"Крылья" союзников.

Знак наблюдателя ВВС Румынии периода 1931-1940 гг., экспонат национального военного музея в Бухаресте.
Размер 35 х 45 мм. Крепление - клипса.
Вариант с "непрорезанным" везелем Кароля II. Посеребренный томпак. Размер 38 х 48 мм.
 

Вложения

  • ZNRAKV1.jpg
    ZNRAKV1.jpg
    55.1 KB · Просмотры: 570
  • ZRN1.jpg
    ZRN1.jpg
    70.5 KB · Просмотры: 536
Последнее редактирование модератором:
Укороченная и широкая клипса.
 

Вложения

  • ZNRAKV2.jpg
    ZNRAKV2.jpg
    41.1 KB · Просмотры: 512
  • ZRN2.jpg
    ZRN2.jpg
    58.4 KB · Просмотры: 462
Последнее редактирование модератором:
И хотя орден был возрождён после войны, в группе скорее всего довоенный. Определить какой именно по этой фотке трудно (там основное отличие по гербу на льве).
Сергей!
Я нашел у себя записи (что удалось узнать в музее) по этой группе. Посмотрю теперь, имеется ли что-нибудь по награжденному.
Орден точно довоенный, производства "Карнет и Киселы" с клеймами "КК" и "900" на кольце. На льве такой же герб, как этот:
 

Вложения

  • OBLPS1.jpg
    OBLPS1.jpg
    3.4 KB · Просмотры: 310
Сергей!
Я нашел у себя записи (что удалось узнать в музее) по этой группе. Посмотрю теперь, имеется ли что-нибудь по награжденному.
Орден точно довоенный, производства "Карнет и Киселы" с клеймами "КК" и "900" на кольце. На льве такой же герб, как этот:

Точно, довоенный. А вот победная медаль за ПМВ у него чья(какой страны)?
 
Румынская (неофициальная). :wink3:
На всякий случай поясню. В случае румынской победной медали за ПМВ существовал 1 официальный тип и 3 неофициальных (производимых различными частными мастерскими как румынскими, так и зарубежными), которые ветераны ПМВ, обладающие соответствующим документом подтверждающим их статус, могли приобретать и носить до момента получения официального типа медали. На показанной колодке именно неофициальный тип (французского производства, за некоторыми незначительными отличиями максимально схожий с официальным типом, но без указания фамилии автора). Это не первый случай, когда в составе колодок встречаются неофициальные типы этой медали.
 
Генерал в отставке Дан Стойян на фотографиях - одной 1942 года и двух двухлетней давности, в день своего 90-летия, со знаком пилота ВВС Румынии периода 1941-1947 гг. Так же, на радость Петру (bolgаrin) во втором ряду орденов (ниже наград королевской Румынии) сиротливо прикреплен высший орден социалистической Румынии. :wink3:
Генерал Стойян - ветеран Второй мировой войны, принимавший в ней участие на Восточном фронте в качестве пилота самолета Юнкерс-88 8-й бомбардировочной группы, в звании лейтенанта. После войны продолжил службу, по завершении которой уволившись из армии, трудился сначала преподавателем в системе высшего образования, а после революции 1989 года - сотрудником журнала, посвященного авиации. Автор научных исследований, монографий и книг.
 

Вложения

  • FRGA.jpg
    FRGA.jpg
    98.7 KB · Просмотры: 561
  • RG.jpg
    RG.jpg
    85.2 KB · Просмотры: 507
  • DS.jpg
    DS.jpg
    53.1 KB · Просмотры: 497
Последнее редактирование модератором:
Генерал Стойян - ветеран Второй мировой войны, принимавший в ней участие на Восточном фронте в качестве пилота самолета Юнкерс-88 8-й бомбардировочной эскадрильи, в звании лейтенанта. После войны продолжил службу, по завершении которой уволившись из армии, трудился сначала преподавателем в системе высшего образования, а после революции 1989 года - сотрудником журнала, посвященного авиации. Автор научных исследований, монографий и книг.
Как раз то самое, о чем шла речь выше:

Ну а если серьезно, то медики и авиаторы - именно те две категории, которые практически без последствий жили и работали в социалистической Румынии после 1944 года. Кому-то же надо было заниматься обучением кадров и становлением авиации и такой жизненно важной науки. :wink3: А вот некоторым представителям третьей категории - старших и высших офицеров пришлось сначала пройти через тюремное заключение.
 
Лейтенант Тудор Гречану со знаками наблюдателя периода 1931-1940 гг. и пилота ВВС Румынии периода 1941-1947 гг.
Случаи, когда на униформе пилотов румынских королевских ВВС присутствовали одновременно оба знака, не редки. Очень часто их обладатели сначала заканчивали авиашколу в качестве штурманов и, уже позже получали пилотские удостоверения.
Темный аксельбант - свидетельство награждения орденом Михая Храброго (Тудор Гречану был награжден этим орденом 3-й степени).
Нашивка на рукаве - символ принадлежности к истребительной авиации.
 

