это было отмечено в разд. 1.2, отталкиваясь от западноевропейской системы аттестации, Россия пошла своим путем. Главное отличие состоит в том, что получив право присуждения ученой степени, все российские университеты руководствовались одинаковыми требованиями к процедуре защиты и уровню подготовки претендентов на ученые степени [39]. Лишь до 1816 г. присуждение ученых степеней осуществлялось на основе уставов университетов и сложившихся в каждом из них традиций. После скандала вокруг так называемой «дерптской аферы» по продаже дипломов в Дерптском университете Министерством народного просвещения защиты диссертаций на соискание ученых степеней в России были приостановлены. Было принято решение о разработке и принятии на государственном уровне соответствующего нормативного документа, в котором регламентировались требования как к самой диссертации, так и к процедуре ее защиты.

С 1819 г. вступило в действие «Положение об ученых степенях», обязательное для всех университетов России. Отметим, что это положение определяло не только узаконивало унифицированный, обязательный для всех университетов процедурный регламент присуждения ученых степеней, но и определяло науки, по которым могут проводиться испытания на ученые степени; деление наук на 4 факультета (раздела) - богословский, юридический, медицинский и философский авторы [39] считают прообразом номенклатуры специальностей. Его основные разделы были доработаны и уточнены в последующих «Положениях», принятых в 1837, 1844 и 1864 г.г. Согласно им, ученые степени ранжируются по схеме «действительный студент - кандидат - магистр – доктор». Право присуждать такие ученые степени давалось факультетам университетов. ученые степени кандидата, магистра и доктора предусматривалось давать с соответствующим произведением в чиновничьи классы согласно «Табеля о рангах». Контроль за деятельностью ректоров и профессорских коллегий университетов в области присуждения ученых степеней был возложен на Министерство народного просвещения России. Министерство постоянно совершенствовало правила «производства в ученые степени» [110]. Следует отметить, что в XIX в. было издано несколько десятков царских указов и министерских циркуляров, утвержденных императором, касающихся присуждения ученых степеней.

Росту престижа университетов как центров науки и образования способствовало учреждение в 1835 г. на территории Российской империи восьми учебных округов: Петербургского, Московского, Дерптского, Казанского, Харьковского, Киевского, Одесского и Белорусского. Университеты во главе с попечителями округов определяли уровень образования на их территории.

Утвержденный в 1835 г. новый «Общий устав императорских российских университетов» определял права и свободы учебных заведений. В нем устанавливались преподавательские должности в университетах и ученые звания: профессор (в литературе можно встретить еще приставку ординарный или полный, что соответствовали еще одному названию - штатный), экстраординарный профессор или адъюнкт-профессор (нештатный, или еще не аттестованный соответствующими комиссиями на факультетах университетов, что-то близкое нашему и.о.), доцент, приват-доцент, лектор, ассистент, лаборант. После введения новой редакции Положения в 1863 г. звание адъюнкт-профессора заменено на звание доцент. По уставу университетов от 1835 г., на должность профессора мог претендовать только доктор наук по профилю соответствующего факультета. Чтобы стать доцентом, надо было иметь степень магистра по определенной отрасли знаний.

Ученое звание профессора и доцента присваивались «профессорскими коллегиями» факультетов университетов и утверждались ректором. Уставом университетов с 1884 года были упразднены должности штатного доцента. С этого времени для занятия должности приват-доцента достаточно было сдать магистерский экзамен и прочитать на закрытом заседании две пробные лекции перед «профессорскими коллегиями» (одна по теме, определенной факультетом, а вторая – по выбору самого лектора).

Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет. Известны случаи, когда профессора-экзаменаторы задавали предварительно до 200-300 вопросов (каждый исходя из своего видения проблемы подготовки магистранта) и примерно такой же список рекомендуемых книг. Общий список утверждался факультетом. Считалось: если соискатель не знает детально состояние вопроса, то он как ученый несостоятелен. Экзамен должен был дать представление научной общественности о том, насколько соискатель владеет знаниями по всему спектру предметов факультета. В истории российских университетов того времени известны единичные факты подготовки к такому экзамену за два года. Историк А.Е.Иванов [57] приводит имена только трех ему известных соискателей: историка В.О.Ключевского (1868), естествоиспытателя И.А.Каблукова (1882) и правоведа П.А.Сорокина (1916). Магистрант, утвержденный в должности приват-доцента, получал право читать лекции студентам, из-за чего магистерский экзамен стал все чаще сдаваться соискателями значительно раньше защиты диссертации (поначалу эти два мероприятия проводились через день), что несколько облегчало саму защиту для соискателей, требуя от них значительного напряжения сил. Такое было под силу не всем, от простого преподавателя университета требовалось только наличие соответствующего высшего образования.

