Знак Отличия Лилии или орден Лилии

Аверс и реверс крупнее.
 

Вложения

  • 003_29.jpg
    003_29.jpg
    196.9 KB · Просмотры: 520
  • 003_28.jpg
    003_28.jpg
    187.8 KB · Просмотры: 530
В базу. Фото не очень, зато знак с клеймом на кольце.
 

Вложения

  • 003_30.jpg
    003_30.jpg
    125.2 KB · Просмотры: 549
  • 003_31.jpg
    003_31.jpg
    141.9 KB · Просмотры: 523
Крупнее.
 

Вложения

  • 003_32.jpg
    003_32.jpg
    130.2 KB · Просмотры: 508
  • 003_33.jpg
    003_33.jpg
    115.1 KB · Просмотры: 495
И клеймо.
 

Вложения

  • 003_34.jpg
    003_34.jpg
    226.6 KB · Просмотры: 307
Вот такой гибрид Lys и Fidélité...
 

Вложения

  • фр36г.JPG
    фр36г.JPG
    537.4 KB · Просмотры: 485
  • фр36в.JPG
    фр36в.JPG
    91.5 KB · Просмотры: 489
Вот такой гибрид Lys и Fidélité...

Это обычная ситуация с те времена, но именно такие "гибриды" побудили графа д'Артуа (d’Artois) опубликовать 31 августа 1816 года постановление, устанавливающее правила оформления Знака Отличия Лили, а именно - изображении лилии на аверсе и реверсе.
Но для нас, период "гибридов" как раз и интересен своим многообразием вариантов изготовления.
 
Нет, не совсем обычная. Знак, показанный мной, отличается от продемонстрированных Вами выше одним интересным моментом. А именно, его центральные медальоны в точности повторяют центральные медальоны Fidélité. При этом, основой служит широко распространённая нестатутная форма знака Lys в виде мальтийского креста с лилиями между лучами, аллюзия на знаки ордена Св. Луи. По статуту, неоднократно подтверждённому указами о виде, порядке и правилах ношения знака, он в официальном своём воплощении представляет из себя серебряную, выпуклую гладкую двухстороннюю лилию, без какого-либо дополнительного украшательства. Но далеко не все кавалеры были в восторге от такого лаконичного минимализма. Тем более, что большая часть награждённых - простые солдаты национальной гвардии, представления которых о "настоящей красоте" далеки от строгих изысков. С их точки зрения знак был недостаточно эффектен, что и послужило причиной развития "самиздата". По той же причине -основная масса награждённых рядовые нацгвардейцы со скромными средствами - к качеству этих поделок больших претензий не предъявлялось, главное, чтобы смотрелось солидно и нарядно, хотя бы издали. Сначала появились цельносеребряные лилии с узорчатой рельефной разделкой лепестков и, как продолжение, с вписанным в цветок лилии круглым медальоном с профилем Луи XVIII. Вскоре и этого, довольно скромного, украшательства показалось недостаточно и началась вакханалия по придумыванию вариаций с мальтийским крестом. Подобных крестов - результата кавалерской самодеятельности и улучшательства внешнего вида - действительно огромное количество и они действительно отличаются огромным разнообразием. Произвольное, как бог на душу положит, сочетание портретов Луи XVIII, Анри IV, лилии самой по себе, трёх лилий, как королевского герба, цветов эмали лучей, девизов (самый распространённый из которых "vive le roi") - не поддаётся логическому осмыслению и систематизации. Это иррациональный процесс, слепая стихия, балаган, классическое проявление "дембелизма". Знаки эти по-своему милы и забавны, но они не гибриды, а произвольные фантазии на тему и "для души". Иное дело, отпочковавшийся от Lys специальный знак для национальной гвардии Парижа - decoration de la Fidélité. Он эффектен до такой степени, что в каких-либо улучшениях не нуждался. С ним никто и не чудил. Показанный мной знак интересен тем, что его центральные медальоны, несмотря на свой микроскопический размер (диам. ок. 4 мм) во всех деталях повторяют медальоны Fidélité (диам. ок. 12 мм). А основа в виде мальтийского креста недвусмысленно намекает на родство с самодеятельными вариациями Lys. Т.е., налицо все признаки именно гибрида, а не одной из произвольных случайных импровизаций. Знак тончайшей ювелирной работы, изготовлен профессиональным ювелиром высокого уровня, с использованием соответствующего профессионального инструментария и технологии, а не провинциальным кустарём-ремесленником "на коленке", что опять-таки выгодно отличает его от общей массы грубоватого рукоделия. Пробирные клейма честь по чести, как и положено у настоящих ювелиров. Более того, центральная таблетка с профилем Луи XVIII отчеканена со штемпеля,резаного Галлем (Galle). Заказать одному из лучших медальеров Франции того времени работу такой сложности и такого микроскопического размера - удовольствие не из дешёвых. Если для одноразового использования при изготовлении штучного экземпляра, цена последнего, с учётом уже упомянутого высочайшего класса проработки других элементов миниатюры, должна быть очень и очень солидной, мягко говоря. А запуск в серию вряд ли предполагался. Рассчитывать на большое количество заказов столь дорогого и странного по сочетанию несочетаемых элементов знака было бы наивно, по меньшей мере. Аналогов всего знака в сборе я не наблюдал до сих пор. Равно, как и аналогов медальона работы Галля такого размера, даже на совсем крошечных фрачных миниатюрах Fidélité. Пока не нашёл ничего похожего,тешу себя мыслью, что это штучный, заказанный по странной прихоти или капризу весьма состоятельного и весьма титулованного кавалера знак, изготовленный в единственном экземпляре. Возможно, я сам себе рассказываю сказки. А возможно, что и не сказки вовсе. И возможно ещё, что Вы, учитывая Ваше глубокое знакомство с вопросом, сможете внести в него некоторую ясность, приведя, тем самым, в чувство бредящего владельца раритета...
 