Вложения

  • TG.jpg
    TG.jpg
    56.1 KB · Просмотры: 571
Последнее редактирование модератором:
Я когда начинал эту тему, то не думал, что так все здорово выйдет!:45:
Продолжайте!
Читаю тему и смотрю картинки затаив дыхание!:drinks:
 
Спасибо, Михаил. :drinks:
По Румынии в теме (именно по "крыльям союзников") на данный момент отражена ровно одна треть. Плюс, как и обещал ранее мы еще вернемся к НГХ. Так что "все еще будет" :wink3:

Со своей стороны тоже просил бы форумное сообщество о помощи. И, раз уж выше шла речь о Тудор Гречану , то в отношении одного из имевшихся у него знаков есть вопросы (см. ниже).
 
Последнее редактирование модератором:
Со своей стороны тоже просил бы форумное сообщество о помощи. И, раз уж выше шла речь о Тудоре Гречану , то в отношении одного из имевшихся у него знаков есть вопросы (см. ниже).
Понадобится биография и информация о боевом пути Тудора Гречану из румынских и советских источников:

Тудор Гречану, Румыния, (13 мая 1917 г - 1995 г). Звание: Лейтенант.
Авиачасть: Gr.5 Van., Esc.48 Van., Gr.9 Van. Воздушные победы: 20.

Тудор Гречану родился 13 мая 1917 года в Бухаресте. В 1939 году он закончил авиашколу штурманов, а в 1940 году получил лицензию пилота. Освоив истребители, двухмоторные бомбардировщики и «слепые» полеты, Гречану некоторое время служил в качестве инструктора, а затем был направлен в Gr.5 Van. Весной 1943 года лейтенант Гречану в составе Gr.7 Van. прибыл на Восточный фронт. 6 мая 18 Ил-2 под прикрытием 20 Ла-5 атаковали аэродром Краматорск, где тогда базировалась группа. В тот момент в воздухе были только два «Мессершмитта» младшего лейтента Иона Милу и адъютанта Георге Фиру. Им на помощь немедленно взлетели еще три истребителя, которые пилотировали лейтенант Гречану, младший лейтенант Николае Нагирняк и адъютант Чирвысыута. Последний сразу после взлета на малой высоте был атакован Ла-5 и совершил вынужденную посадку. В ходе завязавшегося боя Гречану, сбив один Ла-5, одержал свою пятую победу, а на счету Милу было сразу три советских истребителя. 11 мая 1943 года Гречану был включен в состав Esc. 57 Van. под командованием капитана Шербанеску. В течение 18 июля «Мессершмитты» Gr.7 Van. сбили 15 советских самолетов, и еще пять побед были отнесены к разряду вероятных. Среди пилотов, одержавших победы, был и Гречану. На следующий день он сбил ЛаГГ-3, а 23 июля на его счету был еще один советский истребитель. Утром 28 июля румынские пилоты атаковали группу советских бомбардировщиков и Гречану сбил один из сопровождавших их истребителей. В тот же день звено Bf-109G из Gr.7 Van. в ходе патрульного полета атаковало «четверку» советских истребителей, и ведущий капитан Шербанеску сразу сбил один из них. Гречану тоже оказался в выгодной позиции и обстрелял второй истребитель. Советский пилот попытался уйти в пикирование, но Гречану последовал за ним, продолжая вести огонь. Сначала из правой плоскости самолета показался шлейф белого дыма, а затем после очередной очереди Гречану он взорвался в воздухе. В этот момент появились еще несколько советских истребителей, и Шербанеску приказал своим пилотам выйти из боя. 4 августа 1943 года Гречану сбил Ил-2, а затем 13 августа записал на свой счет еще одну победу. 30 августа румынский ас в числе других пяти летчиков-истребителей был награжден орденом Михая Храброго 3-й степени. 13 февраля 1944 года Гречану был назначен командиром Esc.48 Van., входившей в состав Gr.9 Van., командиром которой в тот же день стал капитан Шербанеску. 10 марта советская авиация совершила очередной налет на аэродром Николаев, на котором тогда базировалась Gr.9 Van. В тот момент, когда советские самолеты штурмовали аэродром, над ним появились Bf-109G-6 лейтенанта Гречану и адъютанта Тибериу Винка, возвращавшиеся после выполненного задания. Не раздумывая, они с ходу атаковали противника. Гречану сбил один «Як», а Винка одержал сразу две победы. 25 апреля в ходе боя между пятью румынскими Bf-109G и группой из восьми Ла-5 и четырех Р-39 Гречану записал на свой счет одну «Аэрокобру». 20 мая 1944 года двенадцать Bf-109G, которые возглавлял капитан Георге Попеску-Киокынел, на высоте 5000 метров пересекли линию фронта. Вскоре Гречану обнаружил внизу справа группу Пе-2, которых сопровождали «Яки», и сообщил ведущему. Попеску атаковал первым и сбил один «Як». Вслед за ним в атаку вышел Гречану, но промахнулся. Однако уже через несколько мгновений ему представился новый шанс одержать победу, и на этот раз Гречану был точен. Остальные «Мессершмитты» атаковали бомбардировщики, и адъютант Йон Панайт сбил один Пе-2. 23 июня 1944 года около 500 бомбардировщиков из 15-й воздушной армии США совершили налет на Плоешти. В бою с сопровождавшими их истребителями «Мессершмитт» Гречану был сбит и совершил вынужденную посадку в 13 км западнее города Гаэшти, расположенного в 61 км юго-западнее Плоешти. Гречану получил ранение и затем два месяца провел в госпитале.
После излечения Гречану в составе Gr.9 Van. осенью 1944 - зимой 1945 гг. участвовал в боевых действиях против Венгрии и Германии.
Всего в ходе Второй мировой войны румынский ас совершил боевые вылеты общей продолжительностью свыше тысячи часов и сбил 20 самолетов. Кроме того, еще 16 его побед были отнесены к разряду вероятных и потому не имеют официального подтверждения.
В послевоенные годы Гречану продолжал служить в румынской авиации. 1 июня 1945 года он входил в группу румынских пилотов, которая принимала участие в большом авиашоу, устроенном союзниками на аэродроме Вена-Нойштадт. Рядом со стоянкой румынских Bf-109G-6 находилась стоянка немецких реактивных истребителей Ме-262. Английский полковник, отвечавший за проведение авиашоу, неожиданно предложил Гречану совершить полет на реактивном «Мессершмитте». Гречану согласился и после 30-минутного инструктажа, проведенного одним из немецких пилотов, совершил вместе с ним десятиминутный ознакомительный полет на Ме-262. Выполнив на следующий день шестиминутный самостоятельный полет, Гречану стал первым румынским пилотом, поднявшимся в воздух на реактивном истребителе.
В 1947 г. в Румынии к власти пришли коммунисты и румынская королевская авиация была переименована в авиацию народной республики Румыния. Она начала перестраиваться по советскому образцу, и в том же году Гречану был уволен из нее.
В 1949 году Тудор Гречану, как участник боев на Восточном фронте и, что более важно, как активный противник нового коммунистического режима, был арестован. Он был приговорен к смертной казни, которая в последний момент была заменена длительным тюремным сроком. Гречану удалось бежать, однако он был пойман и второй раз приговорен к смерти, которая затем была заменена теперь уже пожизненным заключением. Всего в различных тюрьмах и лагерях коммунистической Румынии Гречану провел пятнадцать лет и лишь в 1964 г. был освобожден в числе других политических заключенных.
Умер Тудор Гречану в декабре 1995 г. в Бухаресте.
 