Еще большую сложность представляли докторские экзамены, ибо считалось, что магистр должен обладать «историческими знаниями», а доктор – «критическими знаниями». На докторских экзаменах присутствовали не только члены факультета, но и всего университета. Докторанту предлагалось «неопределенное число вопросов словесных и четыре письменных по жребию». К средине 80-х годов XIX века во всех университетах этот экзамен был отменен. Усилия докторанта направлялись только на подготовку качественного квалификационного труда – диссертации. При этом докторская диссертация должна описывать «самостоятельные исследования какого-либо научного вопроса. Диссертация сия может заключать в себе более обширные исследования предмета магистерской диссертации, но не должна быть только повторяемой оной» [57]. Докторская диссертация обязательно должна быть написана и защищаться только на латинском языке. После защиты обязательной была процедура утверждения ученой степени доктора наук министром народного просвещения [39].

Сложности подготовки и защиты докторских диссертаций привели к тому, что большинство профессоров университетов в России на рубеже XIX-XX в.в. имели только магистерскую степень.

Претендующий на ученую степень кандидата должен был показать знания только по предметам, определяемым для факультета в объеме университетского курса. Знания оценивались оценками «удовлетворительно», «весьма удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Повторно экзамен можно было сдать только не ранее, чем через год. При этом практически сразу же одним из условий для получения соискателем ученой степени магистра и доктора стала подготовка диссертации и ее публичная защита перед учеными, известными своими научными достижениями в соответствующей отрасли знаний.

Ученая степень «действительный студент» давалась выпускникам университетов, успешно прошедшим обучение и получившим университетский диплом. Было особо оговорено, что «обучающийся студент, хотя так и называется, еще не имеет действительной студентской степени» (цит. по [39, с. 8]). В 1837 г. эта ученая степень была преобразована в звание «действительный студент», которое присваивалось всем выпускникам университета.

Отличительной особенностью ученой степени кандидата являлось то, она присуждалась лицам, достигшим значительных успехов в овладении университетскими курсами и написавшим диссертации. В 1884 г. ученая степень «кандидат» была упразднена. Вместо нее выдавался диплом 1-ой степени. Кандидатская степень сохранилась до 1918 г. только в Варшавском и Юрьевском университетах.
 
Ссылка на вышеприведенный источник:

http://www.aspirinby.org/index.php?go=Poleznyak&page=4


КАК ПОДГОТОВИТЬ И ЗАЩИТИТЬ ДИССЕРТАЦИЮ: ИСТОРИЯ, ОПЫТ, МЕТОДИКА И РЕКОМЕНДАЦИИ

Шаршунов В.А., Гулько Н.В.


ISBN: 985-464-382-4
Издательство: Технопринт
Язык: русский
Объем: 460 стр.
Переплет: Мягкая обложка
Формат: 60х84/16
 
Последнее редактирование модератором:
Ну, а теперь своими словами.

Итак, в Царской России с 1884 года для ученых (а преподавать
науки могли только они, оставивший науку оставлял и вуз)
существовали ДВЕ ученые степени:

1.ДОКТОР наук
2.МАГИСТР наук.


В качестве исключения Варшавский и Юрьевский университеты
присваивали отмененное в том же 1884 году степень

3.КАНДИДАТ,

соответствующее в других вузах Диплому 1 степени.

Полностью отмененная степень ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ СТУДЕНТ
соответствовала Диплому 2 степени.

Получить ученую степень в России было невероятно сложно,
цеховая организация профессоров с трудом впускала в свои
ряды неофитов. При этом стать ДОКТОРОМ наук - это надо
было проявить верх упорства, таланта и самопожертвования.

Количество защищенных диссертаций в России:
- в 1805 - 1863 годах - 625 (из них 160 докторских)
- в 1900 - 1919 годах - 817 (из них ??? докторских).


Как отмечалось выше, большинство российских профессоров
обладали только магистерскими дипломами.
 

Вложения

  • IMG_4857.jpg
    IMG_4857.jpg
    124.4 KB · Просмотры: 920
Последнее редактирование модератором:
Комментарий к вышеприведенному фото с таблицей.

1.Чтобы получить число ПРОФЕССОРОВ и ДОЦЕНТОВ,
нужно соответствующее число разделить на ТРИ.

2.Чтобы получить число только ПРОФЕССОРОВ,
наверное, делить придется на 8-9-10.

ВЫВОД: количество людей с "критическими" (есть такой
термин) знаниями в Царской России не превышала 500
человек.

Как говорил в свое время Вольтер (или Декарт?): "если
бы во Франции не было 500 интеллектуалов, то она бы
превратилась в зоопарк".
 
Последнее редактирование модератором:
А теперь - самый дорогой для меня экземпляр коллекции:
Диплом ДОКТОРА медицины, выданный медицинским факультетом
Юрьевского университета в 1891 году.

