"Крылья" союзников.

Николае Полизу (слева) и Тудор Гречану.
Инресна куртка Полизу с нашивками на ее кармане (обозначение воинского звания и принадлежность к истребительной авиации).
 

Вложения

  • NPTG.jpg
    NPTG.jpg
    71.3 KB · Просмотры: 489
Нарушу хронологию :mda:, но хочу показать несколько интересных фото пилотов США с пилотскими знаками ВВС Румынии. :wink3:
Три пилота ВВС США, находившиеся в румынском плену, читают румынскую газету. К военнопленным американцам в Румынии относились существенно лучше, чем в лагерях для военнопленных в любой другой стране Европы. Но, судя по газете фото уже после 23 августа 1944 года.
У крайнего слева американца - знак пилота ВВС Румынии периода 1915-1927 гг.
 

Вложения

  • RPP1.jpg
    RPP1.jpg
    117.9 KB · Просмотры: 483
Последнее редактирование модератором:
Бывший пленный американский пилот с немецкой каской и знаком пилота ВВС Румынии периода 1941-1947 гг., на куртке. Фото после 23 августа 1944 года.
 

Вложения

  • RPP2.jpg
    RPP2.jpg
    110.7 KB · Просмотры: 401
Последнее редактирование модератором:
Руководитель Румынии маршал Ион Антонеску (справа) на смотре королевских ВВС Румынии, 1943 год.
 

Вложения

  • MAIRP.jpg
    MAIRP.jpg
    120 KB · Просмотры: 379
Темный аксельбант - свидетельство награждения орденом Михая Храброго (Тудор Гречану был награжден этим орденом 3-й степени).
Наглядно - экспонаты музея военной авиации в Бухаресте.
Аксельбант и орден Михая Храброго 3-й степени, принадлежавшие пилоту королевских ВМС Румынии - лейтенанту Думитру Дарьяну.
 

Вложения

  • OMH.jpg
    OMH.jpg
    76.1 KB · Просмотры: 463

Вложения

  • DD.jpg
    DD.jpg
    43.6 KB · Просмотры: 404
  • DD2.jpg
    DD2.jpg
    67 KB · Просмотры: 425
Самые "настоящие" "крылья союзников" - лучший румынский истребитель второй мировой войны IAR-80.
Слово "настоящие" взято в кавычки не случайно. После окончания войны, уцелевшие румынские истребители IAR-80 (всех модификаций) вернулись в Румынию и продолжали быть основными боевыми истребителями румынских ВВС до конца 1949 года. Затем их заменили на советские Ла-7 и Як-9. К началу 1950 года на аэродроме Пипера еще оставалось несколько уцелевших IAR-80. Их решили переоборудовать в двухместный учебный самолет. Машина получила индекс IAR-80DC и имела дополнительную открытую кабину для курсанта спереди. Для этого пришлось пожертвовать емкостью топливных баков, и продолжительность полета составляла всего 25 минут. Учебные IAR-80DC эксплуатировались до 1952-го. Потом их списали, и ни одного экземпляра самолета не сохранилось. Но, в 80-х годах для музея военной авиации в Бухаресте был изготовлен полномасштабный макет IAR-80А - см. его фото ниже.
 

Вложения

  • IAR5.jpg
    IAR5.jpg
    96.2 KB · Просмотры: 478
IAR-80A
Размах крыла 10.52 м
Длина 8.97 м
Высота 3.60 м
Площадь крыла 15.97 м2
Масса пустого самолета 2110 кг
Нормальная взлетная масса 2720 кг
1 поршневой двигатель IAR K.14-1000A,
Мощность 1 х 1000 л.с.
Максимальная скорость 485 км/ч
Крейсерская скорость 424 км/ч
Практическая дальность 730 км
Максимальная скороподъемность 670 м/мин
Практический потолок 10500 м
Экипаж 1 человек
Вооружение: шесть 7.92-мм пулеметов Browning FN
 

