2. История объекта.
"Предположительно, костюм Петра I, как и коронационный наряд его супруги, был выполнен в Берлине... Император появился в Московском Кремле 7 мая 1724 года в эффектном "летнем кафтане небесно-голубого цвета, богато вышитом серебром, в красных шелковых чулках и в шляпе с белым пером" [Берххольц, Дневник камер-юнкера]. Сразу после коронации платье Екатерины I по традиции было передано на хранение в Оружейную палату, а костюм Петра I возвращен в Санкт-Петербург.
Комплект из голубого гродетура был надет после смерти первого российского императора на его восковую фигуру и находился на постоянной экспозиции в Кунсткамере, а затем в Императорском (позднее - Государственном) Эрмитаже в общей сложности в течение 260 лет (с 1732 по 1995). Костюм пережил пожар Кунсткамеры (1747), наводнения и две полномасштабные эвакуации (1812, 1941-1945). Он неоднократно реставрировался. Самая значительная историческая реставрация проводилась в 1911 году в мастерской В.Горновой в Санкт-Петербурге.".
3. Состояние объекта перед реставрацией 1996-2003 гг.
"Все вещи были сильно загрязнены, деформированы. Ткани имели множество сечений, разрывов и утрат, следы многочисленных починок и заплаты. Серебряные нити вышивки были повреждены, потемнели... Наиболее пострадавшим экспонатом оказался кафтан. Его подлинные швы были разрушены. В процессе многочисленных ранних починок детали собрали с нарушением кроя, что привело к изменению размера кафтана и увеличению нагрузки на ткань. Подкладка ранее была перелицована. Многочисленные пятна и затеки бурого цвета имелись снаружи и внутри на подкладке. Шелковая ткань сильно потерта, местами выцвела. Следы старых починок (штопки, заплаты) были видны по всей поверхности кафтана, причем штопки выполнены различными по качеству и цвету нитками, разнообразными швами; часто штопка выполнялась насквозь через шерстяную прокладку и подкладку, что привело к дальнейшему разрушению ткани. На правой поле подол перекрывала заплата из серого атласа, а утраты шелковой ткани на левом рукаве ранее были дублированы мучным клеем на тонированную шелковую ткань... В местах наиболее сильных разрушений шелкового фона вышивка была значительно деформирована, металлические нити частично утрачены. Были сильно загрязнены пуговицы; нити, которыми пуговицы были оплетены, сохранились фрагментарно".
4. Комплекс реставрационных мероприятий 1996-2003 гг.
"Учитывая сильные повреждения ткани кафтана и то, что подлинные соединительные швы практически полностью разрушились, было решено размонтировать кафтан. Сначала был отсоединен шитый орден, потом отсоединена и размонтирована на отдельные детали подкладка, затем удалены поздние соединительные швы кафтана. Были также сняты пуговицы с обшлагов и со складок фалд... Для восстановления подлинного размера кроя кафтана по следам первоначальных соединительных швов (остаткам ниток, отверстиям от иглы, заломам ткани) были изготовлены лекала всех деталей. Оказалось, что ранее при перелицовке подкладки очистка ткани от загрязнений не проводилась и нити соединительных швов были разрезаны, но не удалены. Благодаря этому удалось определить точный размер подкладки и изготовить лекала, для того чтобы после очистки и укрепления тканей собрать ее детали, сохранив первоначальный размер выкройки.
Все детали кафтана были очищены от нитей пришивки, удалены заплаты и штопки. Под заплатой на поле открылась подлинная ткань, имеющая утраты. Также были удалены заплати со штанов, на которых обнаружились повреждения ткани и многочисленные штопки. После этого все детали кафтана, камзол, штаны и портупею очистили в воде с моющим средством. Прежде чем поместить предметы в воду, наиболее поврежденные участки тканей и вышивки временно были зафиксированы между слоями хлопчатобумажного мелкоячеистого тюля, сделаны пробы на стойкость красителей к моющему средству... В процессе очистки был удален старый реставрационный (мучной) клей.
...После очистки всех предметов костюма возник вопрос о способе укрепления тканей. В реставрационной практике существуют разные методы дублирования тканей, в т.ч. и различные виды укрепления иглой. Применительно к данному комплексу одежды выбрали метод приштопки вышивальным швом.
В качестве дублировочного материала для тканей кафтана, камзола и штанов была использована шелковая ткань туаль, которую вначале окрасили анилиновыми красителями в цвет индиго, а затем тонировали естественными красителями для придания необходимого оттенка. Шелковые нити синего и голубого цвета (промышленной окраски) были тонированы таким же образом. Для придания окрашенной и тонированной ткани необходимой дополнительной плотности она была проклеена 3%-м мучным клеем... Дублировочная ткань была подведена под поврежденные участки шелковых тканей и зафиксирована шелковыми нитями. Разрывы и сечения тканей укрепили шпалерным швом.
Места сплошных утрат ткани укреплены и замаскированы методом вышивки швом "гладь вприкреп". Техника подобного шва заключается в том, что одновременно с укреплением ткани нити вышивки, плотно прилегая друг к другу, перекрывают блестящую поверхность, образуемую волокнами нитей разрушенной ткани. Этот метод позволил получить однородную поверхность, имитирующую поверхность ткани. В местах сквозных утрат вышивка, органично внедряясь в структуру ткани, создает плавный переход от сохранившейся поверхности ко вновь созданной. Результатом такого укрепления тканей было устранение их деформации.
...Заключительным этапом работы с кафтаном Петра I стало соединение ранее размонтированных деталей. Отреставрированные детали кафтана сшили по швам согласно лекалам. Таким образом, был восстановлен первоначальный размер кафтана. Очищенные и укрепленные детали подкладки собрали, подкладку поставили на прежнее место. Были сделаны закрепки из шелковых нитей, фиксирующие складки фалд".