Разработка истребителя IAR-80 началась в конструкторском бюро фирмы "Индустрия аэронаутика романа" в 1937 году под руководством профессора И. Гросу. В конструкции была использована часть узлов и агрегатов P-24, выпускавшегося в Румынии по лицензии. В качестве силовой установки было решено использовать двигатель Гном-Рон K.14, также выпускавшийся по лицензии. В декабре 1938 года было завершено изготовление прототипа. В апреле 1939 года он впервые поднялся в воздух. Испытания показали высокие лётные данные нового самолёта: максимальная скорость на 100 км/ч превысила таковую у P-24E. Серийное производство было организовано на заводе в Брашове в марте 1940 года. Принят на вооружение румынских ВВС в феврале 1941 года.
IAR-80 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопороное с хвостовым костылём. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения IAR K.14-IIIC-36 (позже P.14-IVC-32, K.14-1000A) с трёхлопастным воздушным винтом переменного шага VDM9-11131. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В состав вооружения входили 7,92-мм и 13,2-мм пулемёты Браунинг, 20-мм пушки "Эрликон", "Икара" или MG-151, авиабомбы.
Существовали следующие модификации:
IAR-80 - первый серийный вариант. Оснащался двигателем IAR K.14-IIIC-36 (позже P.14-IVC-32). Вооружение состояло из 4 7,92-мм пулемётов. В 1940 году изготовлено 50 самолётов.
IAR-80A - модернизированный. Отличался двигателем IAR K.14-1000A, увеличенной носовой частью фюзеляжа. Вооружение состояло из 6 7,92-мм пулемётов, 100 кг бомб. Весной 1941 года изготовлено 63 самолёта.
IAR-80B - модернизированный. Отличался крылом увеличеного размаха, возможность подвески ПТБ. Вооружение состояло из 4 7,92-мм и 2 13,2-мм пулемётов. Осенью 1941 года изготовлен 31 самолёт.
IAR-80C - с пушечным вооружением. Отличался усиленной бронезащитой, подкосами стабилизатора, усиленной бронезащитой топливных баков. Вооружение состояло из 2 13,2-мм пулемётов и 2 пушек MG-151. В 1942 году изготовлено 100 самолётов.
IAR-80DC - учебный. Отличался двухместной кабиной. После войны переоборудовано несколько самолётов.
IAR-81 - истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80A. Отличался наличием бронирования, подфюзеляжной подвеской для бомбометания с пикирования. Мог нести 2 бомбы по 50 кг под крылом и одну 225 кг под фюзеляжем. Летом 1941 года изготовлено 40 самолётов.
IAR-81A - истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80B. Осенью 1941 года изготовлено 29 самолётов.
IAR-81B - доработанный. Вооружение состояло из 2 7,92-мм и 2 13,2-мм пулемётов, 2 пушек "Эрликон" ("Икара"). Изготовлено 50 самолётов.
IAR-81C - истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80C.
Серийное производство продолжалось до 1 января 1943 года. Всего изготовлен 461 самолёт всех модификаций. Самолёты IAR-80 применялись румынами с июня 1941 года в боях в Молдавии и на юге Украины, а также в ПВО городов Румынии. Затем они участвовали в Сталинградской битве. С января 1943 года все самолёты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти. С сентября 1944 года воевали против немцев в Трансильвании, Венгрии и Южной Словакии. IAR-80 был снят с вооружения в июне 1945 года, но в январе 1946 года вновь принят на вооружение и снят в августе 1949 года. Отдельные учебные самолёты эксплуатировались до 1952 года.