Вложения

  • IAR7.jpg
    IAR7.jpg
    89.4 KB · Просмотры: 500
Последнее редактирование модератором:
Разработка истребителя IAR-80 началась в конструкторском бюро фирмы "Индустрия аэронаутика романа" в 1937 году под руководством профессора И. Гросу. В конструкции была использована часть узлов и агрегатов P-24, выпускавшегося в Румынии по лицензии. В качестве силовой установки было решено использовать двигатель Гном-Рон K.14, также выпускавшийся по лицензии. В декабре 1938 года было завершено изготовление прототипа. В апреле 1939 года он впервые поднялся в воздух. Испытания показали высокие лётные данные нового самолёта: максимальная скорость на 100 км/ч превысила таковую у P-24E. Серийное производство было организовано на заводе в Брашове в марте 1940 года. Принят на вооружение румынских ВВС в феврале 1941 года.
IAR-80 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопороное с хвостовым костылём. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения IAR K.14-IIIC-36 (позже P.14-IVC-32, K.14-1000A) с трёхлопастным воздушным винтом переменного шага VDM9-11131. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В состав вооружения входили 7,92-мм и 13,2-мм пулемёты Браунинг, 20-мм пушки "Эрликон", "Икара" или MG-151, авиабомбы.
Существовали следующие модификации:
IAR-80 - первый серийный вариант. Оснащался двигателем IAR K.14-IIIC-36 (позже P.14-IVC-32). Вооружение состояло из 4 7,92-мм пулемётов. В 1940 году изготовлено 50 самолётов.
IAR-80A - модернизированный. Отличался двигателем IAR K.14-1000A, увеличенной носовой частью фюзеляжа. Вооружение состояло из 6 7,92-мм пулемётов, 100 кг бомб. Весной 1941 года изготовлено 63 самолёта.
IAR-80B - модернизированный. Отличался крылом увеличеного размаха, возможность подвески ПТБ. Вооружение состояло из 4 7,92-мм и 2 13,2-мм пулемётов. Осенью 1941 года изготовлен 31 самолёт.
IAR-80C - с пушечным вооружением. Отличался усиленной бронезащитой, подкосами стабилизатора, усиленной бронезащитой топливных баков. Вооружение состояло из 2 13,2-мм пулемётов и 2 пушек MG-151. В 1942 году изготовлено 100 самолётов.
IAR-80DC - учебный. Отличался двухместной кабиной. После войны переоборудовано несколько самолётов.
IAR-81 - истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80A. Отличался наличием бронирования, подфюзеляжной подвеской для бомбометания с пикирования. Мог нести 2 бомбы по 50 кг под крылом и одну 225 кг под фюзеляжем. Летом 1941 года изготовлено 40 самолётов.
IAR-81A - истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80B. Осенью 1941 года изготовлено 29 самолётов.
IAR-81B - доработанный. Вооружение состояло из 2 7,92-мм и 2 13,2-мм пулемётов, 2 пушек "Эрликон" ("Икара"). Изготовлено 50 самолётов.
IAR-81C - истребитель-бомбардировщик на базе IAR-80C.
Серийное производство продолжалось до 1 января 1943 года. Всего изготовлен 461 самолёт всех модификаций. Самолёты IAR-80 применялись румынами с июня 1941 года в боях в Молдавии и на юге Украины, а также в ПВО городов Румынии. Затем они участвовали в Сталинградской битве. С января 1943 года все самолёты были сосредоточены в ПВО Бухареста и в районе Плоешти. С сентября 1944 года воевали против немцев в Трансильвании, Венгрии и Южной Словакии. IAR-80 был снят с вооружения в июне 1945 года, но в январе 1946 года вновь принят на вооружение и снят в августе 1949 года. Отдельные учебные самолёты эксплуатировались до 1952 года.
 