Последнее редактирование модератором:
За год до смерти румынское телевидение показало интервью с Тудором Гречану, где были показаны так же его награды. И вот такой показанный знак знак привлек мое внимание.
 

Вложения

  • NZG.jpg
    NZG.jpg
    62.7 KB · Просмотры: 509
Последнее редактирование модератором:
Это действительно шпанга истребителя за 800 боевых миссий (введенная 29 апреля 1944 года)? По достижении каких критериев она вручалась? Поделитесь информацией, пожалуйста.
Я не оспариваю того, что Тудор Гречану имел право на нее. Просто имея описание боевого пути пока для меня картина как-то целиком не складывается...
 
Последнее редактирование модератором:
Это награды Тудора Гречану, показанные в телевизионном сюжете вместе (и, как я понимаю, далеко не все).
Обращает на себя внимание наличие знака пилота ВВС США. :swoon:
 

Вложения

  • NG.jpg
    NG.jpg
    89.2 KB · Просмотры: 533
Последнее редактирование модератором:
Заставка передачи предварялась коллажем из его наград.
 

Вложения

  • TG1.jpg
    TG1.jpg
    29 KB · Просмотры: 463
  • TG2.jpg
    TG2.jpg
    32.1 KB · Просмотры: 498
  • TG4.jpg
    TG4.jpg
    33.6 KB · Просмотры: 380
  • TG5.jpg
    TG5.jpg
    34.4 KB · Просмотры: 510
  • TG6.jpg
    TG6.jpg
    35.6 KB · Просмотры: 519
который включал в себя и знак пилота ВВС Румынии периода 1941-1945 гг.
 

Вложения

  • TG10.jpg
    TG10.jpg
    34.4 KB · Просмотры: 508
  • TG9.jpg
    TG9.jpg
    32.6 KB · Просмотры: 515
  • TG11.jpg
    TG11.jpg
    32.7 KB · Просмотры: 474
  • TG7.jpg
    TG7.jpg
    31.7 KB · Просмотры: 531
  • TG8.jpg
    TG8.jpg
    32.1 KB · Просмотры: 524
Последнее редактирование модератором:
Лейтенант Николае Полизу со знаком пилота ВВС Румынии периода 1931-1940 гг.
 

Вложения

  • NP.jpg
    NP.jpg
    20.8 KB · Просмотры: 499
Последнее редактирование модератором:
Сверху