В свете вышесказанного о трудностях получения докторской
степени прекрасно видно, насколько документ соответствует
своему предназначению. Его размеры просто поражают.
Диплом оформлен на двух языках, русском и латинском,
на прекрасной мелованной бумаге. Указана тема докторской
диссертации. Подписи ректора Университета и декана
медицинского факультета снабжены не только полной
титулатурой, но и перечислением всех наград кавалеров,
к тому же имеющих высокие чины Тайного (3 класс) и
Действительного Статского (4 класс) Советников соответственно.

Дополнительно могу сообщить, что примерно половина всех
докторов наук в России были медиками. И большую часть из
них поставил именно Юрьевский университет, в Уставе
которого было буквально записано, что «Врачам посредственных
познаний не могла быть вверена жизнь человеческая».
Защищать докторские диссертации в Дерпт ехали специалисты
со всей страны, здесь отметились почти все российские
медики, чьи фамилии до сих пор на слуху. Номер Диплома
86 - это количество выпущенных докторов наук в Университете
со дня его основания, т.е с 1804 года, таким образом общее
количество Докторов медицины в Царской России оценивается
в 200 - 250 человек (за 120 лет).
 

Вложения

  • IMG_4981.jpg
    IMG_4981.jpg
    193.5 KB · Просмотры: 931
  • IMG_4983.jpg
    IMG_4983.jpg
    244.6 KB · Просмотры: 583
  • IMG_4982.jpg
    IMG_4982.jpg
    81 KB · Просмотры: 972
  • IMG_4984.jpg
    IMG_4984.jpg
    185.2 KB · Просмотры: 909
Последнее редактирование модератором:
Браво Семеныч!:45: Продолжаю с большим интересом следить за темой!:drinks: Вот бы всё это в журнал "АК". Думаю такой эксклюзивный материал был многим интересен.:wink3:
 
Вот бы всё это в журнал "АК". Думаю такой эксклюзивный материал был многим интересен.:wink3:
Пока я только пытаюсь раскрасить в яркие цвета две
фундаментальные работы по этой теме: Иванова А.Е., а также
Шаршунова В.А. и Гулько Н.В.:blush2:

В процессе происходит открытие многих, неизвестных ранее
мне, фактов, особенно когда теоретическая работа соприкасается
с приходящими документами. Куда кривая вывезет, я не знаю.:unsure:
Еще достаточно много белых пятен, но ожидается и достаточно
интересная, на сегодняшний день уже подзабытая, информация.

С уважением.
 
Диплом КАНДИДАТА,
выданный в 1901 году Варшавским университетом.

То же для Дерптрского (Юрьевского) университета:
http://ak-group.ru/forum/showpost.php?p=95573&postcount=71

Напомню, что после реформы 1884 года только Варшавский
и Юрьевский университеты выдавали подобные документы,
во всех остальных давался Диплом 1 степени. Основное
(юридическое) различие заключалось в том, что оба вуза,
предполагая высокий уровень обучения, мотивировали
хороших выпускников на написание кандидатской диссертации
- научной работы с оригинальными (новыми) результатами.
Естественно, это требование не было обязательным, тогда
выпускник получал простой Диплом. В остальных вузах, как
мы видим, требования были попроще, и Диплом 1 степени
выдавался только за хорошо сданные госы.

На фото видна тема диссертации:
"Прецессионное и лутационное движение земной оси в пространстве".

А также подпись хорошо известного нам П.А.Зилова - в 1901 году
он был деканом физмата Варшавского университета и уже в
генеральском звании.
 

Вложения

  • IMG_5000.jpg
    IMG_5000.jpg
    167.4 KB · Просмотры: 980
  • IMG_5001.jpg
    IMG_5001.jpg
    198.9 KB · Просмотры: 936
  • IMG_5002.jpg
    IMG_5002.jpg
    198 KB · Просмотры: 871
Последнее редактирование модератором:
Итак, завершив своеобразную спираль, пройдя
по разным типам описываемых документов, мы
возвращаемся в начало - к нашим женщинам.

Представленный Диплом Зубного Врача, выданный
женщине-еврейке Варшавским университетом в
1915 году, интересен несколькими моментами,
часть из которых перечислена выше.

Еще одной деталью является дата выдачи Диплома:
31 июня 1915 года. Чем это интересно, ответит
карта боевых действий русского Западного фронта
из Википедии:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/10/EasternFront1915b.jpg

Варшава в эти дни была прифронтовым городом, а уже
в августе 1915 года в результате немецкого наступления
Россия навсегда потеряла Польшу.

Последняя деталь без комментариев на последнем фото.
 

Вложения

  • IMG_5004.jpg
    IMG_5004.jpg
    197.3 KB · Просмотры: 919
  • IMG_5005.jpg
    IMG_5005.jpg
    219.6 KB · Просмотры: 1,009
  • IMG_5006.jpg
    IMG_5006.jpg
    214.2 KB · Просмотры: 957
  • IMG_5007.jpg
    IMG_5007.jpg
    146.8 KB · Просмотры: 879
Сверху