Вложения

  • IAR6.jpg
    IAR6.jpg
    94.1 KB · Просмотры: 342
Но Румыния во Второй Мировой войне активно применяла и немецкие самолеты. В качестве примера - в апреле 1939 года был заключен договор о продаже Румынии 30 самолетов Не 112. В течение лета румынские летчики группами по 10 человек прибывали на аэродром Люфтваффе в Регенсбурге, где проходили переподготовку и своим ходом отгоняли истребители в Бухарест. В ходе обучения один Не 112 потерпел катастрофу, но немцы позднее компенсировали эту потерю новой машиной. К началу октября все истребители достигли места назначения. Из них сформировали 5-ю истребительную авиагруппу в составе двух (51-й и 52-й) эскадрилий. Эмблемой авиагруппы стал пес Плуто из популярного в те годы мультфильма, правда, нарисовали его не на всех самолетах.
Вскоре после прибытия первых Не 112 румыны провели сравнительные испытания немецкого истребителя с новой машиной собственной разработки IAR-80. Сравнение оказалось не в пользу немецкой машины. Недостаточная мощность двигателя в полной мере дала себя знать. IAR-80, оснащенный 900-сильным мотором и крылом большей площади, развивал примерно равную с Не 112 максимальную скорость, но превосходил конкурента в маневренности, скороподъемности и потолке. К тому же он был проще в пилотировании. Единственным преимуществом Не 112 оставалось пушечное вооружение, так как на IAR-80 стояли только пулеметы винтовочного калибра.
 

Вложения

  • IAR4.jpg
    IAR4.jpg
    67.7 KB · Просмотры: 393
Последнее редактирование модератором:
Эмблема на фюзеляже демонстрирующегося в музее IAR-80A, в виде Микки Мауса на коне и с копьем в руке, обозначает принадлежность самолета к 9-й истребительной авиагруппе, которой командовали румынские асы - капитаны Шербанеску (до 18 августа 1944 года) и Кантакузино (до 9 мая 1945 года). Эмблема была создана в качестве пародии на сюжет "Святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии, на серебряном коне, поражает золотым копьем черного Змея".

На третьей фотографии, на полевом аэродроме, вторым, запечатлен реально существовавший истребитель IAR-80A с номером 112.
 

Вложения

  • IAR2.jpg
    IAR2.jpg
    68.5 KB · Просмотры: 497
  • IARSMM.jpg
    IARSMM.jpg
    83.6 KB · Просмотры: 464
  • IAR1.jpg
    IAR1.jpg
    79 KB · Просмотры: 492
  • EDIG.jpg
    EDIG.jpg
    19.1 KB · Просмотры: 368
Последнее редактирование модератором:
Разработка истребителя IAR-80 началась в конструкторском бюро фирмы "Индустрия аэронаутика романа" ...
После войны фирма "Индустрия аэронаутика романа" (IAR) была преобразована в предприятие "Совромтрактор" и занималась производством "мирной продукции", но с сохранением аббревиатуры в названнии модели - например тракторов IAR-22.
 
Сейчас станет понятно, зачем понадобилось отступление в виде рассказа о лучшем румынском истребителе второй мировой войны IAR-80, ибо речь пойдет об очень редком (пусть и неофициальном знаке), непосредственно с ним связанном.

Знак пилота 8-й истребительной авиагруппы, сформированной 22 февраля 1941 года, в составе 2-й истребительной флотилии (8-я истребительной авиагруппа - первое авиасоединение королевских ВВС Румынии, вооруженное новыми истребителями IAR-80, состоящее из 59-й и 60-й истребителной эскадрилий). Имеет по контуру накладное обрамление в виде венка, состоящего из дубовых (с левой стороны) и лавровых (с правой стороны) листьев, увенчанного королевской короной. В нижней части знака обозначено название стоявшего на вооружении 8-й истребительной авиагруппы истребителя "IAR 80", рельефно помещенное на горизонтальную прямоугольную пластину. Все внутреннее пространство знака, ограниченное венком и пластиной имеет эмалевое покрытие голубого цвета, символизирующее небо. В верхней части, под короной нанесена аббревиатура подразделения на румынском языке – "G8V" ("Grupul 8 Vanatoare") символы которой имеют внутри эмалевое покрытие темно-синего цвета и, сразу под ней располагается фронтальный силуэт собственно самого истребителя IAR 80, выполняющего боевой маневр в полете с креном на правое крыло, и составляющий неотъемлемую часть накладки наравне с венком, короной и пластиной. Крепление накладки к круглой металлической пластине, составляющей основу знака, осуществлено посредством трех "усов". Крепление знака - вертикальная игла с крюком.

