Ветеран
Местный
Чем больше яиц, тем лучше.
Страсти вокруг Эрмитажа, споры о «подделках» на выставке Фаберже и жалоба на «обнаженную натуру»… Филолог Гасан Гусейнов об «эпохе фальши» и жизни в «век перевода», который «требует от нас переводить не только с иностранных языков на свой родной, но и с блатного жаргона на литературный язык
На этот эпизод полезно посмотреть и вот с какой стороны. Ведь бывает и совсем наоборот. Одно неверное слово — и нам раскрывается истина. Она не всем понравится, эта сторона, и эта истина, но что ж поделаешь. Чуковский различает высокое искусство и на ступеньку ниже стоящее ремесло. Художник в его картине мира воспаряет, ремесленник рабски следует за материалом и натурой. Я подумал об этом, когда услышал, на каком языке директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказывал корреспонденту РБК о конфликте вокруг предположительно поддельных изделиях фирмы «Фаберже», оказавшихся на выставке в Эрмитаже.«Превосходный переводчик Валентин Стенич, переводя с немецкого французский роман Ш.-Л. Филиппа, изобразил в переводе, как юная внучка, посылая из Парижа деньги своему старому дедушке, живущему в деревенской глуши, даёт ему такой совет:
— Сходи на эти деньги к девочкам, чтобы не утруждать бабушку.
Эта фраза предопределила дальнейшее отношение переводчика к героине. Он решил, что жизнь в Париже развратила ее, и всем ее дальнейшим поступкам придал оттенок цинизма. Каково же было удивление переводчика, когда через несколько лет он познакомился с подлинником и увидел, что внучка, посылая деньги дедушке, отнюдь не предлагала ему истратить эти деньги на распутство, а просто советовала взять служанку, чтобы бабушке было легче справляться с домашней работой».
Слово «жулик» — ужасно обидное. Почему оно должно было вообще вылететь из уст хранителя величайших подлинных сокровищ Эрмитажа?«Фаберже, — говорит директор Эрмитажа, — стал таким брендом, который все покупают. Громадный рынок, на котором громадное количество вещей. Но что значит Фаберже? Если Карл Фаберже собственными руками делал, это одна вещь. Это точно определяемо. Но у него были десятки, сотни мастеров, подражателей. Потом клейма вывозились, потом делали еще подражатели. Потом из кусочков собирали, плохо сохранившиеся вещи реставрировали. Все это тот громадный рынок Фаберже, который существует. На этом рынке идет звериная борьба. Как только у кого-то появляется много, сразу начинают говорить, что он жулик», — добавил директор музея.
Что может ответить на это директор Эрмитажа? Как только речь заходит о коллекции Фаберже, директор одного из величайших собраний мирового искусства переходит на язык своих фабержуазных клиентов:«Глава Эрмитажа выразил убежденность, что перед музеем стоит задача показывать историю, а не доказывать подлинность тех или иных экспонатов. Доказательством подлинности, по его мнению, должны заниматься владельцы ценностей, коллекционеры, другие участники рынка.
Скандал вокруг выставки «Фаберже — ювелир императорского двора» возник после письма лондонского коллекционера Андрея Ружникова, который заявил об «откровенных подделках» среди экспонатов. В качестве примеров собиратель привел фигурку прикуривающего солдата, назвав ее «грубой репликой скульптуры Савицкого из музея имени Ферсмана»; современную копию пасхального яйца «Курочка»; пасхальные яйца «Юбилейное свадебное» и «Александр Невский». Ружников заявил, что все это новоделы «даже не ХХ, а ХХI века».
Три года назад британской таможне пригрозил судом владелец самого дорогого яйца Фаберже, известного как «яйцо Ротшильда», Александр Иванов. Не знаю, по-прежнему ли яйцо Иванова хранится в его Баден-Баденском музее, открытом в 2010 году в этом городе, ранее в некотором роде воспетом небезызвестными русскими писателями, или оно уже в Эрмитаже, но стиль разговора о «наездах» и «откатах» сообщает о рынке этого «бренда» чуть больше, чем хотелось бы ценителям искусства.«Обвинения в том, что в начале года на выставке в Эрмитаже, посвященной Фаберже, были показаны поддельные экспонаты, не более чем конкурентная борьба. Об этом заявил директор музея Михаил Пиотровский в интервью РБК.
«Конечно, это наезд одних конкурентов на других, это наезд на русское коллекционирование, потому что Россия много коллекционирует Фаберже и покупает на Западе».
Забавно, что кто то выдает распродажу исторического наследия, которым в данный момент являются, те же иконы и любая вещь из музея или церкви (понятно, что в тот момент исторического процесса это был для власти лишний идеологический мусор, за который цеплялся рядовой житель страны) , за какую то комбинацию советских спецслужб для продажи за границу копий, когда всякого такого барахла было просто вагонами. Любим мы, стоя на вершине времени приписывать свои фантазии людям из прошлого.Ну вот и пытаюсь разобраться в этих слипшихся страницах истории.
Про иконы. Видел хронику, где их просто сжигали штабелями.