Эксперты сомневаются и даже где-то негодуют, но купить не против.
"Я видел публикацию о продаже кинжала и очень сомневаюсь в подлинности оружия. Обычно на таких аукционах изначально представляется полная информация об экспонате с документом, подтверждающим его подлинность. Но я не заметил подобных документов. Кто сказал, что это кинжал Шамиля? Только перевод надписи, которая есть на оружии? Или есть другие доказательства? Рынок наводнен такими великолепно исполненными изделиями", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" доктор исторических наук Хаджи Мурад Доного.
По его словам, в последние годы чувствуется особый интерес к истории Кавказа и к личности имама Шамиля. В связи с этим у историка есть подозрение, что это попытка аукционного дома воспользоваться большим интересом к истории Кавказских войн, а кинжал – "великолепно сделанная копия".
"Другой факт, который заставляет сомневаться в подлинности кинжала, это то, что Шамиль абсолютно не любил носить золотое оружие. Воспоминания современников свидетельствуют, что на нем никогда не было золотых изделий и дорогих вещей, - отметил Хаджи Мурад Доного. - У него кинжал был даже не серебряный, а железный. На картинах видно, что у него простая сабля, шашка. Он был против всякой роскоши. А на сайте аукциона представлен шикарный кинжал, с красивой насечкой на клинке. Это не сходится с внутренним миром имама Шамиля".
При этом историк допускает, что такой кинжал у имама Шамиля "мог быть, но военачальник его никогда с собой не носил". "Он, как и все горцы, придавал большое значение своему оружию. Считалось, что горец может ходить в рваной одежде, одеваться аскетически, но кинжал у горца должен быть в превосходном состоянии. За кинжал могли отдать лошадь, одежду, большое состояние. Приветствовалось не оформление и дорогой материал, а сам клинок, который должен быть максимально качественным", - считает эксперт.
Подлинность, по мнению историка, можно проверить химическим способом: взять анализ металла и в лабораторных условиях провести проверку. По его словам, если допустить, что кинжал - подлинник, то его, скорее всего, купит человек, хорошо разбирающийся в истории Кавказа и понимающий значение такого уникального оружия.
Но тем не менее историк убежден, что "такие экспонаты должны украшать музеи России". "Конечно, если в разных точках мира есть ценные экспонаты, то их надо выкупать для российских музеев. Покупать надо на государственном уровне, но и частные предприниматели тоже могут оказать поддержку в этом. Бизнесмены могут купить уникальные экспонаты и подарить музеям. Но, с другой стороны, если кавказский кинжал выставлен в знаменитом "Метрополитен-музее", то это популяризует историю кавказских народов. Это вызывает интерес у обычных людей, которые никогда не слышали о Кавказе", - добавил Хаджи Мурад Доного.