Вот такой стилистически выдержанный неофициальный красавец (в первозданном виде посеребренный), заказывавшийся в частном порядке, пилотами 8-й истребительной авиагруппы.
Известны знаки с креплением накладки посредством расклепанных, а не загнутых "усов".

Аверс.
 

Вложения

  • G8V1.jpg
    G8V1.jpg
    50.4 KB · Просмотры: 467
Последнее редактирование модератором:
Реверс.
 

Вложения

  • G8V2.jpg
    G8V2.jpg
    39.8 KB · Просмотры: 406
Последнее редактирование модератором:
Знак пилота 8-й истребительной авиагруппы
Экспонат музея военной авиации в Бухаресте в составе группы знаков, вместе с уже показавшимися в этой теме ранее знаками пилота и наблюдателя ВВС Румынии периода 1941-1947 гг.
 

Вложения

  • G85.JPG
    G85.JPG
    103.7 KB · Просмотры: 477
  • G86.JPG
    G86.JPG
    35.4 KB · Просмотры: 474
Последнее редактирование модератором:
Вот такой стилистически выдержанный неофициальный красавец (в первозданном виде посеребренный), заказывавшийся в частном порядке, пилотами 8-й истребительной авиагруппы.
И, почему-то, как правило, безобразно отображаемый в различной литературе. :mda:
 

Вложения

  • G83.jpg
    G83.jpg
    39.1 KB · Просмотры: 466
Последнее редактирование модератором:
Генералы Константин Балта (слева) и Йоан Добран (справа) со знаками пилотов ВВС Румынии периода 1941-1947 гг. Кроме того, Йоан Добран один из тех, кто проходя службу в 9-й истребительной авиагруппе, использовал упоминаемое выше изображение Микки Мауса на фюзеляже своего самолета. Более того, он был ведомым у обоих командиров группы - капитана Шербанеску (до 18 августа 1944 года) и капитана Кантакузино (до 9 мая 1945 года).
 

Вложения

  • BD.jpg
    BD.jpg
    93.6 KB · Просмотры: 491
Последнее редактирование модератором:
Генерал Люфтваффе Отто Деслох со знаком пилота ВВС Румынии периода 1941-1947 гг., на церемонии освящения нового румынского ME-109 вместе с командованием королевских ВВС Румынии.
 

Вложения

  • OD.jpg
    OD.jpg
    80.4 KB · Просмотры: 453
Последнее редактирование модератором:
Максим, читаю с удовольствием. Продолжайте...:drinks:
 
на церемонии освящения нового румынского ME-109
"Мессершмитты" Me 109G так же активно использовались румынами во время войны. В том числе все в той же 9-й истребительной авиагруппе с нанесенной на них эмблемой в виде Микки Мауса на коне и с копьем в руке.
 

Вложения

  • RME1.jpg
    RME1.jpg
    52.7 KB · Просмотры: 498
  • RME2.jpg
    RME2.jpg
    57.8 KB · Просмотры: 376
  • RME3.jpg
    RME3.jpg
    57.3 KB · Просмотры: 446
  • RM1.jpg
    RM1.jpg
    64.6 KB · Просмотры: 430
  • RM2.jpg
    RM2.jpg
    60.6 KB · Просмотры: 420
Последнее редактирование модератором:
Сверху