Вложения

  • фр36д.JPG
    фр36д.JPG
    90.6 KB · Просмотры: 492
  • фр36б.JPG
    фр36б.JPG
    98.7 KB · Просмотры: 493
  • фр36а.JPG
    фр36а.JPG
    75 KB · Просмотры: 476
Мне сложно сказать о степени исключительности того или иного знака когда речь идет о частных мастерских, выпускающих знак не по требованию уложения, а по видению заказчика. Естественно это всегда штучная работа, но насколько она раритетна? Думаю здесь каждый себя тешит надеждой, что у него в коллекции именно он - раритет. На самом деле вопрос спорный, что считать в таком случае раритетом.
Повторюсь, это лично мое мнение.
 
Да, разумеется, это всего лишь личные мнения, когда речь идёт не о госчекане и не о скрупулёзном следовании частными производителями статутному описанию. И, разумеется, каждый тешит себя надеждой на исключительность своего предмета, я не исключение. Но иногда уровень исполнения и кое-какие нюансы свидетельствуют о том, что случай всё-таки не совсем рядовой, а такой, над которым стоит подумать. Конечно, весь рынок по конкретной теме изучить в одиночку невозможно. Поэтому, никогда не вредно поинтересоваться у знающих коллег: не встречалось ли в их практике нечто похожее, хотя бы в деталях. А уж раритет это окажется по итогам, или просто курьёз - не суть важно. Важна истина или,хотя бы, уровень приближения к ней...
 
Но иногда уровень исполнения и кое-какие нюансы свидетельствуют о том, что случай всё-таки не совсем рядовой, а такой, над которым стоит подумать.

А вот это и есть тот моторчик, который не дает замереть на месте и постоянно двигает нас вперед. Так держать :drinks:
 
Красавец! В нашу базу.
Ушел на ебее за 415,34 евро.
 

Вложения

  • 003_36.jpg
    003_36.jpg
    179.8 KB · Просмотры: 441
  • 003_37.jpg
    003_37.jpg
    193.3 KB · Просмотры: 453
  • 003_35.jpg
    003_35.jpg
    212.2 KB · Просмотры: 456
Вот такой вариант.
 

Вложения

  • 003_38.jpg
    003_38.jpg
    108.1 KB · Просмотры: 434
  • 003_41.jpg
    003_41.jpg
    90.7 KB · Просмотры: 320
  • 003_39.jpg
    003_39.jpg
    80.1 KB · Просмотры: 435
...
 

Вложения

  • 003_40.jpg
    003_40.jpg
    127 KB · Просмотры: 440
  • 003_42.jpg
    003_42.jpg
    140.5 KB · Просмотры: 452
В базу.
 

Вложения

  • 003_43.jpg
    003_43.jpg
    91.3 KB · Просмотры: 376
Такой вариант исполнения в теме еще не показывали.

Размер 12 мм х 36 мм.
 

Вложения

  • 003_44.jpg
    003_44.jpg
    98 KB · Просмотры: 317
  • 003_45.jpg
    003_45.jpg
    89.9 KB · Просмотры: 309
Добавим еще один интересный знак.

Серебро, корона с позолотой. Знак выполнен в виде сияющего солнца между лучами которого расположены еловые шишки. На аверсе расположен вправо обращенный профиль Генриха IV, на реверсе - герб Франции. Размер 13 мм х 25 мм, включая корону.
 

Вложения

  • 003_48.jpg
    003_48.jpg
    119 KB · Просмотры: 319
  • 003_49.jpg
    003_49.jpg
    115.6 KB · Просмотры: 319
Орден Лилии, правильное название – Знак Отличия Лилии.

Хотя с 1824 года Знак Отличия Лилии контролировалось Великой канцелярией Почетного легиона, не было ни Великого Мастера, ни конкретной канцелярии. Несмотря на это, даже сегодня существует множество книг и каталогов, которые называет его «Орденом Лилии».

Орден Лии был создан графом Артуа (d’Artois), 26 апреля 1814 года для награждения военнослужащих Национальной гвардии Парижа. 9 мая 1814 года, Король одобрил создание Украшения Лилии, распространив его на всю национальную гвардию Франции.

Известно около 600 моделей ордена Лилии, многие из которых существенно отличаются друг от друга.

Ленты были также разными. С 5 февраля 1816 года, национальные ведомственные охранники носили Украшение Лилии, на ленте, характерной для каждого отдела. Из 86 отделов только 12 сохранили оригинальную белую ленту.
Белой лента была только, для военных и гражданских держателей, которые не были частью Национальной гвардии.

Постановлением от 10 февраля 1831 года Знак Отличия Лили был упразднен.

Посмотреть вложение 195173
Если придумать такое развлечение как самые странные ордена, то я бы назвал знак отличия лилии самым странным орденом Франции. С одной стороны не орден, но все называют его орденом.. Просуществовал менее семнадцати лет, а известно около 600 его вариаций.. Можно жизнь положить коллекционируя эту лилию.
 
Сверху